Наша страна и внешне должна
быть самой красивой страной
в мире.
И.В.Мичурин
Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но этим оружием он может пользоваться по-разному. Поэтому человек без нравственных устоев порой оказывается существом нечестивым и диким. Сегодня нравственность – категория наиболее важная как для человека, так для общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первичная здесь не природа, а воспитание.
С чего начинать воспитание? Мы живем в период кризисов – политических, социальных, экономических, экологических, однако саамы страшный кризис – нравственный. Поэтому, конечно, воспитание ребенка надо начинать с формирования духовности: именно в ней скрыто то, что либо ускорит наше движение к свету, либо отбросит нас еще дальше назад.
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна большая внеклассная работа, в которую будут вовлекаться работники биостанций, экологи, административные работники и др.
Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. Но красота не всегда бывает приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее “разумом” – вот наша задача. Эстетическое отношение к природе помогает решать задачи экологического восприятия, способствует нравственному отношению к ней. Дети должны осознать, что научно-технический прогресс заключается не в завоевании природы, а в сохранении ее сложного и хрупкого равновесия.
Необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы и даже Вселенной.
Известно, что наш душевный комфорт в большей мере обеспечивает окружающая среда. Современный город, к сожалению, не способствует равновесию души. Как сделать городские улицы прекрасными и цветущими? Озеленение городов стало насущной необходимостью. Трудно переоценить ту роль, которую играют цветники в оформлении улиц: цветы их делают живыми, приветливыми, радостными. Цветы на улицах города дают нам то, чего больше не хватает современному городскому человеку – прикосновение к природе, глоток свежего воздуха среди выхлопных газов и пыли, островок естественной красоты между рукотворными “достижениями цивилизации”.
Цветы – одно из самых доступных средств общения человека с прекрасным. Являясь важным эстетическим элементом благоустройства, цветы вносят в нашу жизнь красоту, радость, хорошее настроение. По мере роста материального благосостояния растет потребность в цветах. Цветоводство – полноправная отрасль растениеводства. Декоративное садоводство расширяет кругозор ребенка, его фантазию, заставляет его глубже узнать то, с чем он знаком только по картинкам, книгам.
На цветочно-декоративные культуры влияют различные факторы среды (свет, тепло, вода, воздух), которые определяют вид растения, их ритм жизни и т.д. Особое внимание уделяется многолетникам и двулетникам, т.к. эти растения удобно хранить зимой в грунте, подвале, парниках – важное условие в цветоводстве. Правильное использование почвенных и климатических условий позволяет выращивать большой ассортимент цветочных культур.
Полученные знания и навыки на занятиях кружка по цветоводству найдут широкое применение в повседневной жизни при обустройстве быта и будут являться дополнительным материалом при дальнейшем экологическом образовании.
Цель занятий: расширить знания учащихся в области цветоводства и формирование эстетического и экологического воспитания через растительные объекты.
Задачи:
- формирование у учащихся представлений о влиянии факторов среды на декоративные растения;
- углубление знаний об особенностях цветочно-декоративных растениях;
- развитие умений правильного подбора растений для озеленения;
- подготовка ребят к практической деятельности в области декоративного цветоводства;
- развитие познавательной активности учащихся;
- воспитание экологической культуры;
- воспитание эстетических чувств к декоративным растениям.
Учащиеся познакомятся с:
- значением декоративных растений в жизни человека, их влиянием на здоровье, психику человека;
- экологическими особенностями цветочно-декоративных растений в зависимости от их местообитания;
- основными правилами размножения;
- особенностями влияния факторов среды на рост и развитие растений в грунте.
Учебно-тематический план кружка предусматривает проведение как теоретических, так и практических занятий. Используются словесные, наглядные, практические методы преподавания в едином комплексе, а также типы занятий: вводное, изучение нового материала, практические, обобщающие, а также игры, викторины, конкурсы, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Учебно-тематический план кружка по цветоводству содержит следующие темы и практические работы:
Тема 1. Цветочные культуры и их использование (1 ч.).
Значение цветочных культур и их влияние на здоровье, настроение человека. Условия их выращивания. Ассортимент цветочных растений.
Тема 2. Требования растений к внешним условия среды и почве (4 часа). Влияние основных факторов от которых зависит рост и развитие растений: тепло, вода, воздух и питательные вещества. Группы растений по отношению к воде. Растения открытого и закрытого грунта.
Практическая работа: “Изучение внешних признаков почвы”.
Тема 3. Особенности размножения цветочно-декоративных растений (1 час).
Способы размножения цветочных культур. Семенное размножение. Вегетативное размножение. Значение размножения.
Тема 4. Проектирование и разбивка цветников (2 часа).
Правила оформления цветников. Характеристика ощущения цвета. Тайны цвета. Восприятие цвета человеком. Обеспечение непрерывности цветения в течение всего сезона. Виды цветочного оформления: солитер, группы, рабатки, бордюр, миксбордер, клумбы.
Тема 5. Сорняки, вредители и болезни цветочно-декоративных растений и меры борьбы с ними (2 часа).
Вред наносимый сорняками. Вредители и меры борьбы с ними. Комплексная защита для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями: агротехнические меры борьбы, физико-механический метод, биологический, химический.
Практическая работа “Приготовление настоев из трав для защиты культурных растений”.
Приготовьте настой из ботвы томата. Возьмите 4 кг. мелко изрубленной ботвы, залейте 10 л. Воды и кипятите 30 мин.Когда отвар остынет, процедите его. Полученный крепкий отвар еще раз разбавьте из расчета 2 л. Настоя на 10 л. воды. Опрыскивание овощных культур проводите при появлении сосущих и грызущих вредителей.
Тема 6. Основные группы цветочно-декоративных растений (1 час).
Красота цветов. Орнаменты из цветов. Многообразие цветочных растений открытого грунта. Летники – растения которые за один вегетационный период достигают полной декоративной ценности. Двулетники – растения которые сохраняют декоративность в течении нескольких лет.
Тема 7. Подведение итогов учебно-исследовательской работы по теме: “Выращивание цветочно-декоративных культур” (2 часа).
Обобщение полученных знаний о влиянии факторов среды на рост и развитие цветочных растений.
Формы проверки знаний и умений могут быть различными. В качестве примера можно предложить: игра, аукцион знаний “Зеленое лото”, викторина, конкурс проектов и т.д.
Тема 1. Цветочные культуры и их использование. Формой проверки может быть игра “Растительный базар”.
Тема 2. Требование растений к внешним условиям и почве. Для этой темы можно использовать развлекательно-познавательную игру “Поле чудес”.
Тема 3. Особенности размножения цветочно-декоративных культур. Форма проверки – тестирование по теме: “Особенности размножения цветочно-декоративных культур”. (Приложение 2).
Тема 4. Проектирование и разбивка цветников. Участие в конкурсе проектов цветочного дизайна. (Приложение 1).
Тема 5. Сорняки, вредители цветочно-декоративных растений. Форма проверки – аукцион “Зеленое лото”.
Перечисленные формы проверки знаний и умений представляют собой веселое занимательное приложение к строгим школьным учебникам биологии и энциклопедическим изданиям.
Организация внеклассной натуралистической работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе и способствует лучшему усвоению программного материала. При формировании коллектива желательно , чтобы в кружке были учащиеся одного возраста.
Внеклассные и внешкольные занятия с натуралистами, как правило, повторяют материалы школьного курса биологии, но систематически дополняют его конкретными фактами, полученными в результате самостоятельной работы в кружке.
Учитывая возрастные особенности школьников: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, руководитель должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным. И чем моложе кружковцы, тем разнообразнее должны быть формы и методы занятий. Практические работы и задания, выполняемые чаще всего звеньями, должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтобы школьники обязательно доводили их до конца.
Проведение занятий в игровой форме повысят интерес к занятиям. Вопросы для тематических викторин, составленные учащимися на основе своих наблюдений, помогают закреплению материала, организуют досуг.
Большое образовательное и воспитательное значение имеет работа натуралистов с литературой и использование аудиовизуальных и технических средства обучения: слайды, мультимедиа. Юннаты в школе – активные помощники учителя, инициаторы общественно полезной работы по охране природы. Разнообразие изучаемых объектов и тем работы способствует выявлению наклонностей и интересов юннатов и позволяет по окончании занятий в кружке выбрать по своему желанию полюбившуюся работу и перейти в специальный кружок для углубления знаний по биологии.