Цели:
- познакомить учащихся с произведениями культуры и искусства больших и малых народов;
- воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство гордости за свою страну, за соотечественников;
- способствовать развитию творческих сил школьников, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве.
Оборудование:
- На доске написан эпиграф: “Я входил в Эрмитаж, как в хранилище человеческого гения. В Эрмитаже я впервые, еще юношей, почувствовал счастье быть человеком. И понял, как человек может быть велик и хорош…” К. Паустовский.
- Слайды.
- Репродукции картин.
- Музыкальное сопровождение.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в один из крупнейших музеев России – Эрмитаж.
В переводе с древнегреческого музей, или мусейон, означает “храм муз”. В честь девяти муз, прекрасных и вечно юных спутниц бога Аполлона – покровителя искусств, древние греки создавали свои мусейоны, в которых можно было увидеть великолепные мраморные статуи, изящные произведения изобразительного и ювелирного искусства. Посещая их, люди восхищаются представленными там изумительными творениями прославленных мастеров и художников. Создатели музеев бережно сохраняют всё это великолепие не только для современников, но и для своих потомков. В наше время музеи являются культурно-историческими центрами, в которых собрано всё ценное, что создано человечеством за многовековую историю. Музей называют исторической памятью народа.
2. Исторический экскурс.
Ведущий I: В центре Санкт - Петербурга, на левом берегу реки Невы, находится Эрмитаж – крупнейший музей истории мировой культуры.
Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес.
Пройдя сложный путь от закрытого дворцового собрания до одного из крупнейших музеев, он хранит в своих стенах около двух миллионов семисот тысяч памятников культуры и произведений искусства, которые охватывают колоссальный исторический период от первобытного общества до наших дней.
Музей занимает пять зданий, под экспозиции отведено более трехсот пятидесяти залов.
Поистине Эрмитаж “ обширен и необозрим, как наша страна… его бесконечные анфилады текут, как русские реки, а его залы раскинулись, как необъятные равнины и моря”.
Среди музеев мира найдется лишь немного таких, которые могли бы поспорить с Эрмитажем объемом и многообразием своих коллекций. Собранные здесь сокровища знакомят с творчеством многих десятков стран и народов Востока и Запада.
Эрмитаж заботливо сохраняет в своих стенах мировые художественные ценности, проявляя уважение к тысячелетним достижениям культуры и искусства больших и малых народов, делает его предметом национальной гордости.
Трудно переоценить значение Эрмитажа для формирования человеческой личности в наши дни, когда его памятники стали общедоступным, всенародным достоянием.
Ведущий II: Из всех исторических событий, свидетелем которых стал Эрмитаж, ни с чем не сравнимыми, имевшими подлинно мировое значение были дни Великой Октябрьской Социалистической революции. Память о штурме Зимнего дворца хранят его стены и многие залы.
Мемориальной доской отмечена лестница подъезда, выходящего на Дворцовую площадь. Теперь она носит название Октябрьской. Главным образом именно по ней в ночь с 25 на 26 октября 1917 года устремились отряды красногвардейцев и революционных частей армии и флота, штурмовавшие дворец. Мемориальной доской отмечена и Малая столовая. На белом мраморе начертано: “ В этой комнате в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года красногвардейцы, солдаты и матросы, взявшие штурмом Зимний дворец, арестовали контрреволюционное буржуазное Временное правительство”.
Специального внимания заслуживает то обстоятельство, что благодаря исключительно высокой сознательности революционных масс дворец остался невредим.
Ведущий III: Позднее особо значительным периодом в истории Эрмитажа явились годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Силами сотрудников музея, с помощью многочисленных ленинградцев, художников, студентов коллекции в кратчайший срок были подготовлены к эвакуации. Спасению величайших ценностей было уделено особое внимание правительства страны.
В июле 1941 года двумя эшелонами в глубокий тыл (г.Свердловск) было вывезено 1118000 экспонатов, находившихся под наблюдением научных сотрудников. Оставшиеся экспонаты, вместе с поступившими на хранение в Эрмитаж из других музеев города, были укрыты под крепкими сводами подвалов. На местах пребывали лишь такие гиганты, как статуя Юпитера, Колыванская ваза и другие памятники, переноска которых угрожала их сохранности. В опустевших залах – бочки с водой, груды песка и различный противопожарный инвентарь да осиротевшие витрины и рамы, со специально оставленными на них этикетками. В исключительно тяжелых условиях блокады, под обстрелами и бомбежками, причинявшими музею большие повреждения, день за днем свершали свой подвиг сотрудники Эрмитажа. 10 октября 1945 года коллекции вернулись из эвакуации, и 4 ноября того же года состоялся торжественный общественный просмотр первых вновь открытых шестидесяти девяти залов. 8 ноября 1945 года Эрмитаж возобновил свою регулярную деятельность.
Ведущий IV: В наши дни Эрмитаж посещает ежегодно около трех с половиной миллионов человек.
В этом (2010 году) Эрмитажу исполняется 246 лет. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда в Петербург прибыла крупная партия картин, приобретенная Екатериной II, у берлинского купца. Эта коллекция положила начало систематическому собирательству художественных ценностей, но она была далеко не первой из уже имевшихся в то время в России и позднее частично вошедших в состав Эрмитажа. Ныне в музее хранится немало первоклассных памятников искусства, приобретенных еще в петровское время. К их числу, прежде всего надо отнести всемирно известную “Сибирскую коллекцию Петра I”.
Если фасады Зимнего дворца и других эрмитажных зданий в основном сохранили свой первоначальный облик, то с интерьерами дело обстоит иначе. В течение двухсот лет назначение многих из них неоднократно менялось, что влекло за собой изменения и во внутренней отделке. Наиболее сложной оказалась архитектурная судьба Зимнего дворца, самого старого из строений, занимаемых ныне Эрмитажем. 17 – 19 декабря 1837 года, страшный пожар в три дня уничтожил весь огромный дворец, от которого остался лишь обгоревший остов. Уже 29 декабря 1837 года была создана особая комиссия по восстановлению дворца. Колоссальные по объему работы велись в исключительно сжатые сроки и были завершены менее чем за два года – всего лишь! Одновременно на строительство было занято 8 тысяч человек. Трудились днем и ночью.
3. Заочное путешествие по Эрмитажу.
Экскурсовод I: Войдя в музей со стороны Невы через Главный подъезд Зимнего дворца в полной мере, ощущаешь барочный характер организации пространства.
Галерея, покоящаяся на мощных столбах, декорированных колоннами, направляет вошедшего к парадной лестнице <Слайд 1>(Презентацию можно спросить у автора статьи). От первой площадки марши растекаются на два рукава, заставляя зрителя повернуться и увидеть великолепие этой лестницы, занимающей почти всю высоту дворца, бесконечное разнообразие ее декора – зеркала, статуи, затейливую золоченую лепнину. На повороте к верхней площадке, снова соединяющей лестничные марши, внимание привлекают огромные колонны. Плафон с изображением богов Олимпа в облаках уводит взгляд ввысь. От Главной лестницы расходятся под прямым углом Невская и Большая анфилады.
Фельдмаршальский зал <Слайд 2>, начинающий Большую анфиладу, кажется торжественно застывшим в своем величии. В архитектурном решении царит логичность и ясность. Портики, расположенные по центру зала, указывающие путь от Главной лестницы к следующему Петровскому залу. Декоративное богатство придают сильно вынесенные карниз с балконом на нем, и три бронзовые люстры: большая, диаметром 2,66м и две малые двухметровые.
Следующий за ним Петровский, или Малый Тронный зал <Слайд 3>. Посвященный памяти Петра I, он в тоже время предназначался для малых приемов и был отделан с особой роскошью. Стены обтянуты алым, со временем потемневшим бархатом, вышитым серебром. Сплошной рельефный золоченый орнамент фриза включает короны, морские атрибуты и венки. Свод расписан изображениями российских гербов, уменьшающихся по мере приближения к вершине свода. Главным элементом в оформлении зала является большая ниша с закругленным сводом. В нем на возвышении стоит серебряное золоченое тронное кресло. За троном – картина, изображающая Петра I с богиней Минервой.
Экскурсовод II: Соседний с Петровским Гербовый зал <Слайд 4> неизменно поражает соей величественностью. Колоссальный зал в тысячу квадратных метров, не подавляет своей огромностью. Сочетание белого цвета с золотом делает его особенно нарядным и торжественным. По белым стенам зала попарно расположены золоченые колонны и пилястры, поддерживающие балкон с золоченым лепным орнаментом. Помещенные на торцовых стенах скульптурные группы воинов с гербами русских губерний на древках определяют название зала – гербовый. Щитки с гербами укреплены также на многочисленных люстрах, украшающих зал. В 1942 году взрывом фашистского снаряда зал был сильно поврежден. К 7 ноября 1946 года его полностью реставрировали.
Одним из самых прославленных интерьеров Зимнего дворца является Галерея 1812 года <Слайд 5>. Значение ее как памятника русской славы прекрасно определил А. С. Пушкин в известном стихотворении “Полководец”.
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится под стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом
Своею кистию свободной и широкой,
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью Двенадцатого года.
На стенах галереи в простых золоченых рамах размещены 332 портрета генералов, участников Отечественной войны 1812 года. Среди изображений центральное место занимают большие, в рост, портреты прославленных фельдмаршалов М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Вокруг расположены портреты их ближних сподвижников Багратиона, Ермолова и других. Пожар 1837 не пощадил галерею, однако портреты были спасены и после восстановления галереи архитектором Стасовым возвращены на свои места. Военная галерея – своеобразный памятник героическому военному прошлому русского народа.
Экскурсовод III: Георгиевский или Большой тронный зал <Слайд 6> можно без преувеличения назвать одним из самых совершенных интерьеров Зимнего дворца. Залитый солнцем двухсветный зал, сверкающий белизной мрамора, оттененного золоченой бронзой, покоряет торжественной величавостью, соответствующей его назначению. Зал занимает площадь в 800 кв. м. Литой орнамент из золоченой бронзы заполнил монументальные кессоны потолка, узоры которого повторяются в уникальном паркете, набранном из 16 редких пород дерева. В общий ритм включены также бронзовые люстры и мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца, вмонтированный в стену над тронным местом.
Малахитовый зал <Слайд 7> по – своему неповторим. Но Малахитовый зал можно назвать уникальным, благодаря искусному применению в его отделку поистине сказочной красоты камня, не случайно вошедшего в уральские легенды. Использование столь ценного камня для украшения большого зала было связано с открытием в 1830-х годах на Урале огромных залежей малахита. Удивительно эффективно и нарядно смелое контрастное сочетание разнообразных оттенков зеленого камня с позолотой потолков, дверей, а также с малиновым цветом штофа мебели и занавесей на фоне беломраморных стен. В наши дни в зале экспонируются разнообразные изделия из малахита – канделябры, торшеры, вазы и другие, исполненные главным образом в первой половине XIX века.
Экскурсовод IV: Концертный зал <Слайд 8> создан в конце XVIII века на месте одного из пяти парадных покоев, построенных Ф. Растрелли. Он предназначался для концертов, откуда и происходит его название. Стены зала облицованы белым стюком. Фигуры античных муз и богинь, помещенные на карнизе и как бы продолжавшие колонны, созданы скульптором И. Германом вместо сгоревших. В зале экспонируются художественные изделия из серебра работы русских мастеров XVII – XX столетий. Обращает на себя внимание монументальная серебряная гробница Александра Невского.
Павильонный зал <Слайд 9> – один из самых нарядных в Эрмитаже. Здесь создан просторный светлый двухъярусный интерьер, украшенный аркадами, колоннами, декоративной скульптурой “фонтанами слез” и мозаичным полом. Своеобразная композиция зала, белизна его отделки в сочетании с золоченым фоном и обилием сверкающих хрустальных люстр усиливают парадность интерьера. В зале экспонируются русские и итальянские мозаичные столы и часы “Павлин”, работы английского мастера.
Экскурсовод V: Особенно большой известностью пользуется картинная галерея Эрмитажа, начало которой было положено в 1764 году. Дать полное представление о богатстве картинной галереи Эрмитажа, разумеется, невозможно. При отборе произведений мы стремились наряду с прославленными шедеврами включить ряд хотя и менее знаменитых, но выдающихся в художественном отношении картин, наиболее ярко характеризующих искусство отдельных стран.
Возрождение – эпоха, характерная полным изменением человеческого сознания, “породила, - по словам Энгельса, - титанов по силе мысли, страсти”. Одним из титанов был Леонардо да Винчи. О нем нельзя говорить только как о живописце. Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, астрономом и т. д. Живописных работ Леонардо, дошла до нас очень немного. “Мадонна Бенуа” или “Мадонна с цветком”. Картина была обнаружена в России, в Астрахани. Местный купец, не подозревая, что он приобретает, купил картину на распродаже имущества итальянского странствующего музыканта. Затем она по наследству перешла жене крупного архитектора Бенуа, которая и продала ее в 1914 году в Эрмитаж. Имя Бенуа так и осталось за картиной. В противоположность долеонардовской церковной традиции, это скорее не мадонна, а молодая мать, играющая с сыном и находящая в игре ту же радость, что и ребенок.
Когда Рафаэль писал “Мадонну Конестабиле”, ему было около 17 лет. Основная особенность картины – пронизывающее картину чувство лирики. Оно присутствует и в самом образе мадонны и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной. В природе царит весна. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Она вся выражена в мягких округлых линиях: плечо Мадонны, склоненная голова, второе плечо. Ее фигура поставлена строго в центре. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции.
О биографии Джорджоне мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что он провел большую часть жизни в Венеции. Он был одновременно художником, музыкантом, поэтом. Столь разнообразная одаренность сказалась на его живописном творчестве: он один из немногих художников эпохи Возрождения, в чьем творчестве ощущается попытка передать настроение. “Юдифь” – одно из самых замечательных его произведений – изображает прекрасную европейскую девушку, спасшую свой народ от нападения врагов. Она соблазнила Олоферна, вождя армии, осаждавшей ее родной город, и когда он заснул, отрубила ему голову. Образ Юдифи очень сложен. Она одновременно величественна и скромна. В ней чувствуется гордость победительницы и грусть, вызванная совершенным поступком. Попирающей ногой голову Олоферна изобразил Юдифь Джорджоне. Вся ее поза подчеркнуто, женственна, в то время как рука твердо сжимает меч. Фоном для Юдифи служит многоплавный пейзаж с далеким горизонтом. Справа от нее изображены два дерева: могучий дуб и тоненькое, дрожащее под ветром, деревце. Вероятно это сопоставление женской слабостью Юдифи с непобедимостью ее противника.
“Возвращение Блудного сына” – это последняя крупная картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее, не оправившись от постигших его тяжелых потерь смерти сына и любимой женщины. Естественно, что тема родительского горя была ему близка. Художник выбрал тему из Евангелия. В одной из притч говорится о сыне, покинувшем кров отца ради веселой и беззаботной жизни. Перетерпев ряд невзгод, юноша вернулся в отчий дом. Старик отец, забыв свои несчастья и одиночество, радостно кидается ему на встречу. Рембрандт изображает отца старым, слабым, полуслепым. Он стремится увидеть сына, но не может. Лицо его полно страдания и радости. Руки бережно и любовно ощупывают, бережно притягивая к себе, коленопреклоненного мужчину. Вид последнего особенно жалок: голова покрыта коростой, пораженные ноги загрубели и опухли, одежда лохмотьями падает с плеч. Его лицо почти не видно. Он весь замер у ног отца, отдаваясь ощущению ласки. Убедительнее и ярче образов нет даже в творчестве самого Рембрандта. При свидании отца и сына присутствуют свидетели, однако они настолько второстепенны, что мало останавливают внимания. Этой картиной Рембрандт дает свой последний урок любви к человеку, понимания его и прощения его слабостей.
Никола Пуссен – крупнейший французский художник XVII века. Будучи очень образованным человеком, он везде находил “высокие примеры”, которые должны были воспринимать зрители его картин, или героические подвиги, которым они могли бы подражать. Обычно Пуссен, использовал для своих произведений сюжеты, связанные с гражданской доблестью, самопожертвованием ради своего народа или Родины. Одним из лучших произведений Пуссена является “Танкред и Эрминия”. Любящая рыцаря Танкреда Эрминия находит его тяжело раненым в поединке с мавром. Эрминия, с точки зрения людей XVI века, приносит своему любимому самую большую жертву, она отрезает ему на перевязку свои волосы, обладающие волшебной силой. Художник концентрирует все внимание зрителя на своих героев, заключая их в круг, разорванный телами лошадей. Эрминия бросается к Танкреду. На бегу отсекает себе волосы. Нагнувшийся к Танкреду оруженец как бы служит ему обрамлением.
Искусство Тициана – крупнейшего живописца венецианской школы – преисполнено громадной жизненной энергией. “Святой Себастьян” – одна из характернейших картин позднего Тициана. Согласно легенде, Себастьян был римским легионером, казненным за приверженность христианству. Тициан изображает героя: сильным, высоким; мускулистый мужчина жестоко страдает, но переносит мучения гордо, едва ли не спокойно. Зритель, кажется, физически ощущает, как вонзаются громадные стрелы, но Себастьян стоически переносит мучения, дух его не сломлен, он стоит, выпрямившись, его тело прекрасно, как тело атлета, только во взгляде поднятых к небу глаз можно прочитать, каких сил стоит Себастьяну его гордая выдержка. Тициан пишет всего тремя красками: черной, белой и красной, создавая с их помощью сложный живописный организм. Тело героя выделяется из красочной массы и в то же время с ней связано, подобно тому, как его образ и принадлежит миру страданий и мрака, и противопоставлен ему.
4. Заключительное слово учителя.
Итак, мы совершили с вами удивительное путешествие в прошлое, приобщились к художественной истории Санкт - Петербурга, почувствовали себя сопричастными к творчеству великих зодчих. Каждый из вас ощутил себя достойным наследником наших духовных ценностей.