Введение
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Задачи преподавания математики во вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В своей практике использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
Обычно я сопровождаю урок вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», «Помогите вспомнить…» и т.п. На вопросы требую полных ответов.
Практикую я игру «в учителя», или новый вид деятельности консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), в процессе которого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь.
Вам же это сделать будет проще, в классе всегда найдется сильный ученик, и даже середнячек который поможет вам проверить задание, помочь объяснить новую тему или просто помочь выполнить задание ученику на индивидуальном обучении. Класс воспринимает своего одноклассника в «должности» учителя положительно. Иногда оценки за работу учащимся ставит сам ученик-консультант.
В вашей практике трудность состоит в том, что ваши учащиеся находятся на индивидуальном обучении, где основная часть их работы самостоятельная, я же работаю с целым классом. Мне пришлось поломать голову чтобы выбрать наиболее приемлемые для вас методы и приёмы. Я буду очень рада если мне это удалось.
Рассмотрим структуру урока математики в классе специальной (коррекционной) школе VIII вида с комментарием.
Тема: «Обыкновенные дроби» (данная тема выбрана потому, что она изучается на протяжении всего обучения с 5-9 класс).
Цели:
- Основная дидактическая цель:
- Развивающая:
- Воспитывающая:
- Коррекционная: (обязательная цель для специальных (коррекционных) классов)
Ход урока
I. Орг. момент.
Чёткая формулировка целей. Давать возможность ребёнку, ставить цели, по теме урока. Можно основную цель записать, чтобы в конце урока ребёнок видел, достиг он поставленной цели или нет.
II. Устный счет (Разминка): (5 – 10 мин)
Устный счёт на уроках проводится с целью развития у учеников математических способностей, логического мышления, внимания, памяти, а также интереса к предмету. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Серьёзно отношусь к подбору примеров для устного счёта, так как умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. В устный счёт обязательно включаю задачи, примеры
на порядок действий, геометрический материал, игры. Подбирая задания на повторение и закрепление, плавно перехожу к новому материалу.
Применяю тренажёры О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой (1- 5 кл.), предварительно отксерокопировав, чтобы не травмировать детей.
III. Изучение нового.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» - писал Л.Н.Толстой.
Поэтому должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло учащихся мыслить.
1) Теория.
Носит практическую направленность с опорой на жизненный опыт ребёнка. Например при изучении темы «Доли. Обыкновенная дробь» необходимы вырезанные геометрические фигуры, ножницы, цветные карандаши. Карточка с заданием сообщает, на сколько равных частей нужно разделить каждую фигуру. На данном этапе ребёнок должен понять, что фигуры делить нужно на равные части. Сложнее всего даются задачи, здесь необходимо использовать рисунки, игрушки, схемы. Не умея достаточно хорошо читать, ученики не сразу вникают в содержание задачи, поэтому задача
читается несколько раз и составляется схема – рисунок.
Использование опорных схем на уроке
Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся и изучении нового материала. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.
Для некоторых учащихся моё объяснение, таблицы-опоры, образец решения иногда играют незначительную роль. И тогда я призываю на помощь активного ученика, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок решения трудного примера и товарищ начинает думать и работать самостоятельно. Образцы арифметических записей и свои объяснения стараюсь направлять на раскрытие последовательности в решении примера, задачи.
2) Тренировочные упражнения по образцу
Каждый учитель знает индивидуальные особенности своих детей и может определить степень помощи ученикам в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений, заполнений таблиц, обращение к опорным схемам и т.д.
Физ.минутка.
Желательно проводить две, так как дети с нарушением интеллекта устают быстро и теряют интерес к заданию, к уроку в целом.
3) Отработка вычислительных навыков.
- Если имеется возможность можно использовать тренажеры. Например компьютерные тренажеры Гесслера Дмитрия Михайловича.
- Задания самоконтролем. Я беру из следующей литературы тетрадей на печатной основе для 5-6 классов, сборника упражнений Т.В. Шкляровой, Математика 5-6, сборник «Задания образного и исследовательского характера» А.Я. Цукаря.
IV. Практическая работа. (Работа в парах)
Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.
Оживляет урок и использование материала из истории математики. Можно это делать учителю, можно давать задание детям. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских душах живой отклик.
V. Тест.
Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения.
Тестирование позволяет:
- учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- проверять качество усвоения материала;
- разнообразить процесс обучения;
- сэкономить время на опрос;
- использовать тесты для компьютеризации обучения.
С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого. Тесты я использую как свои, так и из книги Ф.Р. Залялетдиновой « Нестандартные уроки математики в коррекционной школе».
V. Домашнее задание.
Подробно разбирается, желательно чтобы был образец выполнения. Задавайте как можно больше творческих заданий (составить кроссворд, ребусы, придумать загадки, составить рисунок из геометрических фигур и т.д.)
VI. Подведение итогов урока.
Вопросы, касающиеся целей урока. Выставление оценки по карте результатов.
VII. Рефлексия.
Проводится со всем классом. Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.