Подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. "Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель: подготовка обучающихся к выполнению заданий А 20 и В 5.

Ход занятия.

1. В начале занятия выполняется промежуточный тест по предыдущим темам (проводится с целью корректировки знаний).

Промежуточный тест № 2

1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. усугубИть
  2. цепОчка
  3. щавЕль
  4. ходатАйствовать

2. В каком предложении вместо слова БЕДНЫЙ нужно употребить БЕДСТВЕННЫЙ?

  1. БЕДНАЯ моя страна, что с тобой враги творят?
  2. Среди БЕДНЫХ слоев населения реформы не нашли поддержки.
  3. Мы были поражены БЕДНЫМ положением наших новых соседей.
  4. Во многих странах есть больницы для БЕДНЫХ, где оказывают бесплатную помощь.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. всех милее
  2. двести килограммов
  3. подошел к ему
  4. жарких пустынь

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая с химическими реактивами в лаборатории,

  1. старайтесь быть предельно осторожными.
  2. мне стали понятны многие законы химии.
  3. время летит незаметно.
  4. надписи на колбах должны быть сделаны четким почерке

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. В “Вишневом саде” есть и грустное, и смешное, и трагичное.
  2. Журналисты получили ответы на все интересующие их вопросы.
  3. Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов.
  4. Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

(1) Линии в пустыне Паска - одна из немногих реальных тайн, разгадать которые ученые пока не в силах. (2)Территория в 500 квадратных километров покрыта гигантскими, до 300 метров в длину, изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами. (3).... (4)Воистину большое видится на расстоянии: с поверхности Земли все эти фигуры не разглядеть. (5)Еще в 1946 году немецкий математик и астроном Мария Райхе предположила, что в изображениях в пустыне Наска отражены космические познания племен, населявших эти места в древности. (6)Например, они могли рисовать известные им созвездия и другие интересные небесные объекты. (7).... известная фигура паука очень напоминает гигантскую туманность в созвездии Ориона.

6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть третьим в этом тексте?

  1. Это не звездная карта, и не календарь, и не каналы, как считают некоторые ученые
  2. Надо сказать, что концепция присутствия посланцев иных планет на Земле родилась давно.
  3. Причем обнаружили современные люди все эти чудеса лишь в начале XX века, когда над Перу начали летать самолеты
  4. Много веков тайна линий в пустыне Наска оставалась тайной за семью замками.

7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом предложении?

  1. потому что
  2. но
  3. так,
  4. таким образом,

8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой одном из предложений или в одной из частей сложного предложении текста?

  1. разгадать которые (предложение 1)
  2. большое видится (предложение 4)
  3. фигуры не разглядеть (предложение 4)
  4. напоминает туманность (предложение 7)

9.Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

  1. простое осложненное
  2. сложное бессоюзное
  3. сложносочиненное
  4. сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

10.Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТА из второго (2) предложения.

  1. краткое причастие
  2. наречие
  3. краткое прилагательное
  4. глагол

11. Какое слово в этом тексте является контекстным синонимом слова “изображения”?

  1. большое (предложение 4)
  2. фигуры (предложения 4, 7)
  3. созвездия (предложение 6)
  4. объекты (предложение 6)

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Постоя(1)ые внутре(2)ие противоречия терзали душу этого труже(3)ика, муче(4)ика науки, убежде(5)ого только в том, что избра(6)ый им путь верен.

  1. 1, 2, 5, 6
  2. 3, 4,5
  3. 4,5,6
  4. 2,3,4

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. сп..ши (на урок), бл..ндин, об..жал (малыша)
  2. з..ря, посв..тить, ст..хотворение
  3.  р..птание, запл..тить (долг), поз..лоченный
  4. ум..лять о пощаде, зам..рять, д..льфин

14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..оритет, пр..открыть, пр..равнять
  2. ни..ложить, чере..полосица, в..махивать
  3. о..бросить, пре..рассудок, по..ложный
  4. пред..юльский, спорт..гра, с.змала.

15. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

  1. они просмотр..т, дремл..щий щенок
  2. бор..щиеся отряды, они догон..т
  3. та..щий снег, стел..щийся туман
  4. они кол..т дрова, стро..щийся дом

16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

A. завис..л Б. намал..вать B. жемчуж..на Г. выздоравл..вать

  1. А,В,Г
  2. Б, В
  3. В, Г
  4. А, Б, Г

17. В каком предложении НЕ(НИ) со слова пишется слитно?

  1. (Не)спросясь броду, (не)суйся в воду.
  2. В (не)которых селах до сих пор изгоняют из домов всякую (не)чисть.
  3. Воевода был (не)молод и (не)стар.
  4. (Ни)у кого (не) хватило смелости признать свои ошибки.

18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

  1. Мы ТО(ЖЕ) много раз ездили во Францию, (ПО)ЭТОМУ хорошо знаем Париж.
  2. (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для облегчения жизни крестьян.
  3. ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты.
  4. (ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили, ТАК(ЖЕ) как вчера, погулять по набережной.

19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  2. Сложносочинённое предложение, и перед союзом И нужна запятая.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложносочинённое предложение, и перед союзом И запятая не нужна.

2. Проверка выполненной работы и работа над допущенными ошибками.

А1

4

А2

3

А3

3

А4

1

А5

3

А6

3

А7

3

А8

2

А9

1

А10

1

А11

2

А12

1

А13

3

А14

1

А15

3

А16

3

А17

2

А18

2

А19

3

3. Работа с теоретическим материалом по теме “Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами”

А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами

Вопросы. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Алгоритм выбора правильного ответа:

  1. Читаем предложения.
  2. Определяем характер обособлений (членов предложения).
  3. Выбираем правильный ответ.

Примечание. Необходимо учитывать, что деепричастный оборот (деепричастие с зависимыми словами), причастный оборот (причастие с зависимыми словами) и приложения не всегда выделяются на письме запятыми. Помним, что к причастному обороту нужно задать вопрос от существительного или местоимения, а к деепричастному от глагола-сказуемого.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

  1. 1, 3
  2. 1, 2, 3
  3. 2, 3, 4
  4. 2, 4

В данном примере легко обнаружить деепричастие и причастие с зависимыми словами: (как?) неожиданно взлетев (деепричастный оборот); в зелени (какой? прозрачно сквозившей (где?) на небе (причастный оборот) Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастный оборотом, выделяется запятыми с двух сторон (1и 2). Согласованное определение, выраженное причастным оборотом, находится после определяемого слова и отделяется от него запятой (3). Правильный ответ — 2.

Рассматривается справочный материал (Приложение 1).

4. Работа с тематическими тестами (Приложение 2), второй вариант - рекомендуется для работы дома.

5. Работа с заданиями части В.(эти задания соответствуют теме данного занятия.)

В5. Обособленные члены предложения

Задание. Среди предложений (указаны) найдите предложение с обособленными определениями, обособленными обстоятельствами, обособленными приложениями, вводными и вставными конструкциями, однородными членами и т. д. Напишите номер этого предложения.

Алгоритм выбора правильного ответа:

  1. Обязательно читаем все предложения, в которых необходимо вести поиск.
  2. Выделяем все знаки препинания графически. Граница сложного предложения — ставим скобку ([ ] или ( )); причастный или деепричастный обороты; встречаем то, что не можем сразу объяснить — ставим знак (?).
    Рассуждаем так: здесь стоит запятая, так как предложение сложное, здесь стоит запятая, так как однородные члены, а зачем стоит эта запятая — не знаем, следовательно, обводим в кружок или сразу выясняем, что она выделяет (отделяет) деепричастный оборот, и т. д. Когда все знаки под контролем, работа получается эффективнее.
  3. Определяем характер осложнения в предложении.
  4. Записываем ответ цифрами (в клеточке должен находиться один символ).

Примечание. Необходимо повторить правила обособлений всех второстепенных членов предложения. Формальным показателем осложнения являются знаки препинания: запятые, тире, скобки. Следует помнить, что приложение сходно по роли в предложении с определением, но выражено существительным, может быть употреблено с союзом как. (Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям.)

Справочный материал (дополнительно Приложение 3,4)

ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ:

В5. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1)Чехов был непоколебимо уверен (сложное предложение), что право на нашу помощь имеют не только те (сложное предложение), кто солидарен с нами или по сердцу нам (сложное предложение), но и такие (сравнение), как та “мордемондия” (сложное предложение), которая принесла ему рукопись своего сочинения и просидела у него часа полтора (деепричастный оборот), мешая ему жить и работать (сложное предложение), и о которой он писал грубоватому Лейкину (прямая речь):

(2)“Напишите ей... какое-нибудь утешительное слово вроде надежды на будущее... (3)Не огорошьте ее холодным и жестким ответом. (4)Помягче как-нибудь... (5)Мордемон-Дия ужасная”. (В предложениях 2—5 нет знаков препинания, кроме кавычек.)

(6)В конце 1903 года (сложное предложение), когда ему осталось жить всего несколько месяцев (сложное предложение), когда при одном взгляде на него было ясно (сложное предложение), что даже двигаться (однородные члены предложения), даже дышать ему тяжко (сложное предложение), он получил поручение от ялтинской жительниц Варвары Харкеевич взять с собой в Москву ее часики и о дать их в починку мастеру.

Деепричастный оборот — это и есть обособленное обстоятельство, следовательно, правильный ответ — 1.

6.Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания 1—13.

(1)Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений. (3)Существует мнение, что образование — погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4)Прошлое — это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывался в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5)Настоящее — это та реальность, которая окружает человека и создаётся им на протяжении его собственной жизни. (6)Будущее — это надежды, выраженные разными способами. (7)В основании такой мечты — образцы культуры. (8)Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, — момент освоения им культуры. (9)И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, “он не может быть безобразным, но и не может быть без образа”. (10)Может быть, в само слово “образование” и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создаёт сам человек. (11)Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.

(12)Каков должен быть объём тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13)Каждый решает для себя. (14)Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: “Образование — это то, что остаётся, когда всё выученное забывается ”.

(По С. Кокориной)

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

  1. Человек с раннего детства усваивает культуру своего народа.
  2. О степени образованности человека следует судить по количеству прочитанной литературы.
  3. Исторически слова “образование” и “образ” являются родственными.
  4. Нравственные ценности народа формируются веками.

2. Какая тема остается за пределами внимания автора текста?

  1. содержание понятия образования
  2. связь образования с историей культуры народа
  3. происхождение слова “образование”
  4. состояние образования в современном мире

3. Определите стиль и тип речи текста.

  1. научный стиль, описание
  2. публицистический стиль, рассуждение-размышление
  3. художественный стиль, описание
  4. научный стиль, рассуждение-размышление

4. В каком значении употребляется слово БЕЗОБРАЗНЫЙ (предложение 9)?

  1. БЕЗОБРАЗНЫЙ — не имеющий четкого облика, расплывчатый
  2. БЕЗОБРАЗНЫЙ — не заключающий в себе поэтических образов
  3. БЕЗОБРАЗНЫЙ — крайне некрасивый, уродливый
  4. БЕЗОБРАЗНЫЙ — возмутительный, отвратительный, ужасный

5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

  1. 8
  2. 2
  3. 9
  4. 12

6. В первом абзаце текста (предложения 1—11) найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер предложения.

7. Среди предложений с 5-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

8. Среди предложений с 1-10 найдите предложения с вводными конструкциями.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

2

4

2

3

3

6

8

9,10

7. Домашнее задание: тематический тест вариант № 2.