Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока: комбинированный
Методы проведения занятия: частично-поисковый, урок изучения нового материала.
Материальное обеспечение:
учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром “География населения и хозяйство России”, таблица «Сравнительная характеристика макрорегионов», атлас, контурные карты, экономическая карта России, презентации, опорные листы.
Цели:
Образовательные:
- сформировать общее представление об особенностях Восточной зоны;
- сравнить Западную и Восточную зоны (природные условия, население, хозяйство)
- знать историю ВМР, ЭГП, его состав, ресурсы, проблемы и перспективы макрорегиона.
Развивающие:
- продолжать отрабатывать умения и навыки работы с атласом, учебником, контурной картой и различными источниками информации (работа со статистическим материалом);
- приобретение навыка работы с дополнительным материалом, умение выбрать необходимый материал;
Воспитательные:
- приобретение навыка дискуссии, формирование умения обсуждать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения;
- экономическое воспитание учащихся; воспитывать любовь к родному краю.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Вводная часть: вступительное слово учителя
3. Изучение нового материала
4. Обобщение и закрепление материала
5. Подведение итогов урока
6. Информация о домашнем задании
Примечание: по ходу урока учащиеся оформляют опорные листы с последующей сдачей для проверки и оценки выполненной работы
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Подготовка к основному этапу урока. Вводное слово учителя. (Слайд №1)
Я напомню вам слова А. Твардовского из поэмы «За далью – даль»:
Урал! Невольною печалью я отдаю прощанью дань…
А за Уралом – Зауралье, а там своя, иная даль.
Посмотрите на карту и скажите, как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? Да, за Уралом начинается Сибирь и Дальний Восток! Раньше эти слова холодили сердца людей, наводили ужас на них, ибо с ними было связано представление о каторге и ссылке. Недаром раньше говорили: «Кто в Сибири не бывал, тот и горя не видал». Сейчас мало кто не знает о Сибири и Дальнем Востоке.
Вопрос классу: Какие ассоциации у вас вызывает этот край?
III. Изучение нового материала по плану: (Слайд №2 - №3)
1) Вводная часть
2) Сравнение Западного и Восточного макрорегионов
3) Общие черты районов Восточной зоны
- состав региона;
- ЭГП;
- основные этапы развития;
- природные ресурсы.
4) Проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона
1) Вводная часть (Слайд №4)
Мы продолжаем знакомиться с экономическими районами России.
Вопрос классу:
1. Что такое экономическое районирование и каковы принципы районирования?
ЭР – это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства и территориальным разделением труда
Принципы:
- административный, определяющий единство экономического районирования и политико-административного деления;
- экономический, рассматривающий район как часть хозяйственного комплекса с определенным набором отраслей специализации;
- национальный, учитывающий особенности труда и быта населения.
2. Какие крупные макрорегионы выделяют на территории России? (Слайд №5)
На территории России выделяют два макрорегиона - Западный и Восточный, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.
3. Сколько экономических районов на территории России? Распределение по регионам.
2) Сравнение Западного и Восточного макрорегионов. (Слайд №6-№8)
Главные принципы выделения - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Западный макрорегион (Европейская часть и Урал) располагается в более благоприятных для жизни людей условиях, чем Восточный (Сибирь и Дальний Восток). За Уралом более половины территории лежит в зоне многолетней мерзлоты, много болот, сложных горных участков. Но именно здесь находятся основные минеральные, лесные и водные ресурсы страны. Почти 4/5 россиян живут в Западной зоне, заселение которой началось очень давно. Именно здесь сложилось ядро русского народа и сформировалось русское государство. И только в XVI веке началось освоение Сибири и Дальнего Востока.
Признаки | Западный макрорегион |
Восточный макрорегион |
ЭГП |
Выгодное, центральное. Развитая транспортная связь |
Удаленность от Центра (периферийное положение), редкая транспортная сеть. Близость к странам Азии. |
Природные условия |
На большей части территории условия благоприятные. Умеренно-холодная зима, теплое лето. Рельеф равнинный. |
Условия неблагоприятные, суровые, зимой экстремальные. Рельеф на юге и востоке горный, сейсмичность, многолетняя мерзлота. Западная Сибирь - заболочена |
Природные ресурсы |
Ресурсы истощены. Леса сохранились на севере, рыбные ресурсы Баренцева моря. Железная руда КМА. Плодородные почвы в ЦЧР, Поволжье и на Северном Кавказе. Дефицит водных ресурсов на юге. |
Богатые запасы древесины (80%), нефти (70%), газа (91%), угля, руд цветных металлов, алмазов, золота. Богатые рыбные ресурсы морей Тихого океана, Водные ресурсы составляют 75%, гидроэнергоресурсы-81% |
Учитель: Прослушайте краткое сообщение о том, как шло освоение Сибири и Дальнего Востока (Опережающее задание наиболее подготовленному ученику)
Ученик:
В конце 16 века начинается освоение и заселение Сибири русскими. При этом закрепление за Россией огромной территории к востоку произошло чрезвычайно быстро: от походов легендарного Ермака в Западной Сибири (1582 год) до выхода отряда Ивана Москвитина к Тихому океану (1639 год) прошло 60 лет. Россия из Русского государства превратилась в Российское, так как включает в свой состав территории, населенные разными народами. После присоединения к России начинается создание сети городов, ставших опорной базой расселения и закрепления территорий. Начался этот процесс в 16-17 веках с создания крепостей-острогов: Тюменского (1586 года), Тобольского (1587 года), Томского (1604 года), Енисейского (1618 года), Красноярского (1628 года), Якутского (1632 года), Охотского (1648 года).
Таким образом, менее чем за 100 лет за Русским государством закрепились обширные пространства тайги от Урала до берегов Тихого океана. Позднее созданы города в лесостепной и степной зонах, а затем на юге Дальнего Востока. В целом до революции было создано 44 города. В настоящее время здесь сотни городов, из них два города- миллионера. Обладая огромными размерами и природными богатствами, регион еще слабо развит.
3) Общие черты районов Восточной зоны:
А) состав района (Слайд №9) – стр. 309 в учебнике
Б) ЭГП (Слайд №10)
Предлагается работа, где нужно выделить положительные и отрицательные стороны ЭГП Восточного макрорегиона.
Текст слайда:
Омывается водами двух океанов; удален от центра; нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах; имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток; большие по площади экономические районы; суровый климат и вечная мерзлота; граничит с Уральским экономическим районом; нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона; имеет громадные запасы минерального сырья; наличие крупных водных ресурсов; имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток.
Вопрос классу: Зачитать положительные и отрицательные стороны ЭГП макрорегиона. (Слайд №11)
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
- Омывается водами двух океанов; - граничит с Уральским экономическимрайоном; - имеет громадные запасы минерального сырья; - наличие крупных водных ресурсов; - имеет железную и автомобильную дорогу, соединяющие запад и восток |
- Удален от центра; - нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах; - имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток; - большие по площади экономические районы; - суровый климат и вечная мерзлота; - нехватка трудовых ресурсов |
В) Учитель дает задание выделить экономические этапы развития данного региона и записать в тетрадь со слов учителя. По ходу рассказа учителя учащиеся выделяют основные этапы развития
Учитель:
В течение многих столетий население Сибири и Дальнего Востока занималось кочевым скотоводством: оленеводством на севере и разведением овец и лошадей в степной части, рыболовством и охотой в тайге и на побережье морей. Промысловая стихия не была преодолена вплоть до 19 века. После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесостепные и степные районы Сибири хлынули миллионы крестьян из центральных губерний. Их усилиями Западная Сибирь была превращена в крупный зерновой и животноводческий район. Восточная Сибирь и Дальний Восток остались по-прежнему неразвитыми, освоение и использование земель шло экстенсивно. В 30-50 годы начались сталинские репрессии. Большое количество людей было переселено насильственно на территорию Сибири и Дальнего Востока. Благодаря им были построены города, мосты, дороги в труднодоступные районы, велись разработки и добыча полезных ископаемых. В годы войны большая часть военных предприятий была переброшена в города Западной Сибири, расположенные вдоль железной дороги, что послужило в дальнейшем развитию промышленности этого региона. В 60-е годы начинается добыча нефти и газа на севере Западной Сибири, что дало толчок развитию нефтяной и газовой промышленности. В 70-е годы осуществляется большое транспортное строительство (БАМ, дорога на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль – АЯМ). Эти дороги были проведены к местам месторождений полезных ископаемых Восточной Сибири и Дальнего Востока, что послужило строительству поселков и городов. За данный период формировались территориально-производственные комплексы.
Ученики выделяют основные этапы: (Слайд №12)
1. Строительство железной дороги.
2. Развитие сельского хозяйства.
3. Внесение большого труда репрессированных в развитие региона.
4. Военные годы и дальнейшее развитие промышленности.
5. Разработка и добыча полезных ископаемых Западной Сибири.
6. Строительство БАМа.
7. Формирование ТПК.
Г) Практическая работа с картой (Слайд №13)
Учитель: Используя атлас и картосхему в учебнике на стр. 300, дать характеристику основным ресурсам данного макрорегиона.
Ученик по картам дает ответ: (Слайд №14)
Минеральные
– Западно-Сибирский экономический район богат на севере и в центральной части нефтью и газом, на юго-востоке углем, полиметаллическими и медными рудами.
– Восточная Сибирь богата бурым, каменным углем, апатитами, фосфоритами, золотом, железом, полиметаллическими рудами, никелевыми рудами.
– Дальний Восток – оловянными, медными, бурым и каменным углем, нефтью и газом.
Агроклиматические ресурсы.
Так как территория простирается с севера на юг, она проходит от холодного пояса до умеренного подпояса.
Почвенные ресурсы.
Богата только южная часть Западной Сибири и Восточной Сибири, так как большая часть территории вечная мерзлота.
Водные ресурсы.
Это крупные реки Обь, Иртыш, Енисей, озеро Байкал.
Лесные ресурсы.
По территории проходит зона тайги и смешанных лесов, поэтому территория богата лесом.
Вывод: Общие черты районов Восточной зоны: (Слайд №15)
- значительная площадь, но в целом слабая заселенность;
- значительные природные контрасты: «север-юг», горы – равнины, побережье – континент, а также общая экстремальность природных условий, создающая трудности при освоении;
- относительная (по сравнению с Западной зоной) «молодость» хозяйства;
- огромный природно-ресурсный потенциал при сравнительно низком уровне его современного использования;
- концентрация хозяйства к югу, где лучшая обеспеченность транспортом, в первую очередь железнодорожным;
- относительно большое значение водного и воздушного транспорта в осуществлении внутрирайонных связей.
4) Проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона
Учитель: Используя текст учебника (стр. 307) составить и выписать в таблицу проблемы региона и перспективы развития.
Ученики оформляют таблицу в тетради: (Слайд № 16)
Проблемы | Перспективы |
1. Распад Советского Союза. 2. Железнодорожные магистрали (две) оказались на территории Казахстана. 3. Необходимость реконструкции Транссиба. 4. Экономические реформы привели к сокращению численности населения. 5. Конверсия на оборонной промышленности. 6. Слабое развитие транспорта. |
1. Использование меридиональных речных путей. 2. Создание авиационных межконтинентальных сообщений через внутренние районы страны. 3. Развитие инфраструктуры транспортной и социальной. 4. Создание новых транспортных средств. 5. Использование спутниковой связи. |
IV. Закрепление (Слайд №6)
Вопрос классу: Сделайте вывод об условиях развития Восточного макрорегиона и возможных перспективах данного региона
Вывод:
1. Регион занимает огромную территорию, удален от Центральных районов России. Чем дальше от европейской части, тем труднее осуществлять связи межрегиональные. Восточному региону необходимо развивать внешние экономические связи со странами Восточной и Центральной Азии. Слабо развита транспортная сеть, поэтому необходимо строить новые дороги, особенно на севере региона, развивать речной и воздушный виды транспорта.
2. Природные условия неблагоприятны (они не способствуют, а затрудняют освоение территории).
3. Природные ресурсы богатейшие, но их освоение обходится дороже, чем в европейской части страны. Хозяйство региона базируется на местных ресурсах, но необходимо развивать и наукоемкие отрасли.
4. Очень слабо развита инфраструктура, тяжелые условия жизни – причины слабой заселенности территории и недостатка трудовых ресурсов.
5.Острейшая проблема, особенно для Дальнего Востока и азиатского Севера, демографическая ситуация. Это одна из угроз национальной безопасности: если не будет населения, нас поглотят наши великие и могучие соседи.
Работа с картой
- показать экономические районы Восточного макрорегиона;
- федеральные округа региона;
- изменения в административно-территориальном устройстве макрорегиона;
- значение ЧАО в географическом разделении труда.
V. Подведение итогов занятия:
И все-таки, Сибирь и Дальний Восток перестали быть на периферии государственных интересов. Последнее время выделяется колоссальные финансовые средства на развитие. В частности, принята Федеральная целевая программа и ряд других программ для Дальнего Востока. Более подробное знакомство с экономическими районами Восточного макрорегиона вас ждет впереди.
VI. Домашнее задание: § 59-60 (заполнить таблицу до конца), вопросы на странице 309
Приложение 1 презентация к уроку
Приложение 2 таблица «Сравнительная характеристика макрорегионов»
Приложение 3 опорный конспект к уроку
Приложение 4