Представление числовой информации с помощью систем счисления

Разделы: Информатика


Цели:

  • обучающие: знакомство с историей возникновения и развития систем счисления, выявление недостатков и преимуществ разных систем счисления.
  • развивающие: развитие навыков анализа, самоанализа; исследовательских навыков, информационных компетенций учащихся.
  • воспитывающие: формирование интереса учащихся к изучению информатики, планирование своей деятельности, воспитание информационной культуры.

Задачи:

  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
  • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
  • формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Ход урока.

1. “Индукция”

На первой парте лежат карточки с картинками – изображением вниз:

ученики выбирают себе карточку и таким образом формируются три группы.

Тема урока не объявляется. Учащиеся рассаживаются по группам. На каждой парте лежат картинки:

2.“Самоконструкция”

Задание каждому ученику: напишите, какие ассоциации вызывает у вас эти картинки.

Обсудите их в группах.

3. “Афиширование”

Каждая группа высказывается, ассоциации выписываются на доске, обсуждаются. В результате обсуждения все вместе должны сделать вывод о том, что все рисунки связаны с числами или счётом. Если этого не произошло, учитель сам должен озвучить вывод.

Учитель: Греки выдвинули тезис “Числа правят миром”, подчёркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.

4. “Социоконструкция”

Задание каждому ученику, затем в группах: “Назовите примеры использования чисел в современном мире”.

5. “Афиширование”

Выступление представителей от каждой группы.

Учитель: Мы с вами подтверждаем слова древних людей.

Записывается тема урока на доске и в тетрадях “Представление числовой информации с помощью систем счисления”

5. “Реконструкция”

Каждая группа выбирает себе одно из заданий.

Темы для работы в группах:

  • Числа (инопланетяне)
  • Непозиционная система счисления (римляне)
  • Позиционная система счисления (арабы)

Задание для групп: Найти информацию и ответить на вопросы:

Числа.

  1. Когда и как появились числа?
  2. Для чего человек использовал числа?
  3. Что такое цифры и числа?
  4. Каким образом можно записать число?
  5. Какую нумерацию используем мы.

Непозиционная система счисления

  1. Единичная система счисления.
  2. Древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления
  3. Римская система счисления
  4. Как считали греки?
  5. Славянские системы счисления.

Позиционная система счисления

  1. Как считали индейцы.
  2. Вавилонская система.
  3. Арабская система счисления.
  4. Китайская нумерация.
  5. Мультипликативные системы.

Работа проходит в группах с информационным материалом. <Приложение №1>

7. “Афиширование”

Результаты своей работы группа представляет на листах, которые вывешиваются. Заслушиваются сообщения по темам.

8. “Разрыв”

Задание для обсуждения в парах:

Ответьте на следующие вопросы:

А). Очевидно, что знания истории систем счисления необходимо историку, и археологу. В каких ещё областях деятельности человека необходимо знание систем счисления?

Б). Дайте своё толкование факта: почему в древнеегипетской системе счисления в качестве цифр использовались клинья двух видов.

В). Какой системой счисления пользуется ребёнок, когда он на “пальцах” показывает, сколько ему лет?

Г). Какая система счисления вам “ближе”: вавилонская или древнеегипетская и почему?

Д) Какую систему школьники используют в школе и какая система счисления используется для работы компьютера.

Выступление представителей от каждой группы с определённым вопросом, остальные группы дополняют.

9. “Реконструкция”

Теперь попробуем применить наши знания.

Группа получает набор заданий. <Приложение №2> Задания можно выполнять индивидуально или в паре в зависимости от числа человек в группе.

10. “Афиширование”

Заслушиваются сообщения по выполнению заданий. Сравниваются результаты деятельности (если задания совпадают между группами или с источником, предоставленным учителем)

11. “Рефлексия”

—  Какое задание было самым интересным?
—  Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей.

Д/з: придумайте свою непозиционную систему счисления, нарисуйте рисунок или найдите картинку, рассказ, сказку, стихотворение, в которых бы говорилось о числах.