Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Малыш знакомятся со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности ребенка и влияющий на его протекание.
Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах ребенок проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (их удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека.
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.
В последние годы, и об этом приходится говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, прививая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Поэтому взрослые (родители, воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, я пришла к выводу: формирование “умных” эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать – приоритетных задач воспитания.
Была написана Программа психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (представлен план программы Приложение № 1, представлено подробное описание трех занятий Приложение № 2).
Известно, что в процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не меняется. Ее необходимо развивать.
Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека реагировать на них. Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Механизм, который приводит в движение когнитивные процессы – эмоции, – средство активизации его произвольного поведения, включения в деятельность. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностное отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Ведь в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен наблюдать за объектом, рассуждать по поводу его свойств, связями с другими объектами, фантазировать, увлеченно рисовать, играть. Эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, изменяют их направленность, избирательность.
Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее “центрального звена” (Л.С. Выготский). Какие бы понятия ни формировались у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Психолого-педагогическое сопровождение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста дает положительные результаты. За период работы прослеживается положительная динамика в увеличении числа детей с преобладанием бодрого, уравновешенного эмоционального состояния. Дети научились дифференцировать, интерпретировать, адекватно различать явления окружающей действительности, эмоциональные состояния других людей, научились анализировать ситуацию по картинке, повысился фон настроения, нормализовалась широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, сформировались навыки общения, сотрудничества с детьми и взрослыми. На профилактических занятиях повысилась, активность, инициатива, любознательность. На коррекционно-профилактических занятиях дети испытывали удовлетворение от общения друг с другом, замечали огорчение, радость, восторг, удивление, и др. у взрослых и сверстниках. После занятий в течение дня дети активны, подвижны, проявляют желания получать новые знания.
Воспитатели и родители высказывают положительные отзывы. Отмечали, что у детей сформировалась, адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере; чувственной сфере в мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движением всего тела), вокальной мимике (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме).
Итак, четкая профессионально сложенная и продуктивная работа психолога, с участием педагогов, родителей и благополучным микроклиматом в детском саду – залог оптимального развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.