Конспект урока по окружающему миру по теме "Город на Неве. Достопримечательности Санкт-Петербурга"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учеников с историей города Санкт-Петербурга и с его достопримечательностями.
  • Учиться самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников.
  • Развивать речь, память, наблюдательность, внимание обучающихся.
  • Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям страны, патриотизм, уважение к одноклассникам.

Оборудование:

  • фотографии Санкт-Петербурга, видеозапись на DVD о Санкт-Петербурге;
  • герои учебника Надя и Серёжа; портрет Петра I;
  • карточки с кроссвордами;
  • рисунки о Москве; мозаика; словарь Ожегова; учебник Плешакова “Мир вокруг нас” 2 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс поделён на 3 группы.

2. Проверка домашнего задания.

Расскажите о достопримечательностях города Москвы. (Дети рассказывают о Москве, показывают нарисованные ими рисунки).

3. Путешествие по Санкт-Петербургу.

- Сегодня мы вместе с героями учебника Серёжей и Надей побываем в гостях у их друзей. Познакомимся с городом на Неве Санкт-Петербургом, с его историей и достопримечательностями.

- А кто помнит, кем и в каком году началось строительство этого города? (Показ портрета Петра I)

1) Сообщение ребёнком об истории строительства Санкт-Петербурга Петром I.

- Итак, ребята, когда же был заложен город Санкт-Петербург? (около 300 лет назад).

Официально днём основания Санкт -Петербугра принято считать 13 мая 1703 года.

2) А сейчас вы узнаете откуда начинается город Санкт-Петербург (рассказ ученицы)

- Город Санкт-Петербург начинается с Пертопавловской крепости, которая стоит на маленьком островке, окружённая Невой. Её гранитные стены отражаются в воде, а золотой шпиль устремляется высоко в небо. Каждый день ровно в полдень в Петропавловской крепости раздаётся выстрел сигнальной пушки. По этому выстрелу жители города проверяют время.

(Показ фотографии Петропавловской крепости)

- А кто знает, ровно в полдень, это, какое время суток? (12 часов дня)

- В Санкт-Петербурге много и других достопримечательностей . Например,

Зимний дворец, который в прошлом был резиденцией русских царей.

- А что такое резиденция? Давайте прочитаем это в словаре Ожегова.

(Работа со словарём)

( Резиденция — место пребывания главы государства, правительства, посла иностранного государства).

- Сейчас в нём находится один из самых крупных музеев мира — Эрмитаж.

(Показ учителем фотографии Эрмитажа, вывешивает карточки со словами: “Резиденция”, “Эрмитаж”).

4. Работа по учебнику стр. 110-111.

Ребята, а знаете ли вы историю знаменитого памятника Петру I?

(показ фотографии)

Чтение учителем с. 110-111.

- Что интересного узнали о памятнике Петру I?

- Как называется камень, ставший подножием знаменитому памятнику Петру I?

- Кто нашёл этот камень?

(Слово “монолит” поместить на доску)

5. Физкультминутка.

6. Просмотр достпримечательности Санкт-Петербурга на DVD.

- Ребята, сейчас мы посмотрим достопримечательности Санкт-Петербурга на DVD.

7. Знакомство с гербом Санкт-Петербург.

- У Санкт-Петербурга есть свой герб. Что такое герб? (ответы детей)

Дети рассматривают герб города на стр.107, рассказывают, что на нём изображено.

8. Из истории Санкт-Петербурга в годы ВОВ.

- Ребята, а знает ли кто из вас, как назывался город Санкт-Петербург раньше?

Город Санкт-Петербург с 1924-1991 гг. 20 века назывался г. Ленинградом. Этот город — город Герой.

В этом году наша страна отмечает 65 лет Победы над фашистской Германией.

В 1941 году с особым упорством фашисты обрушились на Ленинград, отрезали его от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

- А знаете вы что такое блокада?

- Блокада — окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешеним миром.

Рассказ учителем.

Не было топлива, не было электричества, вышел из строя водопровод, начался голод. По Ленинграду ходила смерть. Но не сдавался город.

Ленинградцы соорудили баррикады, противотанковые заграждения. На случай высадки десанта по городу были расставлены пулемёты. Многие здания, мосты, заводы были заминированы.

Одновременно с оборонительными работами велись работы по сохранению исторических и культурных памятников города. Например, был обшит досками и прикрыт землёй “ Медный всадник”, закрасили маскировочной краской золочёный купол Исаакиевского собора и шпиль колокольни Петропавловской крепости и др. (показ культурных памятников)

900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. 27 января 1944 года окончательно была ликвидирована блокада, город выстоял.

Закончилась ВОВ, прошло время и город на Неве стал по-прежнему красив.

Давайте послушаем стихотворение Елены Вечтомовой “Блокада прорвана”.

(чтение стихотворения ребёнком).

Блокада прорвана!

Друг, товарищ, там, за Ленинградом,
Ты мой голос слышал, за кольцом,
Дай мне руку! Прорвана блокада.
Сердце к сердцу - посмотри в лицо.

Кровь друзей, взывавшая к отмщенью,
На полотнах полковых знамен.
На века убийцам нет прощенья.
Прорвана блокада. Мы идем!

Мы сегодня снова наступаем,
Никогда не повернем назад...
Мой малыш-сынишка - спит, не зная,
Как сегодня счастлив Ленинград.

Ребята, перед вами монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. (картина на доске)

9. Закрепление изученного.

Игра “Собери мозаику”. Работа в группах.

Обучающиеся собирают мозаику “Исаакиевский собор”, “Зимний дворец”, “Казанский собор”.

Кроссворд “Достопримечательности Санкт-Петербурга”. Работа в группах.

  1. Как называется самый крупный музей мира?
  2. Как называется камень, ставший подножием знаменитому памятнику Петру I?
  3. На какой реке построен город Санкт-Петербург?
  4. Какой дворец в прошлом был резиденцией русских царей?
  5. С какой крепости ровно в полдень раздаётся выстрел сигнальной пушки?
  6. Назовите имя царя, который основал город Санкт-Петербург.

Ответы: 1. Эрмитаж, 2. Монолит, 3. Нева, 4. Зимний дворец, 5. Петропавловская, 6. Пётр.

10. Итог урока.

- Ребята, понравилось вам путешествовать по Санкт-Петербургу?

- Какие достопримечательности этого города вам особенно понравились? Что узнали о прошлом города?

11. Д/з. Стр. 108-111 читать.