Особенности вероучения и культа ислама

Разделы: История и обществознание


Цели занятия:

  • уметь объяснять основные термины и понятия;
  • уметь выделить основные положения вероучения и культа ислама (пять догматов вероучения и пять столпов веры);
  • иметь представление об особенностях этики ислама

Межпредметные связи: история (арабский халифат), философия Cредних веков

Хронокарта занятия (90 мин)

Этап Занятия

Время(мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Методобес

Печение

Орг. момент

2

Проверка присутствия, формы одежды, готовности к занятию

Приветствие, ответы на вопросы устранение замечаний

 

Мотивация Целеполагание

3-5

Озвучивание темы, ее значимости, актуальности

Настой на учебную деятельность

Слайды презентации

Контроль исходного уровня знаний

10-15

Опрос по теме д/з (фронтальный, индивид. письменный)

Устные и письменные ответы

Раздаточный материал

Усвоение новой информации

40 - 45

Изложение нового материала, беседа, просмотр и обсуждение видео, организация под контролем преподавателя самостоятельной работы студентов (СРС)

Слушают, конспектируют, отвечают на вопросы к в/ф, самостоятельно работают с таблицей и учебником “Праздники в исламе”

Слайды презентации раздаточный материал: таблица видеофильм “Мечеть”

Закрепление знаний

10-15

Обучающее тестирование Контрольные вопросы

Выполнение заданий, само– и взаимооценка анализ решений,

Разд.материал (слайды)

Подведение итогов, анализ

5-7

Оценка работы. Выставление отметок

Рефлексия

 

Домашнее задание

2-3

Объяснение заданий на дом, инструктаж

Запись домашнего задания.

Обеспечение занятия

А. Наглядные материалы видео-фильм “1001 ночь. Ислам. Мечеть”, слайды презентации

Б. Раздаточный материал: тестовые задания, карточки для индивидуального опроса, вопросы к видеофильму, таблица

В. Технические средства обучения ПК, ТV

Г. Литература: Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / под общ.ред. проф. В. И. Жукова. – М., 2004 – Тема 8, стр.233-240

Ход занятия.

1. Оргмомент

Приветствие. Регистрация присутствующих. Оценка и контроль готовности к занятию. Просьба приготовить ручки, закрыть тетради, отложив их в сторону.

2. Введение

На экране слайды: Название темы. План занятия. Цели занятия.

Мотивация

По разным оценкам сегодня в России живёт от 11 до 22 млн. приверженцев ислама – мусульман, которые принадлежат к разным этносам: татарам, башкирам, чеченцам, кабардинцам и т.д. Второе место по численности после христиан занимают мусульмане в Москве. Медицинским работникам по долгу службы приходится сталкиваться при исполнении профессиональных обязанностей с представителями разных конфессий. Поэтому они должны иметь чёткое представление не только о светском, но и о религиозном образе жизни пациентов различного вероисповедания.

Например, о том, что мусульмане предпочитают, чтобы медицинскую помощь женщинам оказывали женщины- медработники, а мужчинам – мужчины. Или о том, что когда мусульманин умирает в больнице, то родственники обычно бывают благодарны персоналу, если им позволяют забрать тело покойного без промедления для совершения ритуального омовения и погребения.

Таким образом, изучение данного раздела не только углубит знания по теории и истории ислама и расширит ваш кругозор, но и позволит вам применить полученные знания в профессиональной деятельности; более профессионально исполнять свои обязанности в будущем, реализуя и защищая права пациентов разных вероисповеданий. Кроме того, изучение данного раздела учебной дисциплины “Религиоведение” способствует формированию толерантного (т.е. терпимого) мышления и сознания, что особенно важной в такой многонациональной и многоконфессиональной стране как Россия.

На сегодняшнем занятии вы

  • познакомитесь с новыми терминами и понятиями по теме,
  • получите представление об основных догматах, религиозных обязанностях и этике ислама.

3. Контроль исходного уровня знаний

  1. На первые парты вызываются студенты для индивидуальной письменной работы по карточкам (6 человек)
  2. Одновременно с оставшимися студентами проводится устный фронтальный опрос по теме “Возникновение ислама, его основные ветви и источники вероучения”. В ходе опроса осуществляется коррекция исходного уровня знаний.

Вопросы для фронтального опроса

  1. Где и когда возник ислам?
  2. Кто и почему считается основателем ислама?
  3. Как называются главные течения в современном исламе?
  4. Какая книга является священной для мусульман?
  5. Что означает слово “Коран” в буквальном переводе с арабского языка?
  6. Кто, как и где передал Коран Мухаммаду?
  7. Каково строение (структура) Корана?
  8. Что мы знаем о жизни Мухаммада?
  9. С какого времени мусульмане ведут своё летоисчисление?
  10. Как ведётся летоисчисление в мусульманских странах?
  11. Какое место в истории ислама занимает город Ясриб? Как он называется сейчас?
  12. Кто такие халифы и каково их значение в истории ислама?
  13. Что такое Арабский халифат?
  14. Где и когда начал складываться культ ислама?
  15. Что является главной святыней ислама?
  16. Какие книги дополняют Коран?
  17. Каково главное требование Ислама?

4. Изложение нового материала

Новый информационный материал излагается по плану: Символ веры ислама: основные догматы и религиозные обязанности. Мечеть. Исламские обряды. Праздники в исламе. Этика ислама. Ислам в России: Татарстан, Осетия, Башкирия, Чечня Дагестан, Ингушетия, и др.

Для удобства восприятия и помощи при конспектировании используется раздаточный материал: перечень терминов, опорная таблица, , вопросник к видеофильму .

Информационный материал излагается в форме лекции с элементами беседы.

в разделе “Намаз” демонстрируется фрагмент видеофильма. При просмотре студенты делают краткие пометки в конспекте, используя вопросник. Проводится беседа с последующими выводами по особенностям культа ислама.

5. Закрепление нового материала

Выходной контроль усвоения нового материала включает в себя тестовое задание открытой формы. Так как весь материал ещё не усвоен, проверяется умение выполнять задание с использованием записей в конспекте (или с помощью учебника). В ходе проверки задания используются элементы самообучения и самоконтроля: студенты обмениваются работой с соседями, проверяют работы друг друга, затем вновь обмениваются и под диктовку преподавателя выставляют себе баллы за правильные ответы. Подсчёт баллов показывает потенциальную отметку.

6. Подведение итогов

Краткий анализ занятия, оценка этапов занятия: допущенные ошибки и хорошие результаты, подготовленность студентов, их активность и пассивность.

Объявление отметок за работу на уроке.

7. Задание на дом

  • Подготовить тестовое задание закрытого типа, используя словарные слова и инструкцию по составлению тестов.
  • Выписать в свой словарь новые термины, сделать сорбонки, термины выучить.
  • Подготовиться к семинару, итоговому опросу по всему материалу раздела “Ислам”.
  • С целью более глубокого изучения материала подготовить к семинару сообщения (слайды презентации) по разделу “Ислам” (задание на выбор студентов)

Словарь терминов

Айат – коранический стих

Джинн–(араб., буквально - дух), в Коране фантастическое существо из чистого (бездымного) огня, созданное аллахом. Д. делятся на принявших ислам и делающих добро и на "неверных", которые вводят людей в заблуждение, насылают на них болезни.

Джихад – (от араб. глагола джахада – “прилагать усилия”) - битва за веру усердие, рвение во имя бога, первоначально под Джихадом понималась борьба в защиту и за распространение ислама

Закят – араб., букв. - очищение) – милостыня бедным – религиозный “очистительный” налог у мусульман, взимание которого предписано в Коране, а размеры и правила обложения разработаны в шариате.

Иблис – падший ангел в исламе

Кааба – (араб. ка'аба - куб) - святилище ислама.: священный четырехугольный храм в Мекке, со вделанным в северную стену его “Черным камнем”. Мухаммад сделал его главной святыней мусульманского мира и стороной, к которой нужно обращаться во время молитвы.

Коран (араб. – читать в слух, декламировать) – Священная Книга ислама

Мазар (араб. - место паломничества, поклонения), место, почитаемое мусульманами как святое; обычно гробница или могила с возведённым над ней сооружением.

Масджид – небольшая мечеть для индивидуальной молитвы. Мечети.

Мечеть (от араб. масджид - место поклонения), культовое мусульманское сооружение. В 7-8 вв. сложился тип прямоугольной в плане М. с окруженным галереями двором и многостолпным молитвенным залом.

Минарет – башня, с которой муэдзин призывает мусульман на молитву

Михраб (араб. – “святилище”) – в исламской архитектуре молитвенная ниша в стене мечети, обращенной к Мекке. Обычно к михрабу ведут несколько ступеней

Муэдзин - человек, призывающий на молитву

Ракат – цикл молитвенных поз и движений

Рамадан – месяц поста

Намаз (турец. namaz, от перс. немаз, буквально - молитва; араб. салят), один из главных обрядов ислама – ритуальная ежедневная молитва, совершаемая 5 (сунниты) или 3 (шииты) раз в сутки.

Сунна (араб. - пример, образец поведения) – Священное Предание ислама, изложенное в виде преданий (хадисов) о жизни, поступках и изречениях пророка Мухаммеда.

Сунниты – последователи главного направления в исламе

Сура – кораническая глава

Хадис – высказывание Пророка и сообщение Его сподвижников о Его учении и образе жизни (в Сунне)

Хадж – паломничество

Халиф (араб. “халифа” - преемник, заместитель) – титул исламского правителя как руководителя верующих и преемника Мухаммеда, духовный и светский глава мусульманской общины и теократического мусульманского государства (халифата). Халифы Абу Бакр, Омар, Осман и Али (так называемык “правоверные халифы”) после кончины пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину.

Хафиз – знающий Коран наизусть

Шахада – (араб. – “свидетельствовать”) – один из пяти “столпов веры”, ритуальное проговаривание: “нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник (пророк)”.

Шииты – приверженцы халифа Али

Основные источники вероучения

Пять основных догматов вероучения

Пять “столпов веры” (религиозных обязанностей)

Ислам в России и мире

Коран (от араб. произносить в слух, декламировать”) – откровения Аллаха на арабском языке, ниспосланные пророку Мухаммаду.

Вера в Аллаха (“всемогущий”) – единственного Бога, вечного, всемогущего, всевидящего, милосердного и прочее.

Ислам – монотеистическая религия

1. Шахада – это свидетельство о 2-х главных истинах веры: “Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк”. Шахада утверждает монотеизм ислама.

Татарстан, Осетия, Башкирия, Чечня Дагестан, Ингушетия, и др. республиках и районах нашей страны

В современном виде Коран создан в конце YII века при халифе Османе. Мухаммад – не является автором Корана: слова Корана исходят непосредственно от Бога.

Мухаммад – это избранный посланник Бога, его Пророк (последний, т.наз “печать пророков”)

Вера в ангелов и демонов.

Ангелы – бестелесные, бесполые, бессмертные помощники Бога. Они, сотворены из света. Часть из них имеет имена: Джабрил (посланник), Микаил (защитник святынь), Азраил (ангел смерти), Исрафил (ангел с четырьмя крыльями, созывает своей трубой души на Судный день) и др.

Демоны, или джинны (в переводе “духи”) созданы Богом их огня. Делятся на добрых (творят добро, помогают Богу) и злых (творят зло, противятся воле Бога, стремятся причинить вред людям).

Есть падший ангел, главный злой джинн – Иблис или Шайтан, аналогичен христианскому Люциферу (сатане, дьяволу)

2.Намаз – ежедневная ритуальная молитва, к которой призывают специальные служители (муэдзины) с высоких башен (минаретов), находящихся рядом с молитвенными зданиями мусульман – мечетями. Мусульмане должны молиться 5 раз в день, обращаясь лицом к Мекке. Молитве предшествует ритуальное омовение

Главная еженедельная, молитва, совершается в полдень пятницы в мечети, где верующие располагаются рядами, повернувшись лицом к специальной нише в стене – (михраб), указывающей, где находится Мекка.

В 28 странах мира ислам – государственная религия. В числе традиционно мусульманских стран Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Пакистан, Египет, Тунис, Марокко, Турция, Индонезия, Азербайджан, Таджикистан, Казахстан и др.

Коран состоит из 114 сур (глав), которые включают в себя более 2600 аятов (стихов)

Вера в пророков и посланников, людей Откровения. Они все посланники одного Единого Бога, а Мухаммад – “печать пророков”. Некоторые пророки (Иса, Муса) оставили свои книги

3.Пост в месяц рамадан - с восхода до заката все 30 дней девятого месяца исламского календаря следует полностью воздерживаться от пищи и питья.

 

Сунна (буквально закон, образец, пример) – второй источник вероучения ислама (к.7 – н.8 вв), объясняет и дополняет Коран.

Состоит из хадисов (буквально рассказ) – преданий, содержащих изречения и описания деяний, поступков Мухаммада, считающихся образцом, которому обязан следовать мусульманин.

Вера в Писания – книги, которые были ниспосланы Богом через пророков людям:

- Тора - Моисею

- Свитки - Аврааму

- Псалмы – Давиду

- Евангелие – Иисусу

- Коран – Мухаммаду.

4.Хадж - паломничество в Мекку, которое хоть раз в жизни должны совершить мусульмане, с целью посещения главной святыни ислама – Каабы: (каменное кубической формы сооружение, в одном углу которого вмурован Чёрный камень). Хадж состоит из установленного ряда посещений святых мест и обрядов. Такие паломники получают право добавить к своему имени почётный титул – хаджи (мужчина), хаджа (женщина)

 

Вера в страшный Суд:человеческая душа после смерти предстанет на Судный день, чтобы выслушать окончательный приговор на пребывание либо в Раю, либо в Аду, на пребывание в котором обречены только нераскаявшиеся грешники.

5. Очистительная милостыня – нужно делиться своим богатством, доходами с нуждающимися. Мусульмане обязаны отдавать на благотворительные цели 2,5% от своего дохода.

Контрольные вопросы к тексту опорного конспекта

  1. Объясните, почему Мухаммад не является автором Корана
  2. Расскажите о строении Корана. На каком языке он был создан?
  3. Перечислите основные догматы мусульманского вероучения
  4. Кто такие ангелы и джины? Кого в исламе принято считать “падшим ангелом”?
  5. Назовите и охарактеризуйте каждый из пяти “столпов веры” ислама
  6. Какова главная святыня ислама и где она находится?
  7. Какие требования предъявляются к молитве в исламе?
  8. Какой день недели принято полностью посвящать богу?
  9. Какой день недели является в исламе днем всеобщей молитвы?