Цель: создать условия для исследовательской деятельности детей, на основе практических действий подвести учащихся к выводу и сознательному усвоению материала урока.
Оборудование: глобус, салфетки и стаканы с водой, сахарный песок, почва, марганцовка, лёд, бутылка с минеральной водой "Куртяевская", колба с водой, презентация (Приложение 1).
Ход урока
Организационный момент.
Проблемный вопрос: Много её - пропал бы мир, мало её - пропал бы мир.
Учитель: - Действительно, объектом нашего исследования будет вода (Приложение 1, слайд 2).
В конце урока мы должны сделать вывод о значении воды на Земле.
Планирование работы:
Учитель: - Настоящие исследователи всегда планируют свою работу. На какие вопросы нам надо ответить?
Ученики:
- свойства воды;
- состояния воды;
- много ли воды на Земле?
- кому нужна вода?
- всю ли воду можно пить?
- где можно встретить воду? И др. (запись ответов на доске)
Проведение опытов для установления свойств воды (работа в парах).
Учитель: - Перелейте воду из одного стакана в другой, смочите уголок салфетки.
Ваш вывод?
Ученики: - Вода-жидкость.
Учитель: - К прозрачному стакану подставьте картинку. Что наблюдаем?
Ученики: - Вода прозрачная. Не имеет цвета.
Учитель: - Имеет ли чистая вода запах?
Учитель: - Я кладу в стакан с тёплой водой ложку сахарного песка, размешиваю. Что пронаблюдали? А теперь - немного марганцовки. Ваш вывод?
Добавлю немного почвы. Что произошло?
По ходу наблюдений и опытов на доске появляется таблица:
СВОЙСТВА ВОДЫ
Жидкость
Прозрачная
Бесцветная
Не имеет запаха
Растворяет, но не все вещества
Текучесть
Учитель: - Слово эксперту.
Ученик: - Я хочу добавить ещё одно из свойств воды - способность долго удерживать тепло. Это свойство позволило зародиться и развиваться всем живым организмам именно в воде. Они не замерзают зимой и не перегреваются летом. Это же свойство оказывает влияние на весь земной шар и климат на планете.
Физминутка
Любо плавать Ване
В белом море - в ванне!
Только вот обидно - берега не видно!
Видимость пропала -
Мыло в глаз попало!!!
Проблемный вопрос "Много ли воды на Земле?"
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Учитель: - Что же спрятано у меня под столом? (Глобус)
- Какого цвета больше всего на глобусе?
- Что он обозначает?
- Значит ли это, что воды на Земле много?
Эксперт: - Если взглянуть на нашу планету из космоса, то можно поразиться, насколько необоснованно это небесное тело назвали Землёй: Самое подходящее для неё название - ВОДА. Не зря космонавты окрестили планету "голубым шариком", поскольку ультрамарин подавляет все цвета, присущие земной поверхности.
Учитель: - Вся ли вода пригодна для употребления живыми организмами для жизнедеятельности? (Приложение 1, слайд 4).
Эксперт: - Вода бывает пресная и горько - солёная, хочу уточнить - по содержанию растворённых в ней веществ вода делится на 3 класса: пресная, солёная и рассолы. Из них -97,5 % - моря и океаны, лишь 2,5 % - пресная вода, вода рек и озёр, пригодная для жизнедеятельности (Приложение 1, слайд 5).
Охрана воды.
Учитель: - Ребята, какие выводы мы можем сделать? (Приложение 1, слайд 6).
Ответы учеников, домашняя заготовка - защита плакатов по охране воды (работа по группам).
Ученики: - БЕРЕГИТЕ ВОДУ!
Определение состояний воды в природе.
Учитель: - То, что вода - жидкость мы узнали. А теперь послушайте сказку.
Жили-были Лиса и Заяц. У Зайца была избушка лубяная, а у Лисы - ледяная:
- Из чего же была избушка у Лисы?
Конечно, из:.воды! (Приложение 1, слайд 7).
Далее опыт (Приложение 1, слайд 8).
Учитель: - Таким образом, мы выяснили, что вода в природе существует в трёх состояниях. (Приложение 1, слайд 9).
Эксперт: - Вода - единственное вещество, которое может существовать в природе в трёх агрегатных состояниях. После воздуха вода - самое подвижное вещество. Она находится в состоянии постоянного движения - круговорота (таблица - схема "Круговорот воды в природе").
Работа с учебником (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков "Мы и окружающий мир")
Учитель: - Рассмотрите рисунки и сделайте выводы, для чего нужна вода.
(Приложение 1, слайд 10).
Учитель: - Что явилось одним из условий возникновения жизни на Земле?
(Приложение 1, слайд 11).
Эксперт: - Вода сама по себе не имеет питательной ценности, но она - непременная составляющая всего живого. Из воды состоят все живые организмы на Земле: рыбы - на75%, медузы - на 99%, организм человека по весу на 50 - 86 % состоит из воды. За 60 лет жизни человек выпивает до 50 тонн воды!
Введение национально - регионального компонента.
Учитель: - Вода постоянно находится в движении и сейчас она опять спешит по своим делам. А где мы можем встретить воду в природе? (Приложение 1, слайд 12).
Эксперт: - Мы говорили, что вода - хороший растворитель. (Показывает бутылку минеральной воды "Куртяевская"). Это подземная вода, она бьёт из-под земли в урочище Куртяево, что расположено недалеко от нашего города Северодвинска. За тысячи лет в этой воде растворилось много полезных веществ и она стала обладать целебными свойствами. За этой лечебной водичкой люди едут к нам издалека. Мы можем по праву ею гордиться!
Итог урока.
Учитель: - В начале нашего урока мы спланировали ход нашего исследования. Давайте вернёмся к нашему плану - все ли пункты мы рассмотрели?
Да, мы много узнали о воде, но! Как ни странно, она до сих пор остаётся наиболее малоисследованным веществом в природе!
Значит, новые открытия ещё впереди! (Приложение 1, слайд 13).