Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.
Но очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе.
Преодоление нарушений фонетико-фонематической стороны речи требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.
Разрабатывая план коррекционно-развивающей работы, я опиралась на труды известных нейропсихологов Семенович А.В., Ланиной Т.Н. и логопедов Пожиленко Е.А., Нищевой Н.В., Агранович З.Е., Ткаченко Т.А.
По мнению Семенович А.В., Ланиной Т.Н.[5] для успешной профилактики и коррекции фонетико-фонематических нарушений необходимо учитывать “онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные стадии развития”.
Таким образом, задачи коррекционно-развивающего обучения заключаются в следующем:
- Развивать общие речевые навыки
- Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением
- Развивать артикуляционную моторику, вырабатывать правильные артикуляционные уклады
- Формировать слуховой гнозис, развивать фонематическое восприятие
- Формировать слоговую структуру слова
- Обогащать и активизировать словарный запас детей
- Формировать понятия о грамматических категориях языка
- Стимулировать речевую активность детей
- Развивать речевое общение
Эти задачи можно успешно реализовать в результате систематической и последовательной работы, используя разнообразные формы и методы.
Первым этапом профилактической и коррекционной работы [5] будет оптимизация сенсомоторного уровня речевой деятельности, которая предполагает: развитие общих речевых навыков (правильного дыхания, плавности речи и т.д.), общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Вторым этапом будет являться формирование слухового гнозиса, которое опирается на узнавание неречевых звуков окружающего мира (бытовых и природных шумов, музыкальных звуков и мелодий, голосов животных и людей, чувство ритма). Приложение 1.
Третьим этапом будет формирование фонематических процессов, которое, в свою очередь, развивается по трем этапам. Приложение 2.
1 этап – восприятие звуков.
2 этап – восприятие и воспроизведение
звуков.
3 этап – восприятие и воспроизведение
звуков с закреплением их в письменной речи.
Параллельно ведется работа по постановке и автоматизации нарушенных звуков.
Организация, структура, методические приемы зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка. Занятия проводятся в индивидуальной форме, но при этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на подготовительном этапе.
Индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы в нее вносятся некоторые изменения.
Проанализировав, массу методической литературы я придерживаюсь структуры занятий, предложенной Н.В. Нищевой [4] внеся некоторые изменения.
Структура занятия
- Общие речевые навыки.
- Общая моторика.
- Мелкая моторика.
- Артикуляционная гимнастика
- Фонематическое восприятие.
- Слоговая структура.
- Лексика.
- Грамматический строй речи.
Использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.
Предлагаемый план работы можно использовать в работе с детьми, имеющими как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, так и общее недоразвитие речи, а своевременная коррекционная работа поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями и предупредить ошибки чтения и письма, а также позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразно с закономерностями формирования речи в онтогенезе.
План коррекционной работы с детьми старшего возраста
I этап – оптимизация сенсомоторного уровня речевой деятельности,
Цель: повышение пластичности сенсомоторного обеспечения речи, подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков
1. Общие речевые навыки.
- формировать правильное физиологическое и речевое дыхание
- работать над плавностью речи
- формировать умение изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом
- выработать правильный темп речи
- работать над четкостью дикции
- работать над интонационной выразительностью речи
2. Общая моторика. Речь с движением.
- учить чувствовать свое тело и управлять им
- координация речи с движением
- развитие общей моторики
3. Мелкая моторика.
- развивать мелкие мышцы пальцев и кистей рук
- развивать статическую и динамическую координацию движений кистей и пальцев рук
4. Артикуляционная гимнастика
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата
- подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков
- развивать мимическую мускулатуру
5. Зрительное и слуховое внимание. Фонематическое восприятие.
- формировать слуховой гнозис, т.е. учить узнавать неречевые звуки (шумы, музыкальные звуки, голоса животных, птиц и др.)
- развивать слуховое внимание на неречевых и речевых звуках
6. Слоговая структура слова:
- подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
- способствовать созданию фонетико-фонематической базы: уровень звука, уровень слога.
7. Лексика
- расширение и активизация словарного запаса разными частями речи по темам.
8. Грамматический строй речи
- учить употреблять в речи имена существительные в ед. и множ. числе.
- учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами
- учить согласовывать числительные с существительными
- учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже
II этап – формирование слухового гнозиса
Цель: формирование навыка узнавания неречевых звуков окружающего мира и правильного произношения изолированного звука.
1. Общие речевые навыки
- продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания
- продолжать работать над плавностью речи
- закреплять умение изменять силу голоса
- совершенствовать интонационную выразительность
2. Общая моторика. Речь с движением
- продолжать учить чувствовать свое тело и управлять им
- координация речи с движением
3. Мелкая моторика
- продолжать развивать мелкие мышцы пальцев и кистей рук
- продолжать развивать статическую и динамическую координацию движений пальцев и кистей рук
4. Артикуляционная гимнастика
- продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата
- продолжать учить правильно, применять нужные движения, вырабатывать их точность, плавность, чистоту
5. Фонематическое восприятие
- развивать слуховое внимание на неречевых звуках
- развивать слуховое внимание на речевых звуках
- развивать фонематические процессы на этапе восприятия звуков
- развивать фонематические процессы на этапе восприятия и воспроизведения звуков
6. Слоговая структура
- способствовать созданию фонетико-фонематической базы: уровень слога, уровень слова.
7. Лексика
- продолжать обогащать и активизировать словарный запас разными частями речи по темам
8. Грамматический строй речи
- продолжать учить согласовывать числительные с существительными
- закреплять в речи простые предлоги
- закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже
III этап – формирование фонематических процессов
Цель: формирование навыка правильного звукоразличения и звукопроизношения во фразовой речи.
I этап: восприятие звуков
Цель: Научить детей откликаться на предъявляемый звук движением, жестом, карточкой, картинкой.
II этап: восприятие и воспроизведение звуков
Цель: Формирование звукопроизношения в единстве процессов восприятия и воспроизведения; выделение звука на слух и его произнесение.
III этап: восприятие, воспроизведение звуков с закреплением их в письменной речи.
Цель: Формирование звукобуквенных связей; выделение звука на слух, его произнесение, обозначение
1. Общие речевые навыки
- продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания
- продолжать работу над плавностью речи
- продолжать работу над четкостью дикции и интонационной выразительностью
2. Общая и мелкая моторика
- координация речи с движением
3. Автоматизация звуков
- закреплять навыки произношения поставленных звуков на материале слогов (прямых, обратных, со стечением согласных звуков)
- слов (звук находится в начале, в середине, в конце слова)
- предложений
- чистоговорок, потешек, стихотворений, рассказов
4. Фонематическое восприятие
- развивать фонематические процессы на этапе восприятия и воспроизведения звуков
- на этапе восприятия и воспроизведения звуков с закреплением их в письменной речи
5. Слоговая структура
- продолжать способствовать созданию фонетико-фонематической базы: уровень слога, уровень слова
- закреплять умение точно и правильно воспроизводить слоговую структуру слов в словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках, рассказах.
6. Лексика
- продолжать обогащать и активизировать словарный запас разными частями речи по темам
7. Грамматический строй речи
- учить образовывать прилагательные от существительных
- закреплять в речи простые предлоги
- продолжать работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже
Литература:
- Агранович З.Е.В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Горчакова А.М., Трефилова Ю.А. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. \\ Логопед в детском саду №1, 2004.
- Нищева Н.В Система коррекционной работы
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006
- Семенович А.В., Ланина Т.Н. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в дошкольном возрасте \\ Практическая психология и логопедия” №4 2004г.