Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.
На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.
Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам-сообщение». По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок». Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.
Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.
Медитативно-релаксационные упражнения.
- Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую» ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.
- Упражнение «Шалтай-Болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице.
«Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне.
Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на стул». - Упражнение на релаксацию и визуализацию. Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т. д.
Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».
Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.
Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно, например, приготовить презентацию или сделать задание в письменной форме. Также важный этап в работе это поддержание интереса к изучению английского языка. Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные моменты обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем… И все?
А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка. Я использую игровую методику особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Например, вводя тему «Одежда», «Любимые животные» предлагаю детям игру «Модники и модницы» и «Давайте похвастаем». Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома и любимыми животными или игрушками.
Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов. В своей работе я опробовала несколько типов проектов исследовательские, творческие и информационные. Например, проект «Легко ли быть молодым». Группа 11 класса провела ряд исследований через анкетирование своих сверстников о том, что интересует подростков, какие у них самые важные ценности, как складываются отношения со старшими, какой они видят свою школу и свое будущее. По результатам они нарисовали портрет идеального, реального подростка и наметили программу совершенствования.
Проект группы 9 класса посвящен дню рождения школы, он состоял из видеофильма о нашей школе. Проект 9 класса «Здоровый образ жизни» состоит из нескольких презентаций в Power Point посвященных поговоркам и пословицам, вредным привычкам, правильному питанию и здоровому образу жизни. Провели анкетирование своих сверстников о правильном питании, организации рабочего времени и отдыхе. Подготовили свои творческие работы и организовали выставку на тему ЗОЖ. А учащиеся 3 класса подготовили полезные советы своим друзьям и любимым животным по теме «Здоровая еда». Ученики 2 класса подготовили творческие проекты на тему «Английский алфавит». Они рассказывали стихи и рифмовки на каждую букву алфавита.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению в проектной работе она всегда положительная, так как проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.
На своих уроках систематически использую собственно разработанные мультимедийные презентации, а также другие электронные образовательные ресурсы. Считаю, что использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует:
- Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- Развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
- Повышению уровня комфортности обучения;
- Повышению активности и инициативности школьников на уроке;
- Развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникационной компетентности;
- Приобретению навыков работы на компьютере учащимися школы с соблюдением правил безопасности.
Итак, важной составляющей современного урока является использование компьютерных обучающих программ, основной функцией которых является передача знаний. Хотя сегодня еще нет программ, соответствующих тематическому планированию учебного материала каждого класса. Поэтому я использую обучающие компоненты существующих игровых программ ("Английский с Винни Пухом" “Уроки тетушки Совы”). Так при изучении различных разделов (фонетики, грамматики, лексики) дети имеют возможность услышать живую речь носителей языка с одновременной визуализацией изучаемого материала, что стимулирует интерес школьника.
Возможности компьютера позволяют не только подготовить интересный дидактический материал, но и разработать различного рода проверочные задания с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
На своих уроках английского языка я использую презентации в Power Point. Они мне помогают правильно и четко строить план работы на уроках, фиксировать наиболее важные аспекты, наглядно показывать и выделять значимые детали урока. При такой успешной работе меняется восприятие информации, получаемой при ведении урока с применением ИКТ. При организации любой из видов деятельности, групповой или индивидуальной, реализуется работа с классом.
На начальном этапе обучения английскому языку при введении алфавита, животных, цвета, глаголов действия, прилагательных и различных предметов очень удобно использовать презентации. В презентациях всегда красочные картинки, что положительно влияет на восприятие учебного материала, особенно младшими школьниками. При проведении фонетических зарядок, отработки произношения например пословиц и поговорок, при отгадывании кроссвордов, предлагается ответить на вопросы или прослушать загадки, в которых зашифрованы слова, связанные с темой урока. Затем на экране появляются правильные ответы и отрабатывается или закрепляется лексический материал. Также для закрепления полученных знаний выполняется задание на построение предложений из данных слов. Возможности ИКТ позволяют в игровой форме развивать лексико-грамматические навыки учащихся. Для закрепления лексики по теме выполняется упражнение на определение лишнего слова в группе данных слов. Учитель просит проанализировать, почему слово не подходит. При закреплении темы «Меню» в 3-м классе успешно используются слайды с продуктами и блюдами на завтрак, обед и ужин, где отрабатывается лексико-грамматическая конструкция. После такого закрепления дети успешно справляются с выполнением домашнего задания. При обобщении темы «Советы Айболита» легко и интересно научиться говорить о здоровых привычках - что полезно есть детям и их любимым домашним питомцам и как полезно заниматься подвижными играми и спортом.
В данных разработках мне хотелось акцентировать внимание на проблему здоровья у молодого поколения. В каждом учебнике прослеживается эта тема, и нам педагогам и родителям надо много работать, чтобы привить нашим детям здоровый образ жизни любыми способами.
Урок «Советы доктора Айболита» 3 класс
Цели урока:
- Обучать формированию монологического высказывания и тренировать навыки диалогической речи, закрепить навык построения предложения по моделям.
- Развивать произносительные и речевые навыки, смысловое восприятие речи и логическое мышление.
- Прививать навыки здоровых привычек.
Тип урока: обобщения и систематизации изученного.
Оборудование: письмо-презентация от доктора Айболита, картинки животных, картинки по теме «Еда», игра - лото по теме «Продукты», презентация «Меню».
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, сообщение даты и дня недели. Сообщение темы и цели урока. (А сегодня мы с вами отправимся с визитом в страну Продуктов. Их так много, что нам надо научиться выбирать здоровую и полезную еду. Мы заглянем в магазин, расскажем друг другу что любим есть, обсудим наше меню. Мы узнаем что любят кушать наши любимые питомцы. А самое главное послушаем советы Доктора Айболита и определим что полезно для нас и для наших друзей.)
II. Фонетическая зарядка (Но сначала надо вспомнить звуки и слова по теме)
1. Отработка звуков и скороговорки
2. Презентация лексики по теме «Овощи, фрукты и ягоды.»
III. Актуализация изученной лексики по теме « Продукты» в изученных речевых образцах.
1. Активизация лексики по теме «Продукты»
(Теперь нам надо сходить в магазин и купить полезных продуктов.)
2. Игра «Магазин».
What can we buy at milk shop? (meat shop, bread shop, fruit and vegetables)
IV. Активизация навыков диалогической речи
(Давайте расскажем друг другу какие полезные продукты мы любим)
Работа в парах (Pupil 1- Pupil 2 )
- Do you like to drink milk? - Yes, I do. It is tasty. It is healthy.
- Does she like to eat porridge? - No, she doesn't. It is not tasty but it is healthy.
- What fruit do you like? - I like apples.
- Does Winnie like much honey? - Yes, he does. It is not healthy.
V. Развитие навыков монологической речи. (Приложение №2. Презентация Меню)
(Надо обсудить с вами наше меню, что мы любим кушать на завтрак, обед и ужин.)
- What do you like for breakfast? - I like some porridge, sandwich and some tea for breakfast.
- What do you have for lunch? - I have some soup, salad, some fish and juice for lunch.
- What would you like for dinner? -I would like some pasta with cheese, salad and fruit.
VI. Речевая разминка.
(А давайте расскажем что любят есть наши любимые питомцы, лесные звери мультяшные герои.)
- What do our pets like to eat?- I have a dog, it likes to eat meat, fish and sweets.
- What does cock like to eat? - My granny has a cock, it likes corn.
- What does Winnie like? - Winnie likes much honey, butter,sugar. It is not healthy.
- What does Karlson like? - He likes many sweets and cakes. It is not healthy.
VII. Физкультминутка
(Винни-Пух такой пухленький, давайте покажем ему как надо делать зарядку.)
- Winnie, Winnie turn around
- Winnie, Winnie touch the ground
- Winnie, Winnie nod your head
- Close your eyes and go to bed.
VIII. Актуализация навыков устной речи
(А теперь ребята посмотрим и послушаем полезные советы Доктора Айболита и постараемся их запомнить и передать нашим любимчикам.)
После просмотра презентации проходит обсуждение - что надо делать, чтобы быть здоровым.
- To be healthy we must run, jump, skip and swim.
- We must play tennis, football and basketball.
- To be healthy we must eat fruit, vegetables.
- We must not eat much sugаr, chocolate, and honey.
IX. Ролевая игра. «Визит в кафе, в ресторан»
(Ребята , мы так много говорили о вкусной еде -даже кушать захотелось.А давайте сходим в кафе или ресторан.)
Давайте вспомним вежливые фразы для посещения кафе.
- Good-morning.
- Glad to see you.
- You are welcome. How are you?
- I am fine,thank you, and you?
- I'm OK. Would you like some coffee, please?
- Yes, please, thank you.
- Here you are.
- It is very tasty.
- I would like some pizza.
- Help yourself.
- Thank you. Good-bye.
- You are welcome.
X. Домашнее задание.
- Написать полезные советы от доктора Айболита.
XI. Оценки, итог урока.