Урок русского языка в 4-м классе по теме "Связь слов в словосочетании. Примыкание"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с типом связи “примыкание” и алгоритмом их распознавания.

Задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать изученное ранее о связи слов в словосочетании, учить распознавать словосочетания с типом связи примыкание.
  2. Развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно отличить словосочетания с разным типом связи, развивать навык самостоятельной работы и работы в парах.
  3. Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.

Оборудование: карточки со словами пословицы, учебник, рабочие тетради, мультимедиа проектор, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

– У каждого на столах лежат карточки со словами пословицы. Соберите пословицу, объясните смысл.

Приложение (слайд 1)

Наука – это клад, и ученый человек никогда не пропадет. (Древний Рим)

– Как вы понимаете эти слова?

– Я надеюсь, что каждый из вас вдумается в эти мудрые слова и будет стремиться быть грамотным. Ведь грамотные, умные, образованные люди нужны России.

2. Чистописание с орфографической нагрузкой.

Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, ученики выписывают определенную букву. (Заглавную и строчную)

– Из слова сверху выписать букву, обозначающую звук согласный, мягкий, звонкий в 1 слоге.

– Из слова шоссе выписать 4 букву.

– Из слова якорь выписать букву, обозначающую безударный гласный звук.

– Из слова восемь выписать букву, обозначающую безударный гласный звук.

– Из слова желать выписать букву, обозначающую звук согласный, твердый, звонкий во 2 слоге.

– Из слова иногда выписать букву, обозначающую безударный гласный звук в 1 слоге.

– Из слова матч выписать последнюю букву.

– Из слова готов выписать букву, обозначающую безударный гласный звук.

– Из слова искусство выписать букву, повторяющуюся 3 раза.

– Из слова комета выписать букву, обозначающую безударный гласный звук в 1слоге.

– Из слова кабинет выписать букву, обозначающую звук согласный, мягкий, звонкий в 3 слоге.

– Из слова железо выписать букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова.

– Из слова бутерброд выписать букву, обозначающую звук согласный, мягкий, глухой во 2 слоге.

– Из слова акварель выписать букву, обозначающую безударный гласный звук во 2 слоге.

Проверка. Приложение (слайд 2)

Соберите слово. (Словосочетание)

– Расскажите все, что вы знаете о словосочетании.

– С какими типами связи слов в словосочетании вы уже знакомы? (Согласование и управление)

– Приведите примеры.

3. Актуализация знаний.

Приложение (слайд 3)

лесное озеро
попросить помочь
зеленая трава
подарить сестре
читал о лете
говорю с другом
побегу направо
осенний холод

 – Прочитайте словосочетания.

– Назовите изученные орфограммы.

– Распределите словосочетания по группам в зависимости от типа связи.

(Самостоятельная работа).

По окончании работы проводится проверка. Приложение (слайд 4)

4. Постановка учебной задачи.

– Какие словосочетания не выписали, почему? Приложение (слайд 5)

– На какой вопрос нам предстоит ответить?

5. Открытие учащимися нового знания (работа в парах).

– Какие есть предположения?

– Найдите в словосочетаниях главное и зависимое слово.

– Как вы думаете, будет ли в них меняться форма зависимого слова при изменении формы главного? Почему?

Может ли вообще меняться форма зависимого слова в этих словосочетаниях?

– Как называется такая связь?

– Сравните свои выводы с правилом в учебнике на стр. 98.

6. Физкультминутка.

7. Первичное закрепление.

– В паре задайте друг другу вопросы по данной теме.

– Составьте алгоритм нахождения словосочетаний с типом связи примыкание.

Приложение (слайд 6)

8. Самостоятельная работа.

Приложение (слайд 7)

Постоянно, выйдешь, выйду, рано, ранний, сон, грустный, грустно, долго, вернулся, вернуться.

– Выпиши слова, которые могут быть зависимыми в словосочетании с примыканием. Определи, к какой части речи они относятся.

Проверка.

– Составь словосочетания с примыканием.

9. Включение нового знания в систему знаний (работа в парах).

– Прочитайте текст (стр. 99, упр. 3). Выпишите по 3 примера на каждый тип словосочетания.

Вечером коты всех мастей берут дом в осаду. Они перелезают через частокол и собираются под связкой рыбы. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи – стараются зацепить рыбу. Потом какой– нибудь наглый кот подпрыгивает и вцепляется в связку, качается, старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Я выхожу с фонарем из бани. Коты бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него и застревают между кольями. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.
(По К. Паустовскому)

По окончании работы проводится проверка.

10. Итог урока. Приложение (слайд 8)

– Какие модели относятся к типу связи примыкание?

глагол + наречие
имя сущ. + наречие
имя прил. + имя сущ.
глагол + имя сущ.
имя числит. + имя сущ.

11. Рефлексия.

– Над какой темой работали?

– Каким образом сделали вывод?

– Для чего вам нужны эти знания?

– Оцените свою работу на уроке:

“+” – справился
“?” – сомневался
“– ” – не справился

12. Домашнее задание: придумать 5 словосочетаний с типом связи “примыкание”.

Приложение (слайд 9)