Цель:
- развитие ключевых компетентностей средствами проблемно-ситуативных заданий
Задачи:
- развивать умение анализировать,
- закрепить умение сравнивать на основе предметных действий,
- правильно записывать математические знаки сравнения, действий.
- развивать математическую речь, умение обосновывать свой выбор
- воспитывать самостоятельность, активность.
Элементы УМК:
- наглядный материал на доске - изображение грузовика, состоящего их разных геометрических фигур,
- цифры на магнитах (прикреплены в отдельном поле), знаки +,=, - , < ,> (прикреплены в отдельном поле).
- изображения геометрических фигур, входящих и не входящих в состав грузовика (прикреплены в столбик, соответствующие цифры крепятся рядом в строке),
- коробка для билетов,
- изображение логической задачи “дорисуй недостающее” (размещается во время занятия)
- пластиковые морковки (3 шт.), яблоки (5шт.), 2 сетки, куда будут разложены морковки и яблоки
Раздаточный материал
- круги из картона разных цветов,
- знаки “больше”, “меньше”, “=”,
Индивидуальный рабочий материал:
- карточки с изображением животных (по количеству детей)
- карточки для восстановления числового ряда - “билеты” (не менее 4 вариантов на группу)
Ход занятия
1.Мотивационный этап
Здравствуйте, ребята!
Для того, чтобы настроиться на занятие, мы скажем нашу речевку (автор-Дудакова Н.В.)
5, 4,3 - звонок
Начинается урок.
Буду я считать учиться
Буду думать – не лениться.
С математикой, друзья,
Подружусь, конечно, я!
Вы любите животных, ребята? Вы знаете, где можно увидеть самых разных животных вместе? (в зоопарке) Хотите сегодня отправиться туда? (да)
2.Основной этап
1. Дидактическая игра “грузовик” (Закрепление геометрического материала).
А в зоопарк мы поедем на особенной машине, её только что прислали с завода (на доске-грузовик из фигур), а вот и документ-техпаспорт, в нём записано, из каких деталей состоит грузовик. Как вы думаете, мы с вами сможем это проверить?
Дети выходят к доске, рассматривают изображение грузовика
(подписать под фигурами, прекрепленными на доске, сколько таких фигур в изображении грузовика, то есть обозначить количество фигур цифрой).
Проблемная ситуация - есть фигуры, не отображённые в грузовике, и значит их 0
-Молодцы! Ребята, чтобы сесть в наш волшебный грузовик, надо взять билет
(дети берут из коробочки по одному “билету” и садятся на свои места)
2. Дидактическая игра “Билет” (Восстановление числового ряда)
Проблемная ситуация
Посмотрите, что с номером на билете случилось? (Дети отвечают - номер билета не полностью записан)
-Ребята,некоторые цифры в билете наверное смыло дождем, и надо вместо точек вставить нужные, пропущенные цифры, иначе мы не попадем в волшебный грузовик.
Самостоятельная работа детей с билетом
Обсуждение выполненной работы (прочтение отрезков числового ряда, прямой и обратный счет)
Молодцы, ребята! В зоопарк мы поедем не с пустыми руками, а с гостинцами для зверей. Сколько нам надо купить угощений для зверят, где же их купить?(на базаре)
3. Пальчиковая гимнастика “На базаре”
На базар ходили мы, много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины, дыни, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз- это самый вкусный груз.
4. Сравнение числа с опорой на наглядность и раздаточный материал
На базаре мы купили 5 яблок и 3морковки. Каких животных мы сможем угостить этим угощеньем? (дети отвечают) Пусть яблоки - это красные круги, а морковка- оранжевые круги, выложите их на столе, сравните с помощью знаков.
- На сколько больше кругов, чем квадратов? Как узнали?
-Как сделать поровну? (добавить морковок или убрать яблоки)
Проблемная ситуация
-Сколько всего овощей?(3, ведь яблоки - это фрукты)
-Сколько всего овощей и фруктов?(8)
5. Логическая игра “Пустой квадрат”
Проблемная ситуация
А ещё нам необходимо заказать новый аквариум для редкой рыбки, вариантов несколько, но нам необходим тот, который на рисунке как раз и смыло дождём. Посмотрите, это аквариумы, заполненные водой на разном уровне. Нарисовать тот, что находится в пустом квадрате.
Дети выходят к доске, рассматривают рисунок, обсуждаются варианты, изображается верный вариант аквариума
Чтобы пройти в зоопарк, необходимо заполнить специальный пропуск, и у каждого он разный. Чтобы заполнить пропуск, надо составить пример по картинке.
6. Составление и решение примеров на сложение и вычитание по индивидуальным карточкам
(картинки животных с изображениями ситуации сложения и вычитания)
Беседа - какие животные изображены на картинках - дикие или домашние
Правую руку поднимут те, у кого изображены дикие животные, а левую - те, у кого домашние.
-Какие знаки действий мы знаем? (+ и - ),прикрепить на доске, какие слова подскажут нам, какой поставить знак? (убежал, пришёл)
Проблемная ситуация
Посмотрите, ребята, я нашла чей- то пропуск, он уже заполнен, может кто- то его потерял? Как вы думаете, что надо сделать? (проверить, верно составлен пример или нет) Групповое обсуждение - выясняется, что пропуск недействителен, т.к. пример решён неверно
Индивидуальная работа (Составление, запись и решение примеров)
Обсуждение (из числа желающих озвучить составленную задачу 1-2 ребёнка выходят к доске)
3. Заключительный этап, рефлексия.
- Что понравилось вам в путешествии?
- Что нового узнали?
-Какое из заданий показалось трудным?
Это только первое занятие, а на следующих занятиях в зоопарке нас ждёт много интересного и увлекательного.
Домашнее задание - нарисовать одно из животных зоопарка.
Список литературы.
- Компетентностный подход как новое качество образования.- М., 2002.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М.: КОГИТО - Центр, 2002.
- Хуторской А.В.Личностно- ориентированное направление модернизации образования в российской школе// Ученик в обновляющейся школе.- М., 2002.