Цель: познакомить учащихся с типом связи “примыкание” и алгоритмом их распознавания.
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать изученное ранее о связи слов в словосочетании, учить распознавать словосочетания с типом связи примыкание.
- Развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно отличить словосочетания с разным типом связи, развивать навык самостоятельной работы и работы в парах.
- Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.
Оборудование: карточки со словами пословицы, учебник, рабочие тетради, мультимедиа проектор, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
– У каждого на столах лежат карточки со словами пословицы. Соберите пословицу, объясните смысл.
Приложение (слайд 1)
Наука – это клад, и ученый человек никогда не пропадет. (Древний Рим)
– Как вы понимаете эти слова?
– Я надеюсь, что каждый из вас вдумается в эти мудрые слова и будет стремиться быть грамотным. Ведь грамотные, умные, образованные люди нужны России.
2. Чистописание с орфографической нагрузкой.
Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, ученики выписывают определенную букву. (Заглавную и строчную)
– Из слова сверху выписать букву, обозначающую звук согласный, мягкий, звонкий в 1 слоге.
– Из слова шоссе выписать 4 букву.
– Из слова якорь выписать букву, обозначающую безударный гласный звук.
– Из слова восемь выписать букву, обозначающую безударный гласный звук.
– Из слова желать выписать букву, обозначающую звук согласный, твердый, звонкий во 2 слоге.
– Из слова иногда выписать букву, обозначающую безударный гласный звук в 1 слоге.
– Из слова матч выписать последнюю букву.
– Из слова готов выписать букву, обозначающую безударный гласный звук.
– Из слова искусство выписать букву, повторяющуюся 3 раза.
– Из слова комета выписать букву, обозначающую безударный гласный звук в 1слоге.
– Из слова кабинет выписать букву, обозначающую звук согласный, мягкий, звонкий в 3 слоге.
– Из слова железо выписать букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова.
– Из слова бутерброд выписать букву, обозначающую звук согласный, мягкий, глухой во 2 слоге.
– Из слова акварель выписать букву, обозначающую безударный гласный звук во 2 слоге.
Проверка. Приложение (слайд 2)
Соберите слово. (Словосочетание)
– Расскажите все, что вы знаете о словосочетании.
– С какими типами связи слов в словосочетании вы уже знакомы? (Согласование и управление)
– Приведите примеры.
3. Актуализация знаний.
Приложение (слайд 3)
лесное озеро попросить помочь зеленая трава подарить сестре |
читал о лете говорю с другом побегу направо осенний холод |
– Прочитайте словосочетания.
– Назовите изученные орфограммы.
– Распределите словосочетания по группам в зависимости от типа связи.
(Самостоятельная работа).
По окончании работы проводится проверка. Приложение (слайд 4)
4. Постановка учебной задачи.
– Какие словосочетания не выписали, почему? Приложение (слайд 5)
– На какой вопрос нам предстоит ответить?
5. Открытие учащимися нового знания (работа в парах).
– Какие есть предположения?
– Найдите в словосочетаниях главное и зависимое слово.
– Как вы думаете, будет ли в них меняться форма зависимого слова при изменении формы главного? Почему?
– Может ли вообще меняться форма зависимого слова в этих словосочетаниях?
– Как называется такая связь?
– Сравните свои выводы с правилом в учебнике на стр. 98.
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление.
– В паре задайте друг другу вопросы по данной теме.
– Составьте алгоритм нахождения словосочетаний с типом связи примыкание.
Приложение (слайд 6)
8. Самостоятельная работа.
Приложение (слайд 7)
Постоянно, выйдешь, выйду, рано, ранний, сон, грустный, грустно, долго, вернулся, вернуться.
– Выпиши слова, которые могут быть зависимыми в словосочетании с примыканием. Определи, к какой части речи они относятся.
Проверка.
– Составь словосочетания с примыканием.
9. Включение нового знания в систему знаний (работа в парах).
– Прочитайте текст (стр. 99, упр. 3). Выпишите по 3 примера на каждый тип словосочетания.
Вечером коты всех мастей берут дом в осаду. Они перелезают через частокол и
собираются под связкой рыбы. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают
стремительные и ловкие взмахи – стараются зацепить рыбу. Потом какой– нибудь
наглый кот подпрыгивает и вцепляется в связку, качается, старается оторвать
рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Я выхожу с
фонарем из бани. Коты бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него
и застревают между кольями. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают
отчаянно кричать.
(По К. Паустовскому)
По окончании работы проводится проверка.
10. Итог урока. Приложение (слайд 8)
– Какие модели относятся к типу связи примыкание?
глагол + наречие имя сущ. + наречие имя прил. + имя сущ. |
глагол + имя сущ. имя числит. + имя сущ. |
11. Рефлексия.
– Над какой темой работали?
– Каким образом сделали вывод?
– Для чего вам нужны эти знания?
– Оцените свою работу на уроке:
“+” – справился
“?” – сомневался
“– ” – не справился
12. Домашнее задание: придумать 5 словосочетаний с типом связи “примыкание”.
Приложение (слайд 9)