Обучение вариативному написанию сочинения в жанре отзыва

Разделы: Русский язык


Образовательные цели:

  • сформировать умение комплексно анализировать средства художественной выразительности;
  • отработать навыки анализа художественного произведения;
  • углубить практические навыки в написании сочинения-отзыва;
  • сформировать способности к самостоятельному анализу языковых явлений;
  • отработать навыки редактирования и форматирования текста;
  • познакомить с дополнительными способами форматирования текста;
  • отработать навыки выполнения тестовых заданий на компьютере;
  • расширить представление учащихся об использовании информационных технологий в учебном процессе;
  • способствовать развитию межпредметных связей.

Развивающие цели:

  • развивать способности учащихся видеть авторскую позицию и формировать свое мировоззрение;
  • развивать языковую компетенцию учащихся;
  • развивать логический и алгоритмический стили мышления;
  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

  • воспитывать познавательный интерес к современному русскому языку;
  • приобщить учащихся к основам аналитической деятельности;
  • способствовать развитию у учащихся трудолюбия, чувства взаимопомощи;
  • воспитывать потребность качественного выполнения задания.

Оборудование:

  • компьютеры, проектор;
  • текст рассказа

Программное обеспечение: Windows XP, Microsoft Word.

Подготовительная работа:

  • подготовить текстовые файлы;
  • подготовить тестовые задания;
  • создать презентацию.

Ход урока.

Вступительное слово учителя ИИКТ. В современном обществе наблюдается повышенный интерес молодого поколения к компьютерам. Поэтому сегодня мы хотим провести необычный урок русского языка и литературы, на котором ваш интерес к компьютеру и его уникальные возможности позволят достаточно быстро осмыслить, достичь понимания и запоминания программного материала этих предметов.

Вступительное слово учителя литературы. Тема урока и задачи. Любой читатель имеет право на суждение о прочитанном произведении. Это есть отзыв. Но отзыв важно грамотно оформить. Этому мы будем сегодня учиться на уроке.

Мы узнаем, что отзыв вариативен и своей формой, и своим содержанием.

(Анализ домашнего сочинения-отзыва.)

Задумывались ли вы, что иллюстрация к произведению тоже есть своеобразный отзыв о нем?

Итак, рассказ Ю.Казакова “Тихое утро”…

В качестве домашнего задания вам было предложено к сегодняшнему уроку нарисовать обложку к этому рассказу.

Учитель ИИКТ. Сейчас на экране будут представлены нарисованные вами обложки. Просматривая их, определите, какие, по вашему мнению, наиболее точно отражают сюжет рассказа.

Учитель литературы. Можно ли с помощью иллюстрации дать оценку главным героям произведения? А есть ли возможность иллюстрацией объяснить смысл заглавия?

Учитель ИИКТ. Показывает на экране наиболее удачные (по общему мнению) иллюстрации. Ученики защищают свои работы.

Учитель литературы. Есть и другой вид отзыва. Это сочинение. Такой вид работы, в свою очередь, тоже вариативен. Назовите варианты сочинения-отзыва.

Ученик. Сочинение-рассуждение, сочинение-письмо.

Учитель литературы. Это два варианта текста. И каждый из них строится по своему грамматическому закону.

Учитель ИИКТ. Откройте файлы с именем Тексты.

На экране представлена таблица. В верхней части таблицы – задания. В левом столбце этой таблице - Текст 1, в правом – Текст2. Это фрагменты сочинений-отзывов.

Текст 1.

Здравствуйте дорогая редакция!

С большим интересом прочитала рассказ Ю.Казакова “Тихое утро”. Это едва ли не одно из самых запоминающихся произведений. Да, именно так.

Рисуя характеры своих героев, Юрий Казаков ничего не скрывает от читателя. Более того он отдает на суд его поведение своих героев. Да и страницы, где дается пейзаж, тоже хочется читать! Он просто необычный!..

Текст 2.

Мне нравятся рассказы с захватывающим сюжетом. Именно таков рассказ Ю.Казакова “Тихое утро”. Хотя, на первый взгляд, заглавие его говорит о противоположном. Но тем интереснее читать, когда все происходит неожиданно. Тихое утро…Мальчики Яша и Володя собрались на рыбалку, и совершенно ничего не предсказывает того, что с ними случится…

Учитель литературы. Обратимся к первому тексту. Этот отзыв имеет вариант сочинения-письма. Назовите, пожалуйста, признаки письма.

Ученик. Обращение, суждение, оценка, разговорная лексика.

Учитель литературы. А теперь посмотрим, как грамматически организован текст. Назовите средства грамматической связи предложений в тексте.

Учитель ИИКТ. В верхней части таблицы предложены средства грамматической связи предложений в тексте. Выполнить форматирование текста, выделив красным цветом грамматические средства связи предложений в тексте, характерные для сочинения-письма (частица, местоимение, союз).

Учитель литературы. Давайте посмотрим, что вы отметили.

Второй вариант отзыва представлен в виде сочинения-рассуждения. Назовите основные признаки сочинения-рассуждения.

Ученик. Тезис, аргументированное доказательство, вывод.

Учитель литературы. Перед нами фрагмент такого сочинения. Найдите грамматические средства для организации рассуждения.

Учитель ИИКТ. В верхней части таблицы предложены грамматические средства для организации рассуждения. Выполнить форматирование текста, выделив зеленым цветом грамматические средства для организации рассуждения, характерные для сочинения-рассуждения (частица, вводное слово, назывное предложение (без сказуемого), восклицательное предложение, фразеологизм, антитеза).

Учитель литературы. Давайте посмотрим, что вы отметили.

Такой вид работы с текстами помог вам правильно, соблюдая грамматические нормы, строить отзыв о прочитанном произведении. Кроме того, вы познакомились с вариативным написанием отзыва.

Для закрепления умений и навыков при написании отзыва предлагаются практические задания в виде теста. Внимательно прочитайте фрагмент отзыва и задания к нему.

Учитель ИИКТ. Запустите, пожалуйста, Тестер и откройте файл с заданиями. (Объяснение правил работы с Тестером).

Текст.

Прочитав рассказ Ю.Казакова “Тихое утро”, невольно задумываешься над вопросом: “Так что же все-таки случилось с мальчиками на рыбалке?”

“Все ясно и понятно”, - скажите вы, - Яша спас тонущего Володю.”

А, на мой взгляд, авторский замысел глубже. Во-первых, нужно вспомнить поведение Яши во время сборов на рыбалку. Здесь видно его желание предстать бывалым рыбаком перед Володей, городским жителем, который только первый раз на рыбалке. А уж как хотелось Яше на правах опытного рыбака покомандовать…

Задания.

1. Найти признаки рассуждения в данном тексте.

  • абзац;
  • тезис;
  • описание;
  • вывод;
  • доказательство.

2. Указать средства грамматической связи предложений в тексте

  • местоимение;
  • лексический повтор;
  • наречие;
  • вводное слово;
  • однокоренные слова.

3. Какое из предложений послужило бы продолжением данного текста?

  • Яша отзывается на голоса птиц, которые он хорошо знает.
  • Вообще-то Яша – смелый мальчик, за словом в карман не полезет.
  • Вот Яша и Володя пришли ловить рыбу, сели недалеко друг от друга.
  • Автор дает возможность наблюдать самому читателю за поведением Яши.
  • Случай на рыбалке раскроет характер Яши ярко и полно.
  • Автор ничего не скрывает от читателя и дает возможность оценить поведение Яши.

4. Объясните смысл заглавия рассказа

  • утро на рыбалке было тихое, поэтому автор так назвал свой рассказ;
  • Яша и Володя ловили рыбу в тишине, ранним утром, поэтому автор назвал так вой рассказ;
  • на рыбалке не было никаких приключений, поэтому так автор назвал так свой рассказ;
  • Яша умел слушать окружающую тишину, поэтому автор назвал так свой рассказ;
  • в самом названии парадокс, готовящий читателя к неожиданной развязке, поэтому автор назвал так свой рассказ.

5. Указать умение, которое демонстрируется в фрагменте этого отзыва.

  • умение характеризовать героев;
  • умение цитировать;
  • умение строить текст-рассуждение;
  • умение ставить дискуссионный вопрос;
  • умение определять тему и идею произведения;
  • умение оценивать произведение в целом.

Ученики сообщают оценки, полученные за тест.

Учитель литературы. Комментирует результаты теста.

Домашнее задание: дописать фрагмент отзыва, рассуждая по вопросу: “Так что же случилось с мальчиками на рыбалке?”

Учитель ИИКТ. Я надеюсь, что этот урок дал возможность добиться не только понимания предметного материала, но и показал, что навыки работы на компьютере могут пригодиться не только при изучении информатики, а также при изучении различных предметов школьного курса.

Дополнительные материалы к данной работы вы можете спросить у автора статьи.