ЦЕЛЬ: обобщение, закрепление, уточнение знаний учащихся; расширение кругозора; развитие речи, внимания, умения слушать и слышать учителя; развитие умения давать полные и содержательные ответы на поставленные вопросы.
Урок состоит из двух частей: первая – повторение, закрепление и обобщение пройденного материала, вторая – самостоятельная работа учащихся в тетрадях на печатной основе.
ОФОРМЛЕНИЕ: на доске тема урока “Проверь себя”; девиз урока “Я знаю, умею, могу!”; две карточки “ПОЭЗИЯ” И “ПРОЗА”; 16 карточек с номерами вопросов для повторения (два раза по 8 карточек от 1 до 8).
Учащиеся работают группами по 6-7 человек. Команда должна заработать не менее 15 баллов, что дает дополнительный балл при самостоятельной работе.
ХОД УРОКА.
1 часть
Команда называет номер вопроса, слушает его и дает полный ответ (автор и название произведения). Если данная команда ответить не может, то ответ может дать любая другая команда (за правильный ответ – балл).
“ПОЭЗИЯ”
1. Назвать полностью 3 имени (фамилия, имя, отчество) русских поэтов
2. Кто автор этих строк и в каком произведении эта строфа встречается?
“…На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…” ( С.А.Есенин “Береза”)
3. Название произведения и автор этих строк?
“…Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову…” (И.С.Никитин “Русь”)
4. О каких исторических памятниках Москвы рассказывает Ф. Глинка в стихотворении “Москва”?
(царь-колокол, царь-пушка, Кремль)
5. Исполни (прочитай) под музыкальное сопровождение произведение С.Есенина.
(запись стихотворения Есенина “Отговорила роща золотая”, или “Письмо матери”, или “Не жалею, не зову, не плачу” с использованием системы караоке)
6. Расставь строки правильно.
“…В уголке согнувшись,
Матушка за прялкой
Избу освещает
Длится без конца…
Лапти дед плетет;
Молча лен прядет.
Огонек светца.
Зимний вечер длится…”“В уголке согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.
Избу освещает
Огонек светца,
Зимний вечер длится,
Длится без конца…”
И.З.Суриков “Детство”
7. Кто из авторов рассказал нам об этом дереве?
(иллюстрация березы зимой – С.Есенин “Береза”)
8. У какого автора в его произведении некоторые строки повествуют о том же, о чем рассказывает С.Есенин, вспоминая “Бабушкины сказки”?
(Иван Захарович Суриков “Детство”
“…И начну у бабки
сказку я просить;
и начнет мне бабка
сказку говорить;
Как Иван-царевич
Птицу жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал…”)
“ПРОЗА”
1. Назовите имя и отчество Куприна .
(Александр Иванович)
2. Кого приютил Тарас из произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка “Приемыш”?
(лебедя, у которого родителей пристрелили охотники)
3. Назовите два произведения Александра Ивановича Куприна.
(“Барбос и Жулька”, “Собачье счастье”, “Ю-ю”, “Белый пудель”, “Слон”)
4. Где происходили события в рассказах Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка “Постойко” и Александра Ивановича Куприна “Собачье счастье”?
(приют для бродячих собак)
5. О каком животном Куприн говорит так “…И умирает иногда…в тоске по хозяину, и плачет настоящими слезами…”)
(о лошади в рассказе “Ю-ю”)
6.Кого из своих героев Куприн описывает так “…коричневый, длинноухий, веселый пес…”
(пойнтер Джек “Собачье счастье”)
7. Герой Куприна из рассказа “Собачье счастье” - “…шерсть на нем стояла дыбом и при этом отдельными клоками…он, очевидно, был зол, голоден, отважен и силен…”
(Бутон – фиолетовый пес)
8. У какого автора, в каком его произведении мы читали эти строки “…Добрая Андреевна даже прослезилась; если бы она была богата, откупила бы на волю всех…” и кого бы она откупила?
(Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк “Постойко”, Андреевна откупила бы всех собак, которые находились в собачьем приюте)
2 часть
Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради по литературному чтению №2 на странице 17 по вопросам №1, 2, 3.
ЛИТЕРАТУРА:
- учебник Л.А. Ефросинина “Литературное чтение” 3 класс Вентана-граф 2008 год
- учебная хрестоматия Л.А.Ефросинина “Литературное чтение” 3 класс Вентана-граф 2006