Бывают случаи, когда в школе можно услышать вопрос: “Зачем нужно учить химию и биологию?”. Задают этот вопрос дети, задают этот вопрос родители, от некоторых даже приходилось слышать: “Я химии не знаю и прекрасно живу!” ( А задумывались ли эти люди о том, как могла сложиться их жизнь, если бы они знали химию?). Если продолжить дальше, можно начать спрашивать: “А зачем изучать математику, информатику, физику, географию?” (думаю, что коллеги-предметники сталкиваются с такими вопросами). Чаще всего такая постановка вопроса может поставит любого в тупик своей ограниченностью.
Думающий о будущем человек согласится с тем, что всем нашим детям необходимо знать и даты начала и окончания Великой Отечественно войны, не путая её с Отечественной войной 1812 года, и знать, что М. Растропович был в большой дружбе с академиком А.Сахаровым, стоявшим у истоков создания советской атомной бомбы, и знать, что Николай Андреевич Римский-Корсаков был морским офицером, выпускником петербургского Морского корпуса (т.е. прекрасно инженерно-технически образованным человеком), знать, что Александр Порфирьевич Бородин был не только русским композитором, а был скорее великолепным химиком: он в 1856г. окончил петербургскую Медико-хирургическую академию, в 1858 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, что он в должности профессора с 1874г. заведовал кафедрой химии, а с 1872г. стал академиком Медико-хирургической академии, что он был одним из инициаторов создания (и преподавал там же) Женских врачебных курсов, что он был в большой дружбе с великими русскими учёными – Д.И.Менделеевым, И.М.Сеченовым, Н.Н.Зининым и многими другими.
Мы сочли возможным рассказать всем, что по нашему мнению можно ответить любому человеку, задающему подобные вопросы, вне зависимости от его возраста, статуса, занимаемого положения и общего культурного уровня. Нам кажется, наши рассуждения сможет понять каждый – и маленький ребёнок, и взрослый. А вот захочет ли он их принять – это уже личный выбор каждого человека в отдельности. Мы думаю, что всем известно, что можно коня привести к водному источнику, но заставить его испить воды из этого источника не сможет никто. Необходимо хотя бы стараться по возможности беседовать и с детьми и с родителями о пользе разностороннего образования. С взрослыми беседовать сложней, многие просто зачастую не хотят ничего слушать, они не готовы к изменению своего взгляда на своего ребёнка не как на собственность, которая должна сделать в этой жизни то, чего не смог достичь сам родитель, а как на отдельную личность. Маленький рост и незащищённость ребёнка (полная зависимость от решения родителей) зачастую приводят родителей (и просто взрослых людей) к непониманию степени ответственности перед этим ребёнком за то, что потом будет происходить с этим ребёнком в его взрослой жизни, а именно: насколько этот маленький человек будет готов к собственной взрослой жизни, есть ли в нём внутренний стержень, благодаря которому в душе ребёнка не поселится зависть – источник мук и терзаний юной души, зависть, не позволяющая творческому началу превалировать в этой юной душе, зависть, которая убивает талант; насколько комфортно потом ребёнку будет осознавать, что окружающие его люди с лёгкостью используют какие-то понятия, которые в школе прошли мимо него благодаря “родительской любви”, защищавшей его всеми приличными и неприличными способами от посещения уроков и чтения дома учебников по “ненужным для музыканта” предметам. Хватит ли этим детям знаний, чтобы в дальнейшем не взять “на слабо`” сигарету, наркотики, алкогольные напитки, чтобы уберечься от страшных болезней, приводящих к инвалидности или смерти (таких, как СПИД, вирусный гепатит и др.)? Не знаю. Беспечность в этих вопросах иногда просто пугает.
Чтобы объяснить ребёнку (или взрослому) важность получения прочных знаний по всем предметам как основы успешности в жизни, совершенно не нужно долго и нудно рассказывать ему прописные истины (как часто поступают взрослые по отношению к детям), совершенно бесполезно читать ребёнку нотации, пугать низкими оценками, лгать ребёнку во имя добра. Обычно для того, чтобы ребёнок понял, что хотят донести до его сознания, какую идею, какой смысл, вначале ему вовсе ничего не надо рассказывать. Надо добиться от него, чтобы он сам рассказывал в утвердительной форме то, что ему хотят рассказать преподаватели, психологи, социальные педагоги.
Следует начать задавать ему “бесполезно-глупые” вопросы: “ Скажи мне, что тебе видно из нашего окна?”. Так как со стороны спрашивающего нет проявления напряжения или агрессии, ребёнок начинает перечислять всё, что ему видно. Как правило, делает он это с небольшим удивлением и большим энтузиазмом. Потом можно спросить его: “ А если бы наша школа была 10-тиэтажной, что бы ты увидел из этого окна?”. Дети в таком случае быстро отвечают, что увидели бы больше. Далее следует попросить их рассказать, насколько больше, чем с 4-го этажа. После этого рассказа можно задать следующий вопрос: “А если мы с тобой пойдём гулять в парк, и будем развлекаться на большом колесе обозрения, мы увидим больше, чем с 10-го этажа?”. После утвердительного ответа попросите рассказать, насколько это будет больше. У вас продолжится мирная незатейливая, не требующая от ребёнка усилий, беседа. Потом спросите, летал ли ребёнок когда-нибудь на самолёте. Чаще всего ответ бывает утвердительный. Если же нет, попросите ребёнка представить себя в самолёте у иллюминатора, рассматривающего всё, что будет видно сверху. Иногда дети говорят, что из окна вино только облака. Не сдавайтесь, скажите: “А ты представь себе, что твой самолет вылетел из облачности, и всё, что находится внизу – доступно твоему взору”. Дети иногда возражают, что всё очень мелкое внизу, и поэтому не слишком хорошо видно. Продолжайте спрашивать: “А если ты воспользуешься биноклем или фотокамерой с большим увеличением, ты сможешь из самолёта увидеть и рассмотреть больше, чем с колеса обозрения, или меньше?”. Конечно больше, говорит ребёнок. Уточните, по возможности и желанию, насколько это будет больше. Потом можно задать вопрос: “А если на Землю из космоса смотреть? Что мы можем увидеть?”. Как правило, дети говорят, что мы можем увидеть всё – и Землю целиком, и отдельные дома и даже отдельных людей, если пользоваться оптическими приборами (Если они не знают этого, постарайтесь тактично им рассказать об этом, ссылаясь в вопросительной форме на телепередачи).
А потом спросите: “Скажи мне, а что можно увидеть из окна нашей столовой?”. Ребёнок говорит, что из окна столовой видно стену соседнего здания. Уточните: “Скажи, а если опустить глаза вниз, когда ты глядишь в окошко, что ты увидишь?”. Ребёнок говорит, что внизу – асфальт. Ещё вопрос: “А на асфальте тебе что-нибудь видно?”. Ребёнок задумывается. В это время, не давая ему ответить, спросите: “Он абсолютно чистый? А жвачка на нём есть с прилипшей грязью?”. И продолжайте описание мусора и грязи, которые могут прилипать к выплюнутой на асфальт жвачке, добавляя свои комментарии о микроорганизмах (в том числе и болезнетворных), которые содержатся в каждом плевке. Как правило, на лице у ребёнка возникает выражение отвращения. Спросите ребёнка, откуда ему больше нравится смотреть на окружающий его мир – из окна первого этажа или лучше будет забраться куда-нибудь повыше. Ответ Вам ясен – конечно же, на мир лучше смотреть оттуда, откуда можно увидеть всё, да ещё и бинокль надо с собой прихватить. Заметьте, Вам не пришлось принуждать ребёнка, читать ему нудных нотаций. Ребёнок сам сознательно делает свой выбор. Этот момент очень важен для дальнейшей беседы.
Постепенно переходите от простого созерцания вида из окна к параллелям, показывающим ребёнку, что наши знания (будь то знания народных сказок, таблицы умножения, названия цветов, ядовитых грибов, животных, растений, квинтового круга, имён поэтов и прозаиков, как определить тональность музыкального произведения, почему иногда одиноко звучащая нота называется интервалом и как он называется, в чём сходство интервалов и бинарных соединений в химии, какие полотна написаны тем или иным художником, как определить стороны света, что быстрее – звук или свет, чем виольд’амур отличатся от виолы да гамба, и много-много других примеров и вопросительных предложений из разных областей человеческих познаний) – это и есть те самые этажи, на которые мы постепенно поднимаемся, что позволяет лучше понимать окружающий нас мир. То есть у нас возникает своё собственное видение мира, или мировоззрение. И чем больше мы будем знать, тем больше мы сможем понять и прочувствовать. “Как объяснить человеку, никогда не видевшему деревьев, что такое лес?”. “Как объяснить человеку, не знакомому с нотной грамотой, что строй скрипки и альта отличается на квинту? Что может дать эта информация такому человеку? Да ничего, кроме неудовлетворения и раздражения. Более того, человек может ещё и обидеться на то, что над ним насмехаются!”. Всё это в конечном итоге произносит сам ребёнок.
Потом озвучивается следующий вопрос: “Как ты думаешь, мне сильно мешает в жизни знание музыкальной грамоты? Или то, что я могу отличить чистую интонацию при игре на инструменте от проблем с интонацией у исполнителя? Ведь я не музыкант, я – учёный, занимающийся исследованием химии живых существ. А ты думаешь, мне сильно мешают другие знания, не относящиеся к области естественных наук – по литературе, музыке, живописи, истории для того, чтобы изучать активность ферментов?”. Тут возникают вопросы, связанные с незнанием тех или иных терминов. Оживлённая беседа продолжается.
Потом можно резко сменить тему разговора, задав вопрос: “Слушай, а что такое музыка, если не брать в расчет того, что это звуковые волны разной высоты плюс продолжительность этих колебаний?”. Ребёнок начинает перебирать всё, что ему известно: тональности, направления движения гармоний от тоники к субдоминанте через доминанту снова в тонику, стили, колебания, потом начинается приближение к тому, что Вам хочется услышать от него – то, что музыка представляет собой специфический способ передачи информации (передача эмоций в звуке, если это программная музыка - это история в звуке, международный универсальный язык, с помощью которого можно передать тончайшие движения души человека, всю глубину восприятия мира, в котором живёт человечество, весь полёт человеческой мысли, способной объять необъятное, холод и бесконечность Космоса, в котором наша Земля – едва заметная пылинка, любовь и ненависть, тоску и безудержное бесшабашное веселье, любые зрительные образы, впечатления, полученные человеком от того или иного явления природы, социальных потрясений, дрожание сверкающих капель росы на тонких травинках ранним безоблачным утром).
После этого следует уточнить: “ Значит, если я правильно тебя поняла, музыкант, находясь на сцене, пытается донести до слушателя замысел композитора через призму своего опыта, знаний, своих душевных переживаний?”. Ребёнок согласно кивает головой, и ему можно задать следующий вопрос: “ Скажи мне, пожалуйста, а о чем будет интересней слушать рассказ – о том, что человек может увидеть с высочайших вершин познания, или о том, что мы можем увидеть у своих ног на грязном заплёванном асфальте?”. Уверяем Вас, ни один из детей никогда не выберет второго варианта (такого случая не было ни разу!), потому что дети не уподобляются минималистам, желающим долго рассматривать бабочку, сидящую на фекалиях, как обобщение окружающего мира.
Таким образом, постепенно мы с ребёнком проходим вместе путь, приводящий ребёнка к осознанию важности получения знаний не только связанных непосредственно с техникой исполнения на инструменте, но и с самым главным – глубинным содержанием музыкального произведения и масштабностью его трактовки. Ведь для того, чтобы лучше трактовать произведение, нужно понимать замысел творца. Великие композиторы, как правило, были людьми широчайшего кругозора, их знания позволяли им глубже понимать окружающую их действительность и лучше передавать всё это в своих творениях.
Таким образом, в завершение нашего разговора ребёнок САМ приходит к выводу о необходимости накопления знаний, которые ему даёт возможность получить жизнь (в частности, школьное базовое образование, включая предметы естественнонаучного цикла)
1. Как преподавать химию, используя свои знания в области музыки.
В тех случаях, когда у детей возникают сложности с пониманием некоторых заданий, или восприятия нового материала целесообразно пользоваться аналогиями.
Символ химического элемента можно наглядно сравнить с нотами. Каждая нота записывается на своей линейке. Нотные символы понятны без перевода всем музыкантам во всех странах мира. Точно также символы химических элементов понятны всем образованным людям планеты Земля.
Когда требуется объяснить детям что такое бинарные соединения, приведите им как легко доступную аналогию понятие музыкального интервала. Дети, один раз услышав такое сравнение, уже никогда не путают бинарных соединений с символом химического элемента или с веществами, состоящими из большего количества элементов, чем два элемента.
Условия протекания химической реакции с небольшой натяжкой можно сравнить с ключевым знаком, задающим нотным символам определённую высоту (скрипичный ключ соль на второй линейке; старофранцузский ключ соль на первой линейке нотного стана; теноровый ключ до на четвёртой линейке; басовый ключ фа на четвёртой линейке нотного стана; альтовый ключ до на третьей линейке).
Также как, допустим, экспозиция в музыкальном произведении (1-ая часть какой-либо классической симфонии), химические реакции проистекают во времени.
Когда дети пренебрегают правилами последовательности записи химических формул определённых типов соединений, можно сказать, что это столь же неправильно, как и поменять местами звуки аккорда. В этом случае вместо трезвучия может получиться секстаккорд или квартсекстаккорд. Или как доминантовый квинтсекстаккорд разрешить не в трезвучие, а в квартсекстаккорд. Любой ребёнок поймёт, что это неправильно.
Когда идёт изучение темы “Качественный и количественный состав вещества”, очень важно научить ребят правильно определять, к какому элементу относится индекс, показывающий, сколько этого элемента имеется в данной молекуле. Здесь есть такие же правила, как при написании нотного текста, например, случайные знаки пишутся перед нотами, а не после нот. В формулах нам надо помнить, что индексы, в отличие от случайных знаков, всегда стоят после элемента.
Для лучшего усвоения тем “Экзотермические и эндотермические реакции” можно использовать пример с разрешением, допустим, тритонов. Так, увеличенная кварта всегда будет разрешаться наружу (экзо), а уменьшённая квинта – внутрь (эндо).
Когда рассматриваем темы строения атома и периодичности (как изменяются свойства химических элементов в “Периодической системе Д.И.Менделеева” по мере добавления электронов на внешних электронных слоях атомов) детям легче это понять через квартово-квинтовый круг, когда к каждой следующей тональности прибавляется по одному знаку при ключе.
Когда мы обобщаем знания, связанные с классификацией химических соединений, можно для каждого типа соединений провести аналогию с классификацией музыкальных инструментов (Хордофоны: фрикционные, щипковые, ударные. Аэрофоны: лабиальные, язычковые, амбошюрные. Идиофоны – все ударные. Электрофоны – все электроинструменты.)
Представляется, что нет необходимости дальнейшего перечисления примеров использования музыкальных терминов, которые можно использовать во время уроков химии в средней специальной музыкальной школе.
2. Как преподавать биологию, ОБЖ, опираясь на свои музыкальные познания.
Старайтесь подчеркнуть, что знание биологии означает то, что человек может осуществлять лучший контакт с природой, у него не будет возникать “глупых” вопросов, если он захочет вырастить какие-либо растения у себя дома или на дачном участке. Если человек будет знать основы зоологии, он никогда не станет пить сырую воду, находясь в гастрольной поездке по странам с жарким климатом, так как это может грозить кишечными инфекциями. Такой человек никогда не станет пренебрегать элементарным правилом – помыть руки с мылом перед едой, хорошо промыть овощи и фрукты, так как в противном случае возможны заражения паразитическими червями. Знать ядовитые растения, животных, грибы – это не просто любопытная информация – порой от этих знаний зависит сама жизнь человека. Необходимо напоминать детям, что поездки в другие страны бывают связаны не только с положительными эмоциями от удачного выступления, но и с реальными опасностями, подстерегающими людей, не готовых к распознанию этих опасностей.
Крепкое здоровье для музыканта – это не просто желательный момент, это необходимое условие, без которого трудно, порой просто невозможно выдержать напряжённый ритм жизни – подготовки к концертам, конкурсам, перелёты со сменой часовых поясов, погодно-климатических условий. Всё это требует просто “железного здоровья”. Здесь надо напоминать детям о вреде жевания жвачки на “голодный желудок”, то есть до еды, а не после еды. Это в конечном итоге может приводить к возникновению гастритов, колитов, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Надо рассказывать о существовании прободной язва и летальных исходов, если не знать признаков этих заболеваний и вовремя не обращаться к врачу, ссылаясь на занятость.
Когда проходим тему “Органы слуха” в курсе анатомии, старайтесь акцентировать внимание учащихся на том, что им, как людям, имеющим хороший слух, необходимо беречь его. Ведь слух для музыканта является его рабочим органом, позволяющем ему контролировать исполнение музыкального произведения. Напоминайте им проблемы, которые возникли у Людвига ван Бетховена, потерявшего слух. Рассказывайте детям, что наушники, которые многие из них вставляют в свои уши, оказывают очень вредное воздействие на остроту слуха. Применение таких наушников приводит к значительному снижению уровня слуха. Следовательно, в недалёком будущем может начать маячить перспектива профнепригодности из-за потери слуха.
Не уставайте повторять детям, что заниматься специальностью при повышенной температуре не только сложно – это слишком опасно, так как одно выступление с высокой температурой может привести к проблеме, которая имеет общее название – “переиграл руки”. Известно довольно большое количество случаев, когда родители заставляют детей заниматься, не снижая нагрузки в периоды болезней детей. Последствия, как правило, бывают одинаковые – длительной лечение, некоторое улучшение, а потом опять приходят болевые ощущения. Иногда это – на всю жизнь.
Ещё один аспект, который необходимо с детьми обсуждать, это длительность непрерывной игры на инструменте, особенно у струнников. Целесообразно напоминать детям, что существует такое понятие, как гигиена труда. Не стоит непрерывно час-полтора играть на инструменте. Будет гораздо безопасней с точки зрения сохранности мышц и связок на руках каждые 15-20 минут делать небольшие перерывы на 3-5 минут, чтобы руки могли отдыхать за это время.
Важно рассказывать детям о том, почему практически любой педагог на начальных этапах работы над произведением советует ученикам не играть в быстром темпе, почему чистота интонации у струнников зависит от того, играет ли ребёнок гаммы в достаточном количестве ежедневно, или только 1-2 раза в год готовит их для сдачи только к техническому зачёту. Следует рассказывать детям о том, что такое “мышечная память” и какое значение она имеет для музыкантов-исполнителей.
Необходимо рассказывать детям о пагубном влиянии на творческие способности разнообразных психотропных веществ (никотин, алкоголь, наркотики…). О том, насколько быстро эти вещества могут превратить талантливого человека в ничто. Рассказывайте о том, что существуют наркотики, однократный приём которых приводит либо к стойкой химической зависимости, либо сразу к летальному исходу. ( Желательно иметь фильмы по этим проблемам, так как для наших детей наглядность – это основа более быстрого и более прочного усвоения демонстрируемого материала)
Рассказывайте о том, что у человека могут превалировать либо “быстрые”, либо “медленные” мышечные волокна в составе мышц, что в зависимости от этого один человек может исполнять виртуозное произведение в бешеном темпе, а другой не сможет этого сделать в таком темпе никогда.
Можно перечислять много тем, которые будут касаться непосредственно каждого человека (музыкант он или нет, но иметь знания по биологии ему необходимо). Дело в том, что биология изучает жизнь во всех её проявлениях, и каждый из нас является живым существом, связанным с окружающей живой и неживой природой. А Природа не терпит нарушения своих законов, поэтому лучше эти законы знать и использовать их с пользой для каждого человека.
3. Заключение
Опыт работы в ЦМШ с 2002 года по настоящее время позволяет поделиться своими наблюдениями с коллегами.
Во-первых, дети значительно лучше усваивают учебный материал, если он подаётся не только в вербальной форме, а ещё сопровождается показом видеофрагментов на большом экране, если этот показ потом завершается обсуждением (для этого крайне важно оборудовать каждый кабинет стационарным проектором).
Во-вторых, для лучшего усвоения учебного материала желательно тестировать детей на тех, у кого ведущим является левое или правое полушарие. Соответственно, рассаживать их относительно классной доски надо, учитывая их ведущее полушарие.
В-третьих, детей в классе должно быть порядка 12 –15 максимум. В этом случае возможно проведение эффективных занятий с каждым учеником на уроке.
В-четвёртых, самая главная задача, стоящая перед предметами естественнонаучного цикла – это помогать учить детей логическому мышлению. Дело в том, что способность к формированию логического мышления утрачивается индивидом после достижения возраста 14-15 лет. Если к этому времени у ребёнка не сформировалась эта способность, она не появится у человека уже никогда. Вот почему не стоит с пренебрежением относится к так называемым “ненужным” с точки зрения родителей предметам в средних специальных музыкальных учебных заведениях. Если мы проанализируем, кто из детей достигает лучших результатов в таком предмете, как гармония, думаю, мы сможем убедиться в том, что дети, имеющие лучшие успехи по предметам естественнонаучного цикла будут иметь более высокие баллы и на гармонии.
Изложенный здесь материал – это лишь небольшая часть практического опыта работы в ЦМШ.
Примечание: ЦМШ – Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (колледж).