Развитие фонетико-фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.

Но очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе.

Преодоление нарушений фонетико-фонематической стороны речи требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.

Разрабатывая план коррекционно-развивающей работы, я опиралась на труды известных нейропсихологов Семенович А.В., Ланиной Т.Н. и логопедов Пожиленко Е.А., Нищевой Н.В., Агранович З.Е., Ткаченко Т.А.

По мнению Семенович А.В., Ланиной Т.Н.[5] для успешной профилактики и коррекции фонетико-фонематических нарушений необходимо учитывать “онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные стадии развития”.

Таким образом, задачи коррекционно-развивающего обучения заключаются в следующем:

  • Развивать общие речевые навыки
  • Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением
  • Развивать артикуляционную моторику, вырабатывать правильные артикуляционные уклады
  • Формировать слуховой гнозис, развивать фонематическое восприятие
  • Формировать слоговую структуру слова
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей
  • Формировать понятия о грамматических категориях языка
  • Стимулировать речевую активность детей
  • Развивать речевое общение

Эти задачи можно успешно реализовать в результате систематической и последовательной работы, используя разнообразные формы и методы.

Первым этапом профилактической и коррекционной работы [5] будет оптимизация сенсомоторного уровня речевой деятельности, которая предполагает: развитие общих речевых навыков (правильного дыхания, плавности речи и т.д.), общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Вторым этапом будет являться формирование слухового гнозиса, которое опирается на узнавание неречевых звуков окружающего мира (бытовых и природных шумов, музыкальных звуков и мелодий, голосов животных и людей, чувство ритма). Приложение 1.

Третьим этапом будет формирование фонематических процессов, которое, в свою очередь, развивается по трем этапам. Приложение 2.

1 этап – восприятие звуков.
2 этап – восприятие и воспроизведение звуков.
3 этап – восприятие и воспроизведение звуков с закреплением их в письменной речи.

Параллельно ведется работа по постановке и автоматизации нарушенных звуков.

Организация, структура, методические приемы зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка. Занятия проводятся в индивидуальной форме, но при этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на подготовительном этапе.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы в нее вносятся некоторые изменения.

Проанализировав, массу методической литературы я придерживаюсь структуры занятий, предложенной Н.В. Нищевой [4] внеся некоторые изменения.

Структура занятия

  1. Общие речевые навыки.
  2. Общая моторика.
  3. Мелкая моторика.
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Фонематическое восприятие.
  6. Слоговая структура.
  7. Лексика.
  8. Грамматический строй речи.

Использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.

Предлагаемый план работы можно использовать в работе с детьми, имеющими как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, так и общее недоразвитие речи, а своевременная коррекционная работа поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями и предупредить ошибки чтения и письма, а также позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразно с закономерностями формирования речи в онтогенезе.

План коррекционной работы с детьми старшего возраста

I этап оптимизация сенсомоторного уровня речевой деятельности,

Цель: повышение пластичности сенсомоторного обеспечения речи, подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков

1. Общие речевые навыки.

  • формировать правильное физиологическое и речевое дыхание
  • работать над плавностью речи
  • формировать умение изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом
  • выработать правильный темп речи
  • работать над четкостью дикции
  • работать над интонационной выразительностью речи

2. Общая моторика. Речь с движением.

  • учить чувствовать свое тело и управлять им
  • координация речи с движением
  • развитие общей моторики

3. Мелкая моторика.

  • развивать мелкие мышцы пальцев и кистей рук
  • развивать статическую и динамическую координацию движений кистей и пальцев рук

4. Артикуляционная гимнастика

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата
  • подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков
  • развивать мимическую мускулатуру

5. Зрительное и слуховое внимание. Фонематическое восприятие.

  • формировать слуховой гнозис, т.е. учить узнавать неречевые звуки (шумы, музыкальные звуки, голоса животных, птиц и др.)
  • развивать слуховое внимание на неречевых и речевых звуках

6. Слоговая структура слова:

  • подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
  • способствовать созданию фонетико-фонематической базы: уровень звука, уровень слога.

7. Лексика

  • расширение и активизация словарного запаса разными частями речи по темам.

8. Грамматический строй речи

  • учить употреблять в речи имена существительные в ед. и множ. числе.
  • учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами
  • учить согласовывать числительные с существительными
  • учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже

II этап формирование слухового гнозиса

Цель: формирование навыка узнавания неречевых звуков окружающего мира и правильного произношения изолированного звука.

1. Общие речевые навыки

  • продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания
  • продолжать работать над плавностью речи
  • закреплять умение изменять силу голоса
  • совершенствовать интонационную выразительность

2. Общая моторика. Речь с движением

  • продолжать учить чувствовать свое тело и управлять им
  • координация речи с движением

3. Мелкая моторика

  • продолжать развивать мелкие мышцы пальцев и кистей рук
  • продолжать развивать статическую и динамическую координацию движений пальцев и кистей рук

4. Артикуляционная гимнастика

  • продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата
  • продолжать учить правильно, применять нужные движения, вырабатывать их точность, плавность, чистоту

5. Фонематическое восприятие

  • развивать слуховое внимание на неречевых звуках
  • развивать слуховое внимание на речевых звуках
  • развивать фонематические процессы на этапе восприятия звуков
  • развивать фонематические процессы на этапе восприятия и воспроизведения звуков

6. Слоговая структура

  • способствовать созданию фонетико-фонематической базы: уровень слога, уровень слова.

7. Лексика

  • продолжать обогащать и активизировать словарный запас разными частями речи по темам

8. Грамматический строй речи

  • продолжать учить согласовывать числительные с существительными
  • закреплять в речи простые предлоги
  • закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже

III этап – формирование фонематических процессов

Цель: формирование навыка правильного звукоразличения и звукопроизношения во фразовой речи.

I этап: восприятие звуков

Цель: Научить детей откликаться на предъявляемый звук движением, жестом, карточкой, картинкой.

II этап: восприятие и воспроизведение звуков

Цель: Формирование звукопроизношения в единстве процессов восприятия и воспроизведения; выделение звука на слух и его произнесение.

III этап: восприятие, воспроизведение звуков с закреплением их в письменной речи.

Цель: Формирование звукобуквенных связей; выделение звука на слух, его произнесение, обозначение

1. Общие речевые навыки

  • продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания
  • продолжать работу над плавностью речи
  • продолжать работу над четкостью дикции и интонационной выразительностью

2. Общая и мелкая моторика

  • координация речи с движением

3. Автоматизация звуков

  • закреплять навыки произношения поставленных звуков на материале слогов (прямых, обратных, со стечением согласных звуков)
  • слов (звук находится в начале, в середине, в конце слова)
  • предложений
  • чистоговорок, потешек, стихотворений, рассказов

4. Фонематическое восприятие

  • развивать фонематические процессы на этапе восприятия и воспроизведения звуков
  • на этапе восприятия и воспроизведения звуков с закреплением их в письменной речи

5. Слоговая структура

  • продолжать способствовать созданию фонетико-фонематической базы: уровень слога, уровень слова
  • закреплять умение точно и правильно воспроизводить слоговую структуру слов в словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках, рассказах.

6. Лексика

  • продолжать обогащать и активизировать словарный запас разными частями речи по темам

7. Грамматический строй речи

  • учить образовывать прилагательные от существительных
  • закреплять в речи простые предлоги
  • продолжать работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже

Литература:

  1. Агранович З.Е.В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  2. Горчакова А.М., Трефилова Ю.А. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. \\ Логопед в детском саду №1, 2004.
  3. Нищева Н.В Система коррекционной работы
  4. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006
  5. Семенович А.В., Ланина Т.Н. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в дошкольном возрасте \\ Практическая психология и логопедия” №4 2004г.