Межпредметный урок (биология + немецкий язык + математика) "Братья наши меньшие"

Разделы: Математика, Биология, Иностранные языки


Цель: повышение познавательного интереса к предметам: биологии, математике, немецкому языку через использование межпредметных связей.

Задачи урока:

Образовательные

  • углубить и расширить представления учащихся о многообразии птиц; - биология:
  • обобщить знания и умения по теме “Уравнения”,- математика
  • систематизировать и расширить лексический запас обучающихся по теме, автоматизировать их умение использовать его в речи; повысить аудитивную компетентность обучающихся; совершенствовать навыки чтения вслух и про себя; - немецкий язык

Развивающие

  • развивать познавательную активность учащихся к природе и её изучению;
  • развивать наблюдательность, отслеживая факты в реальной жизни с математическим осмыслением.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к птицам; продолжить формирование умения работать в коллективе, умения слушать и выражать свою точку зрения, толерантности.

Оборудование: компьютер, таблицы‚ плакаты‚ мультимедийный проектор.

План урока

I. Организационный момент

Учителя сообщают цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры – путешествия.

II. Проверка знаний учащихся Проводится в виде игр-конкурсов.

Примечание: по окончании конкурса учитель подводит итоги, исправляет и объясняет ошибки.

III. Презентация детского проекта “Рекорды в мире птиц”

IV. Домашнее задание: воззвание “Птицы”

V. Подведение итогов урока

  1. Рефлексия
  2. Выставление оценок за участие в конкурсах.
  3. Общие итоги и выводы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель биологии: Сегодняшний урок хочется начать со слов: “Как прекрасен этот птичий мир, посмотри!” (Демонстрация слайдов о птицах).Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую - нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Сегодня мы проводим обобщающий урок по классу “Птицы”, на котором мы постараемся обобщить и систематизировать знания по данному классу, узнать много нового о птицах, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека.

Учитель математики: Сейчас, на уроке мы совершим необычное, незабываемое, неповторимое, невероятное путешествие в мир птиц и для этого мы с собой возьмем и математику. Все уравнения, которые мы будем решать, будут связаны с птицами.

Учитель немецкого языка: Но и не только знания математики, а еще и знания немецкого языка нам понадобятся в нашем путешествии. Das Leben ohne Vögel ist undenkbar. Sie machen es schöner, heller. Ihr lustiges Singen macht uns Freude. Der Nutz, den dieVögel den menschen bringen, ist sehr gross. Sie fressen Wurmer, Insekten, Eidechsen, Krebstiere, verschiedene Abfälle, Maikäfer, Feldmäuse. (Просит перевести некоторые слова, выражения и предложения по теме “Птицы” с русского на немецкий язык)Птица(ы), (у)летать, поедать насекомых, гусениц, жуков, охранять, защитники лесов и садов…

II. Проверка знаний учащихся

Учитель биологии: А сейчас нам нужно ответить на некоторые вопросы (полетный опрос): Назовите общие признаки у птиц и пресмыкающихся. Какие особенности птиц подтверждают их способность к полету? Нижняя часть ствола пера называется очин, в память о чём? Почему у летающих птиц высокий киль? Чем выводковые птенцы отличаются от гнездовых? Чем отличаются водоплавающие птицы? Что характерно для хищных птиц? Мы часто пользуемся застежкой “молния”. Какой природный аналог мы находим у птиц?

Учитель математики: Контрольный опрос - перебранка, т.е. один ряд задает вопросы по теме другому ряду. Если ответ не принимается, то нет “перехода хода”. Вопросы могут быть следующими: Что такое уравнение? Что значит решить уравнение? Что такое тождество? Что такое корень уравнения? Какие типы задач вы знаете? И т. д.

Учитель биологии: Вот теперь мы с вами готовы совершить игру-путешествие “Птичий калейдоскоп”. Сегодня предстоит вам еще раз проверить свои знания и закрепить их. В игре нужно выполнять правила: не шуметь, не подсказывать, не выкрикивать. Нет у нас и членов жюри, т.к. сегодня каждый из вас будет заниматься самооценкой. Я надеюсь, что вы будите справедливыми и честными.

Учитель математики: задание первое называется “Третий лишний” решим уравнения. Из трех предложенных уравнений, разумеется, один корень будет отличаться от остальных, следовательно, это и есть “Третий лишний”, значит, будет лишней и эта птица.

а) воробей / 2х+х=-9/‚ дятел /1,5х+1,5х=9/‚ скворец /-4,5х+1,5х=9/;
б) чирок /6х-1=4х/‚ лебедь /5х=1+3х/‚ глухарь /5х-х=1/;
в) орёл /-х-х-х=-1‚ вальдшнеп /-3х-х-1=0‚ коршун /2-2х-х=1/;
г) дрофа /-4х-6х=10‚ тетерев-8+7х=-4/‚ куропатка /-9+8х=-5+х/;
д) гусь/3х-х-2х=2,8/ ‚ журавль/3х+2х-2х=-2,7/ ‚ утка/3х-х-2х=-2,8/;
е) снегирь/3х-х-2х-2= -2,8/ ‚ сорока/3х-х-2х=-0,8/ ‚ ястреб/3х-х-2х=-2,8/;
ж) сыч/3х-х-2х+1,8=1,8/ ‚ аист/3х-х-2х=-2,99/ ‚ филин/3х-х-2х=-2,8+2,8/.

Учитель биологии: Ребята, объясните, какая птица оказалась лишней и почему? За каждое правильное - 1 балл. (7б)

Учитель немецкого языка: я вам приготовила стихотворение-задачу. Послушайте внимательно и скажите ответ. За правильный ответ – 5 баллов. Früh am Morgen schwammen die Vögel im Teich Schneeweisse Schwane sind dreimal mehr als die Gänse Enten gab es acht Paar, zweimal mehr als Eistäucher Und alle Enten und alle Gänse gab es so viel wie Schwane Wieviel Vögel schwammen früh am Morgen im Teich

(Как-то рано по утру, птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей втрое больше, чем гусей.
Уток было восемь пар, вдвое больше чем гагар.
А всех уток и гусей, столько, сколько лебедей.
Рано, рано по утру, сколько птиц плавало в пруду?)

Учитель математик: Ребята, какого типа эта задача? Предложите ваше решение. После трудного задания необходимо немного отдохнуть – физкультминутка. Давай, дружок, потопаем, потопаем, потопаем. И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И пальчиками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, Головками подвигаем, подвигаем, подвигаем,

Учитель математики: Следующее задание заключается в том, что вам, ребята, необходимо выбрать верные суждения. А для этого нужно решить уравнение, перевести предложение с немецкого и найти соответствие ему на русском языке.

1. /х+х-х+6= -х+11+5/. Die Vögel haben Vierkammerherz

1. У птиц есть клюв с зубами

2. /5+2х-х+1= -х+11+5/. Das Skelett der fliegenden Vögel ist leicht und fest.

2. Кровь течет по двум кругам кровообращения.

3. /5+2х-х+1= -х+10+5/. Alle Vögel bekommen ihre Junge hilflos, blind und bloss.

3. Сердце у птиц четырехкамерное

4. /х-х+1= -х+11+3/. Alle Vögel fliegen

4. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.

5. /2х+6= -х+9+7+х/. Die Vögel haben ein gutentwickeltes Gehirn.

5. Скелет летающих птиц легкий и прочный.

6. /5х-х+1= -х+17-5/. Alle Vögel fliegen in warme Länder weg

6. Все птицы с наступлением холодов улетают в теплые края.

7. /х+11= -х+11+10/ Vögel habenein hohes Niveau des Stoffwechsels.

У птиц хорошо развит головной мозг

8. /7х+1= -х+18/ Nicht alle Vögel sind warmblütige Tiere.

У птиц высокий уровень обмена веществ.

9. /6х-5х+6= -х+21-6/ Das Blut fliesst durch zwei Kreislaufstörungen

Все птицы способны к полету.

10. /5+2х-х= -х+11/. . Die Vögel haben einen Schnabel mit Zänen

Не все птицы – теплокровные животные.

Проверим задание, для этого установим, для какого уравнения число 5 не является корнем, следовательно, это не верное суждение. За каждое правильное суждение по 1 баллу.(10б) 

Учитель биологии: Послушайте внимательно задание и догадайтесь, о какой птице идет речь?(3б). В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя? В то время как почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, она живет припеваючи: подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает. Но это полбеды - главное, птенец её выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Это явление в биологии называется гнездовым паразитизмом. 

Учитель немецкого языка: Вы правильно угадали птицу. Это кукушка, а я вас попрошу перевести интересные факты о ней. ( факт о кукушках на слайде). Gerade durch seine-Gefrässiigkeit tut der Kuckuck unseren Wäldern viel Gutes an. Der Kuckuck ist der einzige Vogel, der hauptsächlich den gefährlichsten Schädling der Wälder frisst — die Raupen des unpaarigen Seidenspinners. Dank seinem Appetit friesst er in einerStunde etwa 100 Raupen. Darum schützt den Kuckuck, einen der wichtigsten Schützer der Wälder!

Учитель немецкого языка: Ребята, прослушайте текст, определите птицу и передайте содержание текста на русском языке.

DIE NACHTJAGER Manchenorts sagt man, dass diese Vögel, der Hexe ähnlich, den Leuten und dem Hausvieh Unglück und Krankheiten bringt, Sie haben hellhorige Ohrmuscheln und hören das geringste Geräusch, das geringste Mäusepiepsen fast in zehn Metern Umkreis. Sie fliegen fast absolut geräuschlos, haben ein gutes Sehvermögen: sie sehen mit ihren scharfen, kleinen Scheinwerfern ähnlichen Augen in voller Dunkelheit. Nach Sonnenuntergang und in der Nacht bis Sonnenaufgang fliegen sie durch die Wälder, Waldschutzstreifen und Felder und jagen Feld- und Waldmäuse und auch Ratten, Zieselmäuse und sogar Hamster. Am Tage erholen sie sich auf Waldbäumen, in Stroh- und Heuschobern. Manche Menschen sagen, dass die Eulen am Tage nichts sehen können. Das ist aber nicht wahr, weil sie manchmal auch am Tage jagen. Sie sehen auch am Tage, aber ihrer Natur nach sind sie sehr vorsichtige, angstliche Vögel und verbringen den ganzen Tag in Deckung, sich vor allen ihren Feinden versteckend. Diese Vögel sind also Nachtvogel, darum kann man sie am Tage im Flug nicht sehen, auch in der Nacht kann man sie nur selten "sehen, weil die Menschen in der Nacht fast nichts beobachten.

Просит перевести интересный факт о cовах на слайде.

Die Eulen haben auch ihre spezifische Schönheit. Sie sind auch kluge Vögel, darum nennt man sie immer in Erzählungen und Märchen die „weise Eule". Es ist bekannt, dass eine Eule in einem Jahr über 1000 Mäuse vernichtet. Das bedutet, dass sie rettet eine Tonne Getride.

Учитель биологии: Следующее задание называется “Птичий алфавит”. Нужно на каждую букву алфавита название птицы на русском и немецком языках. Время – 4 мин. По 1б на каждую букву. 

Учитель математики: Предлагаю решение задач, составленных вами на основе собранной информации к проекту “Рекорды в мире птиц”. Ввести переменную и записать уравнения к предложенным задачам.

  1. Вместе гусь и северный медведь выдерживают 190 градусов мороза. Гусь выдерживает на 30 градусов больше медведя. Какова морозостойкость у каждого из них?
  2. Общая высота полета бородача, кондора, ласточки, гуся и журавля 2280 метров. Высота полета кондора на 1,600 меньше высоты бородача, а ласточки на 3,5 км меньше его полета, гуся - на 4,5 км, а журавля – 5,1 км также меньше бородача. Определите длину полета каждой птицы.
  3. Коршуны живут на 35 лет меньше попугая. Такое же количество лет, как и коршуны, живут лебеди. Все вместе они проживут 335 лет. Кто и на сколько лет будет жить дольше 4 попугая или 3 коршуна и 3 лебедя вместе?
  4. Скорость ласточки на 18 км /час больше скорости воробья. Скорость грача равна среднему арифметическому их скоростей. Найдите скорость каждой птицы, если средняя скорость трех птиц равна 65 км/час?
  5. Размах крыльев альбатроса больше, чем канюка в 1,68 раза. Причем размах крыльев канюка на 1,7 м меньше, чем у альбатроса. Найдите размах крыльев каждой птицы.

III. Презентация детского проекта “Рекорды в мире птиц”. 

IV. Домашнее задание. Подготовить воззвание по теме “Птицы”, используя знания биологии, математики и немецкого языка.  

V. Подведение итогов урока. 

  1. Рефлексия 
  2. Выставление оценок за участие в конкурсах. 
  3. Общие выводы. 

Учитель биологии: Запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь птицам, в ваших силах всегда - не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей планете! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

Ребята, спасибо за урок! Вы молодцы! Vielen Dank für die Stunde. Ihr seid prächtig!