Программа по правилам дорожного движения "Островок безопасности" на 2009–2012 гг.

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Окружающая ребенка среда – это не только семья, школа, но и детская площадка, двор и конечно, улица.
Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения, несомненно.
У детей еще не выработалось способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановки. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на велосипеде или затеять  здесь веселую игру.
Все это стало предпосылками к созданию программы непрерывного образования «детский сад - школа» по Правилам дорожного движения.
Программа решает проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребенка.
Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения регионального характера, учитывает психофизиологические  возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы, с младшей группы детского сада, когда ребенок начинает  осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. А продолжать и  закреплять эту азбуку дорожного движения в школе.
Программа рассчитана на три года обучения. Предназначена для детей 3-6 лет.

Целью данной программы является:

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

- создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- повышать общий уровень культуры участников дорожного движения;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- развивать творческие и мыслительные  способности детей.

Решение этих задач осуществляется через специальные организационные занятия познавательного цикла, встречи – беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, рассматривание  иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтением художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, развлечения, конкурсы, оформлении уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д., проводимые совместно с агитбригадой ЮИД МОУ М-Арбатской школы.

Реализация программы включает следующие основные принципы:

- аксеологичность представлений у детей об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами их поведения;
- комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГБДД, образовательного учреждения  детский сад и школа, родителей, общественности;
- последовательность (этапность) понимания с учетом возрастных особенностей детей;
- доступность изучаемого материала;
- систематичность проведения мероприятий, согласно совместному плану работы  детский сад-агитбригада ЮИД школы;
- связь теории с практикой;
- научность.

Данная работа проводится 1-2 раза в месяц, общее количество в год-37, за три года-111.Длительность занятий  от 10 до 25  минут.

Программа состоит из трех разделов:

I раздел «Путешествие в страну дорожной азбуки» (3-4 года)

II раздел «Как вести себя чтобы не случилась беда» (4-5 лет)

III раздел «Правила дорожные знать каждому положено» (5-6 лет) 

 

Тематический план I раздела «Путешествие в страну дорожной азбуки» (3-4 года)

Месяц

Тема

Содержание программы

Форма

детский сад

агитбригада ЮИД школы

Сентябрь

1.

Вводное. «Кто такие Юные инспектора движения?»

 

Познакомить детей с представителями агитбригады ЮИД

Беседа

Октябрь

2.

«Знакомство с грузовым и легковым транспортом»

Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт

 

Занятие

Ноябрь

3.

М. Пожарский «Машины»

 

Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Развивать слуховое и зрительное восприятие

Чтение худ. литературы

Декабрь

4.

«Автобус»

Давать детям представление об автобусе, его функциональном назначении. Развивать наблюдательность.

 

Наблюд-е

Январь

5.

«Незнайка едет в автобусе»

 

Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь.

Сюжетно-ролевая игра

Февраль

6.

«Все работы хороши-выбирай на вкус»

 

Знакомить детей с профессией водителя. Воспитывать уважение к труду взрослых

Беседа

Март

7.

«Светофор»

Дать представление о работе светофора, его назначении. Закреплять различать цвета (красный, желтый, зеленый)

 

Наблюдение (макет светофора)

Апрель

8.

«В гостях у светофора»

Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения

Развлечение

Май

9.

Итоговое

Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год

Занятие

Требования к уровню подготовки детей младшей группы

Дети младшей группы должны знать:

- Различие между легковым и грузовым автомобилем;
-  Цвета светофора: желтый, красный, зеленый;

Дети младшей группы должны иметь представление:

- О назначении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях грузовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса);
-  О сигналах светофора; 

Дети младшей группы должны уметь:

- Правильно  вести себя  на улице, дороге, тротуаре;
- По правилам  переходить через проезжую часть.

Тематический план II раздела «Как вести себя, чтобы не случилось беды» (4-5 лет)

Месяц

Тема

Содержание программы

Форма

детский сад

агитбригада ЮИД школы

Сентябрь

1.

 

Вводное

Выявить у детей знания о светофоре, его назначении

 

Беседа

Октябрь

2.

«Наша улица»

 

Расширять представление об улице. Закреплять знания о правилах для пешеходов.

Экскурсия

Ноябрь

3.

«Пешеходный переход»

Закреплять у детей умение рисовать прямые линии

 

Рисование

Декабрь

4.

«В гости к бабушке - загадушке»

Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать смекалку, сообразительность

Развлечение

Январь

5.

«Автобус»

Учить детей создавать образ из отдельных частей

 

Аппликация

Февраль

6.

«Цветные автомобили»

 

Знакомить детей с новой игрой, ее правилами. Обучать детей ориентироваться в пространстве.

Подвижная игра

Март

7.

«Труд водителя»

Расширять знания о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость

 

Беседа

8.

«На машине»

 

Создавать у детей положительной эмоциональный настрой

Инсценировка сказки Н.Павлова «На машине»

Апрель

9.

«В гостях у светофора»

 

Знакомить детей с желтым сигналом светофора. Развивать внимание

Беседа

10.

Итоговое

Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год

 

Занятие

Май

11.

«Страна светофория»

Создать положительный эмоциональный настрой у детей

Игротека

Требования к уровню подготовки детей средней  группы

Дети средней группы должны знать:

- Пассажирский транспорт и правила поведения в автобусе;
- Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Пункт медицинской помощи»;

Дети средней группы должны иметь представление:

- Дома бывают разными;
- Машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть односторонним, двухсторонним;
- Проезжая часть при двухстороннем движении может разделяться линией;

Дети средней группы должны уметь:

- Правильно  вести себя  на улице, дороге, тротуаре;
- Четко выполнять правила при переходе через проезжую часть;

III раздел «Правила дорожные знать каждому положено» (5-6 лет)

Месяц

Тема

Содержание программы

Форма

детский сад

агитбригада ЮИД школы

Сентябрь

1.

Вводное

Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаков

 

Беседа

2.

«Правила поведения пешеходов»

 

Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов.

Беседа

Октябрь

3.

«Школа пешеходных наук»

Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание.

 

Беседа

4.

«Доскажи словечко»

 

Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении.

Словесная игра

Ноябрь

5.

«Дорожная азбука»

 

Знакомить детей с дорожным знаком  «Осторожно, дети!»

Экскурсия

6.

«Дорожный знак»

Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении

 

Рисование

Декабрь

7.

«Машины на нашей улице»

Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память.

 

Беседа

8.

«Водитель, на старт!»

 

Развивать ловкость, смекалку, мелкую моторику рук

Игра - соревнование

Январь

9.

«Считалка»

Развивать умение четко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение, использовать считалку в игре

 

Заучивание

10.

«Чего не стало»

 

Развивать у детей внимание

Дидактическая игра

Февраль

11.

«Служебные машины»

 

Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного

Чтение «Служебные машины» М.Дружинина

12.

«Грузовая машина»

Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывая о последовательности их наклеивания

 

Аппликация

Март

13.

«Пословицы»

Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи

 

Разучивание

 

14.

«Учим дорожные знаки»

 

Закреплять у детей знания о дорожных знаках.

Игротека

Апрель

15.

«Умные зверюшки»

 

Обучать детей умению слушать и понимать содержание прочитанного. Воспитывать в ребенке6грамотного пешехода

 

16.

Итоговое

Уточнять объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения

 

Беседа

Май

17.

«Путешествие в страну знаков»

Создать положительный  эмоциональный настрой у детей. Вызывать желание соблюдать ПДД

Праздник

Требования к уровню подготовки детей старшей группы

Дети старшей группы должны знать:

- Правила дорожного движения, полученные ранее;
- Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице;
- Назначение дорожных знаков и их начертание

Дети старшей группы должны иметь представление:

- О правильном употребление пространственной терминологии ( слева-справа, спереди-сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.)

Дети старшей группы должны уметь:

- Правильно  вести себя  на улице, дороге, тротуаре;
- Четко выполнять правила при переходе через проезжую часть;
- Ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них;
- Соблюдать элементарные правила безопасности;

Список средств обучения

- Таблицы;
- Флажки;
- Альбомы;
- Разрезные картинки;
- Плакаты;
- Макеты;
- Художественная литература;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры;

Список литературы

  1. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2009.
  2. «Добрая дорога детства». – ООО «Стоп - газета» - безопасность на  дорогах. – 2004, №8.
  3. Дорохова Т.Н. программа «Радуга». – М.: Просвещение, 1997.
  4. Шурмелева О.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – Санкт-Петербург: Дошкольная педагогика, №3, 2009.
  5. Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о Правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1979.