Цели урока:
- Обучающая: рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии, подтвердить проявление широтной зональности; ознакомление учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; повышение компьютерной грамотности учащихся.
- Развивающая: совершенствование умения раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, составление образного описания зон, развивать монологическую речь, навыки работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию.
- Воспитывающая: формирование эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
Методы: словесные, наглядные, практические
Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя (на базе учебного электронного пособия “География 6-10 класс”), мультимедийный проектор и экран, компьютеры, карты физические и природных зон Евразии; атласы, таблицы природных зон, контурные карты, набор открыток.
Техническая помощь: лаборант.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня ребята, у нас очень сложная работа. Мы с вами должны вспомнить, что мы уже изучили по материку Евразии. Познакомиться с особенностями растительного и животного мира некоторых природных зон.
Для этого давайте вспомним некоторые моменты изученного.
2. Всесторонняя проверка знаний.
1. Электронный тест (4 человека) (Приложение № 1)
2. Индивидуальные задания: по контурной карте определить названия отмеченных рек и озер (Каспийское море-озеро, река Дунай, р. Амур, Ладожское озеро, р. Меконг, р. Янцзы, р. Обь, р. Лена, р. Инд, озеро Байкал). (1-2 человека)
3. Игра “Знаешь ли ты Евразию” (с остальными учащимися)
А) Скандинавские горы находятся на западе или северо-западе?
Б) Какие горы лежат севернее Уральские или Карпаты?
В) Какой полуостров расположен восточнее – Аппенинский или Балканский?
Г) Какое море не замерзает благодаря притоку теплых вод Северо-Атлантического течения – Карское или Баренцево?
Д) Самая высокая вершина Альп – гора Монблан или гора Сен-Бернар?
Е) Индия находится на полуострове Индокитай или Индостан?
Ж) Пустыня Руб-эль-Хали находится на полуострове Аравийском или Пиренейском?
З) Самое влажное место на Земле находится в Европе или Азии?
И) На климат Европы самое большое влияние оказывает океан Атлантический или Северный Ледовитый?
К) Где в Евразии сосредоточены большие запасы нефти и газа в Западной Сибири или на Памире?
3. Подготовка к усвоению нового материала.
1. Беседа с учениками:
- А) Ребята, какие природные зоны располагаются на территории Евразии?
- Б) Укажите черты сходства и различия в расположении и составе природных зон Евразии и Северной Америки?
- В) Чем отличается такой природный комплекс, как природная зона, от природного комплекса овраг?
- Г) Что является важным условием образования или смены природных зон?
2. Анализ карт.
Учитель:
Давайте убедимся в этом. На карте видно, что на западе и востоке материка расположены зоны широколиственных лесов, а внутри материка появляются зоны лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Такое расположение объясняется уменьшением количества осадков от окраин материка к внутренним частям. На севере материка природные зоны тянутся сплошной полосой, а южнее тайги они сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток. Широтная зональность наиболее заметно выражена на огромных пространствах Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.(Ученики работают с атласами, обсуждение и комментирование полученных результатов.)
3. Усвоение новых знаний.
1. Мультимедийная презентация. (Приложение № 2)
2. Самостоятельная работа.
Задание:
описать смены зон при движении с севера на юг по меридиану 80 в.д.(учащиеся работают в атласах с картой “Природные зоны”, делают записи в тетрадях по плану описания природных зон (географическое положение, климат, почвы). Обсуждение полученных результатов.)
3. Работа в группах.
Задание для группы № 1: составить описание и характеристику зоны арктической пустыни.
Задание для группы № 2: составить описание и характеристику зоны тундры.
Задание для группы № 3: составить описание и характеристику зон тайги, широколиственных лесов.
Задание для группы № 4: составить описание и характеристику зоны степей,
Задание для группы № 5: составить описание и характеристику зон полупустыни и пустыни.
Физминутка
(попробуем дары тайги – бруснику, восполним организм витаминами. Звучит музыка голосов птиц).4. Сообщение учащихся о растительном и животном мире природных зон. (Раннее подготовленные по заданию учителя. Демонстрация открыток животного и растительного мира)
5. Закрепление новых знаний.
Учитель: А теперь давайте проверим, что у нас осталось в памяти.
1. Укажите черты сходства и различия в расположении и составе природных зон арктических пустынь и тундры Евразии и Северной Америки.
2. Чем различаются и чем схожи по расположению и составу леса умеренного пояса Евразии и Северной Америки?
3. Определите, какие из этих растений и животных встречаются в Северной Америке, какие – в Евразии, а какие – и там, и там.
(медведь гризли, карликовая ива, сибирская сосна, койот, бобры, овцебык, лиственница, скунс, белый медведь, карибу, росомаха, гикория, зубр, тюльпановое дерево, уссурийский тигр). (слайд № 15 мультимедийной презентации)
4. В какой природной зоне расположена наша местность?
6. Выставление оценок учащимся.
7. Домашнее задание:
Составить прогноз антропогенных изменений в каждой зоне, предложите меры по охране ее природы.