Урок математики в 5-м классе по теме "Квадрат и куб числа"

Разделы: Математика


Тип урока: урок контроля знаний.

Цели урока:

  • проверка умений и навыков в вычислении значения выражения, содержащего квадрат и куб числа;
  • развивать внимание и логическое мышление;
  • воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование: карточки, таблицы, набор чисел от 1 до 20, оценочные листы.

Ход урока

I.Организационный момент

Проверка наличия необходимых предметов и инструментов на рабочем столе учащихся. Озвучивание целей урока – проверка навыка в вычислении значений выражений, содержащих квадрат и куб числа.
В начале урока каждый ученик получает оценочный лист. Учитель объясняет, что на данном уроке каждый самостоятельно попробует оценить свои знания по данной теме и в конце урока поставит себе оценку. Приложение1.

II.Проверка письменного домашнего задания. Самопроверка.

Решение домашнего задания написано заранее с обратной стороны доски. Ученики сверяют его со своим решением и выставляют себе первую отметку в оценочный лист. Учитель по мере необходимости помогает им.

Домашнее задание: № 666, 669, 671.

Решение домашнего задания:

№ 666

182=324, 53=125, 132=169, 203=8000, 402=1600, 303=27000.

№ 669

  1. 65-7=58 (км/ч) – скорость поезда из Ростова-на-Дону.
  2. 65*6=390 (км) – прошел поезд из Москвы.
  3. 58*6=348 (км) – прошел поезд из Ростова-на-Дону.
  4. 390+348=738 (км) – пройдут вместе.
  5. 1230-738=492(км) – расстояние между ними через 6 часов.

Ответ: 492 км.

№ 671
Программа

  1. Вычесть из 3504 число 3408.
  2. Разделить 67392 на результат команды 1.
  3. Разделить 19232 на число 601.
  4. Сложить результаты команд 2 и 3.

III. Закрепление изученного. Устный счет. Дифференцированная работа.

  1. Учитель показывает карточку и говорит «квадрат», ученики называют квадрат этого числа; аналогично повторяются кубы этих чисел.
  2. Работа по группам.

Группа I. Устный счет по схеме. Работа вместе с учителем.

Группа II. Самостоятельная работа с учебником с последующей самопроверкой.

№ 660
Угадайте корни уравнения:
а) x*x=25,
б) y*y=81,
в) а*а=1,
г) b*b*b=0.
Решение:

a) x=5; б) y=9; в) а=1; г) b=0.

Ребята оценивают свою устную работу и выставляют вторую отметку.

IV. Самостоятельная работа в форме теста с последующей взаимопроверкой и самооценкой.

Сейчас мы проверим ваши знания. Вам предлагается выполнить тест с последующей взаимопроверкой и самооценкой.

Тест

  1. Куб числа – это:
    а) произведение трёх одинаковых чисел;
    б) сумма трёх одинаковых чисел;
    в) сумма двух чисел.
  2. Числовое значение выражения 82 равно:
    а) 64;
    б) 16;
    в) 8.
  3. Вычислите 2*42:
    а) 24;
    б) 128;
    в) 32.
  4. Найдите значение выражения x2+5, при x=11:
    а) 126;
    б) 121;
    в) 27.
  5. Для того, чтобы значение выражения 240:8+2*5 стало равным 120, нужно поставить скобочки следующим образом:
    а) 240:(8+2*5);
    б) 240:(8+2)*5;
    в)(240:8+2)*5.

Критерии оценивания:
«5» - выполнено без ошибок;
«4» - допущена одна ошибка;
«3» - допущено 2-3 ошибки;
«2» - допущено более 3 ошибок.

Ответы к тесту:

1 2 3 4 5
Ответ
a a в a б

По результатам выполненного теста ставится третья отметка.

V. Физкультминутка.

Ребята всем классом решают задачу.

Задача: Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедистов, всего 50 колес. Сколько было машин и сколько велосипедистов?
(Ответ: 5 машин и 15 велосипедистов)

VI. Самостоятельная работа с проверкой.

№ 657(д, е, ж, з)
Задание: Найдите значение выражения:

д) 7+43;
е) 73+4;
ж) (7+4)3;
з)(73- 43):(7- 4).

Один ученик на закрытой доске, а остальные самостоятельно в своих тетрадях с последующей проверкой. Ставиться отметка в оценочный лист.

№ 658
Задание: Пользуясь таблицами квадратов и кубов, найдите значение n, если:

121=n2, n2=196, n2=10000, 125=n3, n3=512.

Один ученик за закрытой доской, остальные в тетрадях. Ребята сверяются с доской и ставится следующая отметка в оценочный лист.

№ 665
Задача 1: Сумма двух чисел 549. Одно из них в 8 раз больше другого. Найдите эти числа.
Задача 2: Сумма двух чисел 387. Одно из них в 8 раз меньше другого. Найдите эти числа.

Задание решается по вариантам: 1 задачу решает первый вариант, 2 задачу решает второй вариант. На закрытых досках по одному человеку от каждого варианта прорешивают задание, остальные сверяются с доской и оценивают свое решение отметкой.

VII. Домашнее задание.

  • повторить п. 14-16;
  • выполнить № 668, 670, 672 всем.
№ 668

Найдите значение выражения:

а) 92+19; г) 23:32; ж) 106-204;
б) 172-209; д) (15-7)2:23; з) 34*104;
в) 63:3; е)(17-16)8+25; и) 54:52.

№ 670
Задача: С двух станций, расстояние между которыми 720 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого поезда 75 км/ч, а скорость второго на 10 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут поезда через 4 ч?

№ 671
Составьте программу вычислений для нахождения значения выражения 67392:(3504 - 3408)+19232:601 и найдите значение выражения.
Дополнительное задание: 12=1; 22=1+3; 32=1+3+5; 42=1+3+5+7. Проверьте, выполняется ли это свойство для квадратов нескольких других чисел.

  • повторить таблицу квадратов и кубов, прочитать с. 117.

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель благодарит учеников за их активную и слаженную работу, выделяет лучших учеников, просит подсчитать все набранные за урок баллы и выставить себе итоговую отметку. Учащиеся сдают оценочные листы на проверку.

IX. Рефлексия.

Ребятам предлагается письменно ответить на ряд вопросов.
Рефлексия:

  1. Понравился ли Вам этот урок?
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
  2. Какое задание понравилось больше?
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
  3. Что бы вам хотелось увидеть на последующих уроках?
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________