Пояснительная записка
Окружающая ребенка среда – это не только семья, школа, но и детская площадка, двор и конечно, улица.
Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения, несомненно.
У детей еще не выработалось способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановки. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Все это стало предпосылками к созданию программы непрерывного образования «детский сад - школа» по Правилам дорожного движения.
Программа решает проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребенка.
Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения регионального характера, учитывает психофизиологические возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы, с младшей группы детского сада, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. А продолжать и закреплять эту азбуку дорожного движения в школе.
Программа рассчитана на три года обучения. Предназначена для детей 3-6 лет.
Целью данной программы является:
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
- создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- повышать общий уровень культуры участников дорожного движения;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- развивать творческие и мыслительные способности детей.
Решение этих задач осуществляется через специальные организационные занятия познавательного цикла, встречи – беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтением художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, развлечения, конкурсы, оформлении уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д., проводимые совместно с агитбригадой ЮИД МОУ М-Арбатской школы.
Реализация программы включает следующие основные принципы:
- аксеологичность представлений у детей об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами их поведения;
- комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГБДД, образовательного учреждения детский сад и школа, родителей, общественности;
- последовательность (этапность) понимания с учетом возрастных особенностей детей;
- доступность изучаемого материала;
- систематичность проведения мероприятий, согласно совместному плану работы детский сад-агитбригада ЮИД школы;
- связь теории с практикой;
- научность.
Данная работа проводится 1-2 раза в месяц, общее количество в год-37, за три года-111.Длительность занятий от 10 до 25 минут.
Программа состоит из трех разделов:
I раздел «Путешествие в страну дорожной азбуки» (3-4 года)
II раздел «Как вести себя чтобы не случилась беда» (4-5 лет)
III раздел «Правила дорожные знать каждому положено» (5-6 лет)
Тематический план I раздела «Путешествие в страну дорожной азбуки» (3-4 года)
Месяц |
№ |
Тема |
Содержание программы |
Форма |
|||
детский сад |
агитбригада ЮИД школы |
||||||
Сентябрь |
1. |
Вводное. «Кто такие Юные инспектора движения?» |
|
Познакомить детей с представителями агитбригады ЮИД |
Беседа |
||
Октябрь |
2. |
«Знакомство с грузовым и легковым транспортом» |
Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт |
|
Занятие |
||
Ноябрь |
3. |
М. Пожарский «Машины» |
|
Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Развивать слуховое и зрительное восприятие |
Чтение худ. литературы |
||
Декабрь |
4. |
«Автобус» |
Давать детям представление об автобусе, его функциональном назначении. Развивать наблюдательность. |
|
Наблюд-е |
||
Январь |
5. |
«Незнайка едет в автобусе» |
|
Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь. |
Сюжетно-ролевая игра |
||
Февраль |
6. |
«Все работы хороши-выбирай на вкус» |
|
Знакомить детей с профессией водителя. Воспитывать уважение к труду взрослых |
Беседа |
||
Март |
7. |
«Светофор» |
Дать представление о работе светофора, его назначении. Закреплять различать цвета (красный, желтый, зеленый) |
|
Наблюдение (макет светофора) |
||
Апрель |
8. |
«В гостях у светофора» |
Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения |
Развлечение |
|||
Май |
9. |
Итоговое |
Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год |
Занятие |
Требования к уровню подготовки детей младшей группы
Дети младшей группы должны знать:
- Различие между легковым и грузовым автомобилем;
- Цвета светофора: желтый, красный, зеленый;
Дети младшей группы должны иметь представление:
- О назначении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях грузовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса);
- О сигналах светофора;
Дети младшей группы должны уметь:
- Правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре;
- По правилам переходить через проезжую часть.
Тематический план II раздела «Как вести себя, чтобы не случилось беды» (4-5 лет)
Месяц |
№ |
Тема |
Содержание программы |
Форма |
||||
детский сад |
агитбригада ЮИД школы |
|||||||
Сентябрь |
1.
|
Вводное |
Выявить у детей знания о светофоре, его назначении |
|
Беседа |
|||
Октябрь |
2. |
«Наша улица» |
|
Расширять представление об улице. Закреплять знания о правилах для пешеходов. |
Экскурсия |
|||
Ноябрь |
3. |
«Пешеходный переход» |
Закреплять у детей умение рисовать прямые линии |
|
Рисование |
|||
Декабрь |
4. |
«В гости к бабушке - загадушке» |
Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать смекалку, сообразительность |
Развлечение |
||||
Январь |
5. |
«Автобус» |
Учить детей создавать образ из отдельных частей |
|
Аппликация |
|||
Февраль |
6. |
«Цветные автомобили» |
|
Знакомить детей с новой игрой, ее правилами. Обучать детей ориентироваться в пространстве. |
Подвижная игра |
|||
Март |
7. |
«Труд водителя» |
Расширять знания о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость |
|
Беседа |
|||
8. |
«На машине» |
|
Создавать у детей положительной эмоциональный настрой |
Инсценировка сказки Н.Павлова «На машине» |
||||
Апрель |
9. |
«В гостях у светофора» |
|
Знакомить детей с желтым сигналом светофора. Развивать внимание |
Беседа |
|||
10. |
Итоговое |
Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год |
|
Занятие |
||||
Май |
11. |
«Страна светофория» |
Создать положительный эмоциональный настрой у детей |
Игротека |
Требования к уровню подготовки детей средней группы
Дети средней группы должны знать:
- Пассажирский транспорт и правила поведения в автобусе;
- Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Пункт медицинской помощи»;
Дети средней группы должны иметь представление:
- Дома бывают разными;
- Машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть односторонним, двухсторонним;
- Проезжая часть при двухстороннем движении может разделяться линией;
Дети средней группы должны уметь:
- Правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре;
- Четко выполнять правила при переходе через проезжую часть;
III раздел «Правила дорожные знать каждому положено» (5-6 лет)
Месяц |
№ |
Тема |
Содержание программы |
Форма |
|
детский сад |
агитбригада ЮИД школы |
||||
Сентябрь |
1. |
Вводное |
Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаков |
|
Беседа |
2. |
«Правила поведения пешеходов» |
|
Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов. |
Беседа |
|
Октябрь |
3. |
«Школа пешеходных наук» |
Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание. |
|
Беседа |
4. |
«Доскажи словечко» |
|
Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. |
Словесная игра |
|
Ноябрь |
5. |
«Дорожная азбука» |
|
Знакомить детей с дорожным знаком «Осторожно, дети!» |
Экскурсия |
6. |
«Дорожный знак» |
Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении |
|
Рисование |
|
Декабрь |
7. |
«Машины на нашей улице» |
Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память. |
|
Беседа |
8. |
«Водитель, на старт!» |
|
Развивать ловкость, смекалку, мелкую моторику рук |
Игра - соревнование |
|
Январь |
9. |
«Считалка» |
Развивать умение четко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение, использовать считалку в игре |
|
Заучивание |
10. |
«Чего не стало» |
|
Развивать у детей внимание |
Дидактическая игра |
|
Февраль |
11. |
«Служебные машины» |
|
Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного |
Чтение «Служебные машины» М.Дружинина |
12. |
«Грузовая машина» |
Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывая о последовательности их наклеивания |
|
Аппликация |
|
Март |
13. |
«Пословицы» |
Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи |
|
Разучивание |
|
14. |
«Учим дорожные знаки» |
|
Закреплять у детей знания о дорожных знаках. |
Игротека |
Апрель |
15. |
«Умные зверюшки» |
|
Обучать детей умению слушать и понимать содержание прочитанного. Воспитывать в ребенке6грамотного пешехода |
|
16. |
Итоговое |
Уточнять объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения |
|
Беседа |
|
Май |
17. |
«Путешествие в страну знаков» |
Создать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызывать желание соблюдать ПДД |
Праздник |
Требования к уровню подготовки детей старшей группы
Дети старшей группы должны знать:
- Правила дорожного движения, полученные ранее;
- Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице;
- Назначение дорожных знаков и их начертание
Дети старшей группы должны иметь представление:
- О правильном употребление пространственной терминологии ( слева-справа, спереди-сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.)
Дети старшей группы должны уметь:
- Правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре;
- Четко выполнять правила при переходе через проезжую часть;
- Ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них;
- Соблюдать элементарные правила безопасности;
Список средств обучения
- Таблицы;
- Флажки;
- Альбомы;
- Разрезные картинки;
- Плакаты;
- Макеты;
- Художественная литература;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры;
Список литературы
- Данилова Т.И. Программа «Светофор». – Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2009.
- «Добрая дорога детства». – ООО «Стоп - газета» - безопасность на дорогах. – 2004, №8.
- Дорохова Т.Н. программа «Радуга». – М.: Просвещение, 1997.
- Шурмелева О.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – Санкт-Петербург: Дошкольная педагогика, №3, 2009.
- Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о Правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1979.