Цели:
Обучающая:
- Познакомить детей с разнообразием растений, с основной классификацией растений;
- Рассмотреть особенности каждой группы растений.
Развивающая:
- Научить детей различать группы растений;
- Выделить основное свойство объединяющие все растения – зеленый цвет;
- Уметь различать группы и виды растений.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к природе, интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, экран для показа фильма, макет солнца, нотный стан, нотки из картона, творческие работы детей, кроссворды.
Ход урока
1. Организационный момент:
Настроение хорошее?
2. Повторение пройденного.
Беседа: Ребята сегодня на уроке нам будет сопутствовать солнышко, чтобы наше настроение было радостным и солнечным.
- На прошлом занятие мы говорили о почве, почему
её называют “чудесной кладовой?” (в этой
“чудесной кладовой” растут растения).
- Назовите главную часть почвы? (перегной)
- Для чего необходим перегной? (для роста
растений)
- Что образует перегной? (растения и останки
насекомых или животных)
- Какое основное свойство почвы? (плодородие –
способность почвы давать высокие урожаи культур)
- Какие бывают почвы? (серые лесные,
подзолистые, черноземы, каштановые, солонцы,
красноземы, сероземы)
- Ребята, какими не были почвы, на них растут
разные растения. Каждое растение
приспосабливается к разным условиям.
- На уроке рисования вы рисовали растения, а
солнышко поиграло и вот что получилось. Давайте,
посмотрим. Вы, догадались о чем мы будем говорить
сегодня на уроке?
3. Объявление темы урока: “Разнообразие растений”.
Работа над новым материалом (читает учитель).
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Человек и время года –
Это все вокруг –………..
- Природу можно сравнить с оркестром, где каждый исполняет свою мелодию. Но есть и дирижер этого оркестра, который всех видит и управляет всеми. Сегодня дирижером нашего природного оркестра будет – солнце. А как вы считаете, почему солнце будет нашим главным дирижером? (Солнце является источником света и тепла и без него не может существовать все живое).
Перед солнцем нотный стан и семь нот, оно будет направлять нас в течении всего урока, а вы будете оркестрантами, чтобы в конце получилась мелодия.
Итак, в путь!
Первое испытание – разгадывание кроссворда.
Вы должны узнать ключевое слово по вертикале (кроссворды у каждого ребенка на парте).
- Дерево, дающее плоды – желуди.
- Цветок для гадания.
- Зелёный ковер земли.
- Хоть не огонь, а жжётся.
- Она напоминает манжет.
- О ней говорят “плакучая”.
- Лакомство коров и зайцев.
- Семена используют в кулинарии.
- Ботаника – произошло от греч.слова “ботанэ”, что означает зелень, трава, растение.
Прочитаем на с.72 определение.
Вот первая нотка на нашем стане (выставляется 1 нотка).
- Солнышко дает нам следующий взмах. Сейчас мы будем работать не только с учебником, но и с нашими бортовыми журналами.
(Чтение 2-го абзаца).
Знакомство с первой группой – водоросли-ламинарии. + с. 29 тетради.
Почему их так называют? (Растут в воде).
Прочитаем о водорослях на с 72.
- Водоросли, это самые простые из растений, их тело не делится на корень, стебель и листья. (Показ учителем (на столе композиция из растений) водоросли имеют наросты – ризоиды). Размножаются водоросли с помощью спор. Кроме зелёных водорослей, встречаются красные, бурые это говорит о том, что в них содержится больше йода. (Показ морской капусты (салат)).
- Найдите водоросли, поставьте цифру 1.
А на стане появилась вторая нотка.
Кто видел мох? Вот он – кукушкин лён, напоминает лён (учитель дает потрогать мох).
Чтение абзаца МХИ.
- Мхи считаются предками всех остальных наземных растений. Они одни из первых выбрались из водной среды на сушу. У них появляются: лист, стебель, но нет настоящих корней – выросты (ризоиды).
Работа в тетради.
Найдите на рисунке и поставьте цифру два, а я помещаю следующую нотку на стан.
Прочитаем о самом загадочном растении, которому присущи какие-то чудесные свойства, будто бы он в ночь накануне дня Ивана Купалы цветет, а оказывается это лишь легенды и папоротник цветов не имеет. А свое название взяло от однокоренного ему слова “перо”, не правда ли все эти стебли, напоминают перо? Вот оно это растение.(показ)+ корень.
Читаем и ставим цифру 3.
А на стане 4 нотка.
А вот перед вами какие растения? – ХВОЙНЫЕ.
Как вы думаете, какое самое распространенное дерево в российских лесах? (береза – 13%, ель – 10%, сосна – 16%, но лиственница опередила всех – целых 38 %). Почему она получила свое название - лиственница? (Хвоя осенью опадает, как листья).
Кто найдет сосну и покажет? Ель? Можжевельник…
Найдите в тетради хвойные растения и поставьте цифру 4.
А солнышко напоминает о пятой нотке.
ФИЗПАУЗА
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
А сейчас мы подошли к самым красивым растениям - цветковые растения – это все растения, которые имеют цветы, даже самые невзрачные цветы тысячелетника, сурепки, кислицы. Вы, наверное, обратили внимание на красивые цветы фиалок, бархатцев, маргаритки, календулы, выскочки и др. Зачитаем с 72.
И, поставим в тетради последнюю 5 цифру.
- Среди цветов встречаются и цветы – паразиты, например раффлезия, самый большой цветок в мире, этот цветок растет на корнях лианы и лианы погибают от такого соседства. Есть и растения – хищники, которые привлекают насекомых, листья начинают сжиматься и выделяется пищеварительный сок, который расщепляет тело пленника.
Шестая нотка.
Но эта нотка зазвучит в том случае, если вы выполните задание 2 в тетради и объясните, почему вы зачеркнули именно это растение.
А) Морская капуста (ламинария);
Б) Липа (цветковые).
А теперь поговорим о видах.
В каждой группе растений много видов.
Вид это группа растений сходных по внешним признакам.
Подумайте, по каким признакам вы стали бы распределять растения:
- По высоте, размерам;
- По форме листа;
- По окраске….
Прочитаем задание на с. 74.
Запишем в тетради. Дети будут путаться называя всё количество растений, вместе с ними назовите растения, которые встретились в учебнике (одуванчик, подорожник, клевер):
- Одуванчик – 2;
- Подорожник – 2;
- Клевер – 3.
Всего растений 3 вида.
7 нотка. Но не хватает основного – скрипичного ключа, что бы музыка зазвучала.
Откроем последнюю нашу страничку бортового журнала С.31.
Дети должны хорошо понять, что растения могут быть цветковые, но относиться к разным видам.
Яблоня и дуб – это растения разных видов.
Форма листьев разная.
Плоды яблони – яблоко, а плоды дуба – желудь. (Демонстрация гербария).
Нарисуете плоды дома и по с. 75 учебника выполните задание 7.
- Закройте страницы нашего бортового журнала,
положите на край стола.
- Зачитаем вывод на с. 75 учебника. Закроем
страничку.
Солнышко по праву нам вручает скрипичный ключ и просит нас постараться вспомнить все, что было сегодня у нас на уроке.
Просмотр фильма о растениях под музыку Plaisir Diamour (Trad) (2 мин.)
Вам понравилась музыка, которую вы составили вместе с солнышком?
- Что вы вспомнили? (О разнообразии растений, что все растения имеют зеленый цвет; что растения могут быть одной группы, но разных видов).
Спасибо! Вы сегодня, были настоящими музыкантами, и у нас получился хороший оркестр. О чем ещё мы должны помнить - по отношению к природе? (О её охране – любить и уважать природу), а об этом мы поговорим на следующем уроке.
Мне хочется закончить урок следующими строчками Гамзатова:
“Нет фальши в песнях облаков и вод
Деревьев, трав и каждой твари божьей,
Всё в мире голосом своим поёт,
На голоса другие не похожим…”