Цели занятия:
- уметь объяснять основные термины и понятия;
- уметь выделить основные положения вероучения и культа ислама (пять догматов вероучения и пять столпов веры);
- иметь представление об особенностях этики ислама
Межпредметные связи: история (арабский халифат), философия Cредних веков
Хронокарта занятия (90 мин) |
||||
Этап Занятия |
Время(мин) |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
Методобес Печение |
Орг. момент |
2 |
Проверка присутствия, формы одежды, готовности к занятию |
Приветствие, ответы на вопросы устранение замечаний |
|
Мотивация Целеполагание |
3-5 |
Озвучивание темы, ее значимости, актуальности |
Настой на учебную деятельность |
Слайды презентации |
Контроль исходного уровня знаний |
10-15 |
Опрос по теме д/з (фронтальный, индивид. письменный) |
Устные и письменные ответы |
Раздаточный материал |
Усвоение новой информации |
40 - 45 |
Изложение нового материала, беседа, просмотр и обсуждение видео, организация под контролем преподавателя самостоятельной работы студентов (СРС) |
Слушают, конспектируют, отвечают на вопросы к в/ф, самостоятельно работают с таблицей и учебником “Праздники в исламе” |
Слайды презентации раздаточный материал: таблица видеофильм “Мечеть” |
Закрепление знаний |
10-15 |
Обучающее тестирование Контрольные вопросы |
Выполнение заданий, само– и взаимооценка анализ решений, |
Разд.материал (слайды) |
Подведение итогов, анализ |
5-7 |
Оценка работы. Выставление отметок |
Рефлексия |
|
Домашнее задание |
2-3 |
Объяснение заданий на дом, инструктаж |
Запись домашнего задания. |
Обеспечение занятия
А. Наглядные материалы видео-фильм “1001 ночь. Ислам. Мечеть”, слайды презентации
Б. Раздаточный материал: тестовые задания, карточки для индивидуального опроса, вопросы к видеофильму, таблица
В. Технические средства обучения ПК, ТV
Г. Литература: Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / под общ.ред. проф. В. И. Жукова. – М., 2004 – Тема 8, стр.233-240
Ход занятия.
1. Оргмомент
Приветствие. Регистрация присутствующих. Оценка и контроль готовности к занятию. Просьба приготовить ручки, закрыть тетради, отложив их в сторону.
2. Введение
На экране слайды: Название темы. План занятия. Цели занятия.
Мотивация
По разным оценкам сегодня в России живёт от 11 до 22 млн. приверженцев ислама – мусульман, которые принадлежат к разным этносам: татарам, башкирам, чеченцам, кабардинцам и т.д. Второе место по численности после христиан занимают мусульмане в Москве. Медицинским работникам по долгу службы приходится сталкиваться при исполнении профессиональных обязанностей с представителями разных конфессий. Поэтому они должны иметь чёткое представление не только о светском, но и о религиозном образе жизни пациентов различного вероисповедания.
Например, о том, что мусульмане предпочитают, чтобы медицинскую помощь женщинам оказывали женщины- медработники, а мужчинам – мужчины. Или о том, что когда мусульманин умирает в больнице, то родственники обычно бывают благодарны персоналу, если им позволяют забрать тело покойного без промедления для совершения ритуального омовения и погребения.
Таким образом, изучение данного раздела не только углубит знания по теории и истории ислама и расширит ваш кругозор, но и позволит вам применить полученные знания в профессиональной деятельности; более профессионально исполнять свои обязанности в будущем, реализуя и защищая права пациентов разных вероисповеданий. Кроме того, изучение данного раздела учебной дисциплины “Религиоведение” способствует формированию толерантного (т.е. терпимого) мышления и сознания, что особенно важной в такой многонациональной и многоконфессиональной стране как Россия.
На сегодняшнем занятии вы
- познакомитесь с новыми терминами и понятиями по теме,
- получите представление об основных догматах, религиозных обязанностях и этике ислама.
3. Контроль исходного уровня знаний
- На первые парты вызываются студенты для индивидуальной письменной работы по карточкам (6 человек)
- Одновременно с оставшимися студентами проводится устный фронтальный опрос по теме “Возникновение ислама, его основные ветви и источники вероучения”. В ходе опроса осуществляется коррекция исходного уровня знаний.
Вопросы для фронтального опроса
- Где и когда возник ислам?
- Кто и почему считается основателем ислама?
- Как называются главные течения в современном исламе?
- Какая книга является священной для мусульман?
- Что означает слово “Коран” в буквальном переводе с арабского языка?
- Кто, как и где передал Коран Мухаммаду?
- Каково строение (структура) Корана?
- Что мы знаем о жизни Мухаммада?
- С какого времени мусульмане ведут своё летоисчисление?
- Как ведётся летоисчисление в мусульманских странах?
- Какое место в истории ислама занимает город Ясриб? Как он называется сейчас?
- Кто такие халифы и каково их значение в истории ислама?
- Что такое Арабский халифат?
- Где и когда начал складываться культ ислама?
- Что является главной святыней ислама?
- Какие книги дополняют Коран?
- Каково главное требование Ислама?
4. Изложение нового материала
Новый информационный материал излагается по плану: Символ веры ислама: основные догматы и религиозные обязанности. Мечеть. Исламские обряды. Праздники в исламе. Этика ислама. Ислам в России: Татарстан, Осетия, Башкирия, Чечня Дагестан, Ингушетия, и др.
Для удобства восприятия и помощи при конспектировании используется раздаточный материал: перечень терминов, опорная таблица, , вопросник к видеофильму .
Информационный материал излагается в форме лекции с элементами беседы.
в разделе “Намаз” демонстрируется фрагмент видеофильма. При просмотре студенты делают краткие пометки в конспекте, используя вопросник. Проводится беседа с последующими выводами по особенностям культа ислама.
5. Закрепление нового материала
Выходной контроль усвоения нового материала включает в себя тестовое задание открытой формы. Так как весь материал ещё не усвоен, проверяется умение выполнять задание с использованием записей в конспекте (или с помощью учебника). В ходе проверки задания используются элементы самообучения и самоконтроля: студенты обмениваются работой с соседями, проверяют работы друг друга, затем вновь обмениваются и под диктовку преподавателя выставляют себе баллы за правильные ответы. Подсчёт баллов показывает потенциальную отметку.
6. Подведение итогов
Краткий анализ занятия, оценка этапов занятия: допущенные ошибки и хорошие результаты, подготовленность студентов, их активность и пассивность.
Объявление отметок за работу на уроке.
7. Задание на дом
- Подготовить тестовое задание закрытого типа, используя словарные слова и инструкцию по составлению тестов.
- Выписать в свой словарь новые термины, сделать сорбонки, термины выучить.
- Подготовиться к семинару, итоговому опросу по всему материалу раздела “Ислам”.
- С целью более глубокого изучения материала подготовить к семинару сообщения (слайды презентации) по разделу “Ислам” (задание на выбор студентов)
Словарь терминов
Айат – коранический стих
Джинн–(араб., буквально - дух), в Коране фантастическое существо из чистого (бездымного) огня, созданное аллахом. Д. делятся на принявших ислам и делающих добро и на "неверных", которые вводят людей в заблуждение, насылают на них болезни.
Джихад – (от араб. глагола джахада – “прилагать усилия”) - битва за веру усердие, рвение во имя бога, первоначально под Джихадом понималась борьба в защиту и за распространение ислама
Закят – араб., букв. - очищение) – милостыня бедным – религиозный “очистительный” налог у мусульман, взимание которого предписано в Коране, а размеры и правила обложения разработаны в шариате.
Иблис – падший ангел в исламе
Кааба – (араб. ка'аба - куб) - святилище ислама.: священный четырехугольный храм в Мекке, со вделанным в северную стену его “Черным камнем”. Мухаммад сделал его главной святыней мусульманского мира и стороной, к которой нужно обращаться во время молитвы.
Коран (араб. – читать в слух, декламировать) – Священная Книга ислама
Мазар (араб. - место паломничества, поклонения), место, почитаемое мусульманами как святое; обычно гробница или могила с возведённым над ней сооружением.
Масджид – небольшая мечеть для индивидуальной молитвы. Мечети.
Мечеть (от араб. масджид - место поклонения), культовое мусульманское сооружение. В 7-8 вв. сложился тип прямоугольной в плане М. с окруженным галереями двором и многостолпным молитвенным залом.
Минарет – башня, с которой муэдзин призывает мусульман на молитву
Михраб (араб. – “святилище”) – в исламской архитектуре молитвенная ниша в стене мечети, обращенной к Мекке. Обычно к михрабу ведут несколько ступеней
Муэдзин - человек, призывающий на молитву
Ракат – цикл молитвенных поз и движений
Рамадан – месяц поста
Намаз (турец. namaz, от перс. немаз, буквально - молитва; араб. салят), один из главных обрядов ислама – ритуальная ежедневная молитва, совершаемая 5 (сунниты) или 3 (шииты) раз в сутки.
Сунна (араб. - пример, образец поведения) – Священное Предание ислама, изложенное в виде преданий (хадисов) о жизни, поступках и изречениях пророка Мухаммеда.
Сунниты – последователи главного направления в исламе
Сура – кораническая глава
Хадис – высказывание Пророка и сообщение Его сподвижников о Его учении и образе жизни (в Сунне)
Хадж – паломничество
Халиф (араб. “халифа” - преемник, заместитель) – титул исламского правителя как руководителя верующих и преемника Мухаммеда, духовный и светский глава мусульманской общины и теократического мусульманского государства (халифата). Халифы Абу Бакр, Омар, Осман и Али (так называемык “правоверные халифы”) после кончины пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину.
Хафиз – знающий Коран наизусть
Шахада – (араб. – “свидетельствовать”) – один из пяти “столпов веры”, ритуальное проговаривание: “нет бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник (пророк)”.
Шииты – приверженцы халифа Али
Основные источники вероучения |
Пять основных догматов вероучения |
Пять “столпов веры” (религиозных обязанностей) |
Ислам в России и мире |
Коран (от араб. произносить в слух, декламировать”) – откровения Аллаха на арабском языке, ниспосланные пророку Мухаммаду. |
Вера в Аллаха (“всемогущий”) – единственного Бога, вечного, всемогущего, всевидящего, милосердного и прочее. Ислам – монотеистическая религия |
1. Шахада – это свидетельство о 2-х главных истинах веры: “Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк”. Шахада утверждает монотеизм ислама. |
Татарстан, Осетия, Башкирия, Чечня Дагестан, Ингушетия, и др. республиках и районах нашей страны |
В современном виде Коран создан в конце YII века при халифе Османе. Мухаммад – не является автором Корана: слова Корана исходят непосредственно от Бога. Мухаммад – это избранный посланник Бога, его Пророк (последний, т.наз “печать пророков”) |
Вера в ангелов и демонов. Ангелы – бестелесные, бесполые, бессмертные помощники Бога. Они, сотворены из света. Часть из них имеет имена: Джабрил (посланник), Микаил (защитник святынь), Азраил (ангел смерти), Исрафил (ангел с четырьмя крыльями, созывает своей трубой души на Судный день) и др. Демоны, или джинны (в переводе “духи”) созданы Богом их огня. Делятся на добрых (творят добро, помогают Богу) и злых (творят зло, противятся воле Бога, стремятся причинить вред людям). Есть падший ангел, главный злой джинн – Иблис или Шайтан, аналогичен христианскому Люциферу (сатане, дьяволу) |
2.Намаз – ежедневная ритуальная молитва, к которой призывают специальные служители (муэдзины) с высоких башен (минаретов), находящихся рядом с молитвенными зданиями мусульман – мечетями. Мусульмане должны молиться 5 раз в день, обращаясь лицом к Мекке. Молитве предшествует ритуальное омовение Главная еженедельная, молитва, совершается в полдень пятницы в мечети, где верующие располагаются рядами, повернувшись лицом к специальной нише в стене – (михраб), указывающей, где находится Мекка. |
В 28 странах мира ислам – государственная религия. В числе традиционно мусульманских стран Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Пакистан, Египет, Тунис, Марокко, Турция, Индонезия, Азербайджан, Таджикистан, Казахстан и др. |
Коран состоит из 114 сур (глав), которые включают в себя более 2600 аятов (стихов) |
Вера в пророков и посланников, людей Откровения. Они все посланники одного Единого Бога, а Мухаммад – “печать пророков”. Некоторые пророки (Иса, Муса) оставили свои книги |
3.Пост в месяц рамадан - с восхода до заката все 30 дней девятого месяца исламского календаря следует полностью воздерживаться от пищи и питья. |
|
Сунна (буквально закон, образец, пример) – второй источник вероучения ислама (к.7 – н.8 вв), объясняет и дополняет Коран. Состоит из хадисов (буквально рассказ) – преданий, содержащих изречения и описания деяний, поступков Мухаммада, считающихся образцом, которому обязан следовать мусульманин. |
Вера в Писания – книги, которые были ниспосланы Богом через пророков людям: - Тора - Моисею - Свитки - Аврааму - Псалмы – Давиду - Евангелие – Иисусу - Коран – Мухаммаду. |
4.Хадж - паломничество в Мекку, которое хоть раз в жизни должны совершить мусульмане, с целью посещения главной святыни ислама – Каабы: (каменное кубической формы сооружение, в одном углу которого вмурован Чёрный камень). Хадж состоит из установленного ряда посещений святых мест и обрядов. Такие паломники получают право добавить к своему имени почётный титул – хаджи (мужчина), хаджа (женщина) |
|
Вера в страшный Суд:человеческая душа после смерти предстанет на Судный день, чтобы выслушать окончательный приговор на пребывание либо в Раю, либо в Аду, на пребывание в котором обречены только нераскаявшиеся грешники. |
5. Очистительная милостыня – нужно делиться своим богатством, доходами с нуждающимися. Мусульмане обязаны отдавать на благотворительные цели 2,5% от своего дохода. |
Контрольные вопросы к тексту опорного конспекта
- Объясните, почему Мухаммад не является автором Корана
- Расскажите о строении Корана. На каком языке он был создан?
- Перечислите основные догматы мусульманского вероучения
- Кто такие ангелы и джины? Кого в исламе принято считать “падшим ангелом”?
- Назовите и охарактеризуйте каждый из пяти “столпов веры” ислама
- Какова главная святыня ислама и где она находится?
- Какие требования предъявляются к молитве в исламе?
- Какой день недели принято полностью посвящать богу?
- Какой день недели является в исламе днем всеобщей молитвы?