В настоящее время очень важным для российской общеобразовательной школы представляется внедрение в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей обучения. На первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний.
Необходимость внедрения новых педагогических технологий с целью активизации деятельности каждого ученика в процессе совместной познавательной деятельности на уроке иностранного языка все больше и больше привлекает внимание как методистов, так и учителей-практиков. Это обусловлено спецификой данного предмета, поскольку средством и целью обучения является многофункциональная деятельность общения на иностранном языке.
Обучение в сотрудничестве, являясь технологией личностно-ориентированного подхода, гуманно по своей сути, так как предполагает наличие в центре обучения ученика с его индивидуальностью, интересами, мотивами, уровнем знаний и умений, то есть ученика как личности. Необходимость пристального внимания к развитию каждого ребенка означает, что в педагогическом процессе ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает характер активный, познающий.
Обучение в сотрудничестве отличает не только возможность придать процессу языкового образования личностно-ориентированный характер, но и его гибкость. При существующей классно-урочной системе занятий обучение в малых группах сотрудничества легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения, определенного Государственным образовательным стандартом.
Принципиальное отличие данной педагогической технологии от традиционной системы организации занятий, в основном ориентированной на фронтальные виды деятельности на уроке, заключается в том, что обучение в сотрудничестве направлено на переориентацию процесса обучения с усвоения учащимися готовых знаний на самостоятельность решения конкретных учебных задач, овладение способами и приемами учебной деятельности во всех ее видах, предоставлении на уроке иностранного языка устной практики каждому ученику с учетом его способностей, возможностей и задатков.
Отсюда следует, что обучение в малых группах сотрудничества и традиционная групповая работа - это не одно и то же. Основные отличия, выделенные американскими методистами D. Johnson и R. Johnson, следующие:
- взаимозависимость членов группы;
- личная, ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
- совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
- социализация деятельности учащихся в группах;
- общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.[ 5 ]
Обучение в сотрудничестве сводится к принципам, которые являются основополагающими для данной технологии, а именно:
- одна награда на группу / команду в виде балльной оценки сертификата, значка отличия, похвалы, аплодисментов, дополнительного времени для отдыха, дополнительных очков, какого-либо приза (список призов обговаривается с учащимися заранее) и т. д.
- персональная ответственность каждого ученика;
- равные возможности достижения успеха.
Среди требований, предъявляемых к организации сотрудничества на уроках иностранного языка, можно выделить такие, как:
- создание условий совместной деятельности;
- учет психолого-педагогических особенностей данного возраста при формировании групп;
- психологическая совместимость участников группы;
- постановка конкретной учебно-познавательной задачи для группы;
- распределение социальных ролей в группе;
- наличие разнообразных способов стимулирования совместной деятельности.
Существует три варианта обучение в сотрудничестве:
- обучение в команде (модель учебного взаимодействия – вертушка);
- пила;
- учимся вместе (модель учебного взаимодействия - лидер).[ 6 ]
На уроках английского языка, где обучение общению является целью, средством и основой организации обучения иностранной речи, учебному взаимодействию придается большое значение. Выбор той или иной модели взаимодействия зависит от решения конкретных методических задач, исходя из логики познавательной деятельности.
На этапе формирования лексических и грамматических навыков, когда требуется предоставить устную практику каждому ученику группы и при этом обеспечить обратную связь, чтобы ученик, выполняя задание, знал, правильно он его выполняет или нет, если нет, то почему и как следует выполнить правильно, методически оправдано использовать малые группы сотрудничества. Наиболее адекватными моделями учебного взаимодействия на данном этапе являются парная работа (при формировании лексического навыка) или работа в малых группах сотрудничества (при формировании грамматического навыка). На данном этапе предполагается использование модели учебного взаимодействия "Вертушка" (состав группы 3 человека: "сильный", "средний" и "слабый"), так как данная модель предполагает проговаривание, объяснение, аргументацию, закрепление своих знаний каждым членом группы (каждое последующее задание выполняется следующим учеником с объяснением и текущим контролем со стороны всей группы). При таком виде взаимодействия, как правило, задание начинает выполнять "слабый" ученик (если речь не идет о трудном грамматическом явлении) под контролем со стороны "сильного" ученика, причем, если учеником допускается ошибка, "сильный" ученик не спешит исправлять, не дает моментальный готовый ответ, а просит объяснить правило и исправить себя самому. Данная модель взаимодействия применяется не только для формирования лексических и грамматических навыков, но также навыков правописания, при проверке правильности выполнения домашнего задания или подготовке к тестированию. Развивается обучающая функция самого ученика, так как общеизвестно, что обучение других способствует более прочному и глубокому запоминанию языкового материала со стороны самого обучающего.
Работая по УМК "Enjoy English—2", учащимся можно предложить разнообразные модели речевого взаимодействия.
Например, на этапе формирования навыка учащимся предлагается разбиться на малые группы для закрепления в речи грамматического или лексического материала по теме, выполняя действия по предложенному образцу. Модель учебного взаимодействия - "Вертушка".
На этапе формирования лексико-грамматических навыков применима также модель учебного взаимодействия "Лидер", характеризующаяся четко выраженным лидерством. Консультант (лидер) находится в центре группы, его деятельность отличается многообразием связей с другими членами группы. Он организует работу в группе, несет ответственность за успешное выполнение поставленной задачи и, как правило, представляет это решение перед всем классом, хотя учитель имеет возможность выборочного опроса. Однако взаимозависимость всех членов группы так же, как и в других моделях взаимодействия, высока.
Стадия совершенствования навыка предполагает организацию тренировки с целью репродуктивного и рецептивного овладения речевыми единицами в варьируемых условиях . Это развитие умений монологической и диалогической речи (составление высказывания по опорам, пересказ прочитанного текста по ключевым словам, составление мини-диалога и полилога по ответным репликам и т. п.). На этапе подготовки к самостоятельному диалогическому и монологическому высказыванию учащиеся имеют возможность самостоятельно применять изучаемый языковой материал и выполнять с ним необходимые действия и операции. Так как методическая задача на данном этапе усложняется, возникает необходимость увеличить состав групп до четырех человек, тем самым, предоставляя возможность при необходимости разбиться на пары, которые впоследствии опять будут объединены общим заданием. Указанные модели могут быть рекомендованы при составлении фраз и предложений, диалогов, рассказов, то есть заданий условно-коммуникативного характера с элементами творчества. Например, на этапе подготовки к самостоятельному диалогическому либо монологическому высказыванию учащиеся работают в малых группах сотрудничества по составлению мини-высказывания или мини-диалога, ограниченных рамками искусственно заданного грамматического и лексического материала. Модель учебного взаимодействия - "Лидер".
На этапе творческого применения материала адекватной поставленной методической задаче является модель учебного взаимодействия по принципу "Пила" (R. Slavin), которая характеризуется увеличением числа контактов внутри группы и между группами, наличием тесного взаимодействия членов разных групп. Каждый член группы получает отдельную часть общей работы и становится в ней экспертом, или вся команда работает над материалом, который является подзаданием темы, над которой работает весь класс. Сам характер деятельности внутри модели требует владения каждым членом группы средствами и способами формирования и формулирования собственных мыслей по решаемой проблеме и понимания мыслей партнеров по группам. На данном этапе учащимся предлагается применить полученные по той или иной теме знания при составлении рассказа. Объем монологического высказывания и количество грамматических структур и лексических единиц не ограничиваются. Задание носит чисто творческий характер и выполняется при использовании модели учебного взаимодействия "Пила".
Высоко оценивая образовательную эффективность современных технологий, все же следует предостеречь от чрезмерного увлечения ими. Слишком частое обращение к ним ведет к быстрому утомлению обучаемых и нежелание принимать участие в них. При соблюдении меры и умелом сочетании с традиционными уроками они оказывают положительное обучающее воздействие на учеников, и способствует развитию их личности.
Литература
- Биболетова М. 3. и др. Enjoy English—2: Учебник англ. яз. для нач. шк.- Обнинск: Титул, 2001.
- Иванова Е. Г. Обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно познавательной деятельности школьников на уроках иностранного языка// Английский язык в школе-№1.-2005.
- Климентенко А. Д., Миролюбов А. А. Вопросы методов обучения иностранным языкам // Советская педагогика-№7-1978.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
- Johnson D. W., Johnson R. Т. Cooperative Learning.-Minneapolis, M. N.
- Slavin R. Research on Cooperative Learning: an international perspective // Scandinavian Journal of Educational Research.- Vol. 33.- № 4.- 1989.