Цели:
- обучающие: знакомство с историей возникновения и развития систем счисления, выявление недостатков и преимуществ разных систем счисления.
- развивающие: развитие навыков анализа, самоанализа; исследовательских навыков, информационных компетенций учащихся.
- воспитывающие: формирование интереса учащихся к изучению информатики, планирование своей деятельности, воспитание информационной культуры.
Задачи:
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
Ход урока.
1. “Индукция”
На первой парте лежат карточки с картинками – изображением вниз:
ученики выбирают себе карточку и таким образом формируются три группы.
Тема урока не объявляется. Учащиеся рассаживаются по группам. На каждой парте лежат картинки:
2.“Самоконструкция”
Задание каждому ученику: напишите, какие ассоциации вызывает у вас эти картинки.
Обсудите их в группах.
3. “Афиширование”
Каждая группа высказывается, ассоциации выписываются на доске, обсуждаются. В результате обсуждения все вместе должны сделать вывод о том, что все рисунки связаны с числами или счётом. Если этого не произошло, учитель сам должен озвучить вывод.
Учитель: Греки выдвинули тезис “Числа правят миром”, подчёркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
4. “Социоконструкция”
Задание каждому ученику, затем в группах: “Назовите примеры использования чисел в современном мире”.
5. “Афиширование”
Выступление представителей от каждой группы.
Учитель: Мы с вами подтверждаем слова древних людей.
Записывается тема урока на доске и в тетрадях “Представление числовой информации с помощью систем счисления”
5. “Реконструкция”
Каждая группа выбирает себе одно из заданий.
Темы для работы в группах:
- Числа (инопланетяне)
- Непозиционная система счисления (римляне)
- Позиционная система счисления (арабы)
Задание для групп: Найти информацию и ответить на вопросы:
Числа.
- Когда и как появились числа?
- Для чего человек использовал числа?
- Что такое цифры и числа?
- Каким образом можно записать число?
- Какую нумерацию используем мы.
Непозиционная система счисления
- Единичная система счисления.
- Древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления
- Римская система счисления
- Как считали греки?
- Славянские системы счисления.
Позиционная система счисления
- Как считали индейцы.
- Вавилонская система.
- Арабская система счисления.
- Китайская нумерация.
- Мультипликативные системы.
Работа проходит в группах с информационным материалом. <Приложение №1>
7. “Афиширование”
Результаты своей работы группа представляет на листах, которые вывешиваются. Заслушиваются сообщения по темам.
8. “Разрыв”
Задание для обсуждения в парах:
Ответьте на следующие вопросы:
А). Очевидно, что знания истории систем счисления необходимо историку, и археологу. В каких ещё областях деятельности человека необходимо знание систем счисления?
Б). Дайте своё толкование факта: почему в древнеегипетской системе счисления в качестве цифр использовались клинья двух видов.
В). Какой системой счисления пользуется ребёнок, когда он на “пальцах” показывает, сколько ему лет?
Г). Какая система счисления вам “ближе”: вавилонская или древнеегипетская и почему?
Д) Какую систему школьники используют в школе и какая система счисления используется для работы компьютера.
Выступление представителей от каждой группы с определённым вопросом, остальные группы дополняют.
9. “Реконструкция”
Теперь попробуем применить наши знания.
Группа получает набор заданий. <Приложение №2> Задания можно выполнять индивидуально или в паре в зависимости от числа человек в группе.
10. “Афиширование”
Заслушиваются сообщения по выполнению заданий. Сравниваются результаты деятельности (если задания совпадают между группами или с источником, предоставленным учителем)
11. “Рефлексия”
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было
самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись,
выполняя задания?
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей.
Д/з: придумайте свою непозиционную систему счисления, нарисуйте рисунок или найдите картинку, рассказ, сказку, стихотворение, в которых бы говорилось о числах.