Задачи: познакомить с произведением Г. Скребицкого "Весна - художник", формировать умение выражать своё отношение к прочитанному, развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь к природе.
Ход урока
1. Организация класса.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
"Доброе утро!"
2. Активизация учащихся. Актуализация знаний.
1) Работа в тетради. С.55 - найдите и прочитайте загадку (молча).
Прочитать и назвать отгадку.
- Какие слова помогли отгадать? Записать отгадку.
2) "Узнай произведение"
- Прослушайте отрывки из прочитанных произведений и с помощью модели назовите их.
Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.
(А. Чехов "Весна")
Рисунок № 1
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А. Пушкин "Гонимы вешними лучами")
Рисунок № 2
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
(Народная песня "Весна, весна красная!")
- Что объединяет эти произведения?
3. Подготовка к первичному восприятию. Сообщение темы.
- Весна - прекрасное время года. Природа пробуждается от зимнего сна. Кругом все весело, ласково, приветливо.
И сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне, поговорим о красоте родной природе.
4. Знакомство с новым произведением.
С. 84 - прочитайте автора, заголовок. Назовите произведение.
- Судя по названию, о чём пойдёт речь в этом произведении
1) Первичное восприятие. Чтение учителем.
- А теперь послушайте и проверьте свои предположения.
-Совпали ли наши предположения?
- Поделитесь своими впечатлениями.
2) Проверка первичного восприятия.
- Почему автор назвал Весну художником?
- Определите жанр этого произведения. (это сказка, рассказ, стихотворение)
- Почему?
3) Моделирование обложки.
Работа в тетради. С. 55, з.2 - самостоятельно.
Проверка по образцу.
4) Вторичное восприятие (аналитическое чтение)
- Прочитаем и понаблюдаем, как весна работала.
Чтение "по цепочке"
- Что нарисовала Весна?
Найдите в тексте какими кисточками рисовала Весна?
- А почему?
- А какие краски использовала Весна?
- Что она нарисовала этой краской? Ответ подтвердите словами текста.
Итог: как красиво весна вступает в свои права!
- Кого можно увидеть в ожившем весеннем лесу? Прочитайте.
- Как думаете, какие чувства побудили автора написать это произведение? Для ответа можете использовать слова, которые напечатаны на доске и называют чувства.
- удивление
- восхищение
- огорчение
- тревога
- равнодушие
- тоска
- Приходилось ли вам испытывать такие чувства?
-Прочитайте медленно произведение и карандашом подчеркните красивые выражения, интересные сравнение, которые использует автор для описания природы.
Проверка.
- Верно ли, что Г. Скребицкий словами нарисовал яркие картины весны?
5) Первичное восприятие картины Бакшеева В.Н. "Голубая весна".
- Перейдём в нашу картинную галерею. Перед вами репродукция картины. Рассмотрите её.
- Как бы вы назвали эту картину?
- А вот художник В. Н. Бакшеев назвал её "Голубая весна".
- Как думаете, почему "Голубая весна"?
- Какое настроение картины?
- Какие краски для этого использовал?
- В.Н.Бакшеев все свои картины писал с натуры, т.е. на открытом воздухе.
Представьте, что мы оказались в этих местах, которые изображены на картине. Посмотрим вокруг и постараемся понять, что видел и чувствовал художник. (ответы детей)
-А есть ли что-то общее между этими произведениями?
- Если бы вы были художником, какую иллюстрацию выполнили бы к произведению Г. Скребицкого?
Просмотрите рассказ и выберите отрывок, который произвёл на вас самое сильное впечатление.
6) Работа над страничкой-иллюстрацией.
5. Итог урока.
Выставка работ.
- Определите, какие из работ наиболее полно отражают описание природы.
- С каким литературным произведением познакомились? (рассказать по модели)
- А свои впечатления вы передали с помощью своих рисунков.