Пособие для начинающего администратора на тему: "Анализ статистики образования"

Разделы: Администрирование школы


1. Численность обучающихся в школе. Движение.

На конец 2008/2000 учебного года в школе обучалось 531 учащихся. Переведены в следующий класс 412 учащихся, окончили школу 119 учащихся.

Таблица № 1 Динамика численности в сравнении с предыдущими учебными годами

Показатели

2006/2007

2007/2008

2008/2009

Количество классов

30

25

24

Начальная школа

261

187

164

Основная школа

337

305

290

Средняя школа

114

81

77

По школе

712

573

531

Средняя наполняемость классов

Класс/ среднее количество учащихся в классе

Начальная школа

12/ 21,7

8/ 23,5

7/23,5

Основная школа

15/ 22,4

13/ 23,4

13/22,3

Средняя школа

5/ 22,8

4/ 20,3

4/20

Таблица № 2 Движение учащихся

Параллель

Число учащихся на 05.09.2008

Прибыло с 05.09.2008

Выбыло с 05.09.2008

Число учащихся на 01/06/2009

1

27

1

1

27

2

26

0

0

26

3

53

1

1

53

4

60

0

2

58

1 - 4

166

2

4

164

5

42

1

0

43

6

73

2

0

75

7

67

3

3

67

8

25

3

2

26

9

81

0

2

79

5 - 9

288

9

7

290

10

36

3

2

37

11

40

0

0

40

10 - 11

76

3

2

77

1 - 11

530

14

13

531

Таблица № 3 Анализ выбытия учащихся в течение учебного года

Причина выбытия

Количество учащихся, %

2006/2007

712 учащихся

2007/2008

573 учащихся

2008/2009

531 ученик

Смена места жительства

4, 2%

0,8%

0,7%

Изменение статуса школы (лицеи, гимназии, коррекция)

3, 9%

0,8%

0,5%

ОСОШ

0, 14%

0

0

Другие школы

3, 5%

1,7%

0,18%

ПУ

0

0,17%

0

Отчисление

0

0

0

Выводы:

Как показывают данные таблицы № 1, за последние три года наблюдается снижение численности учащихся, а соответственно снизилось количество классов и их наполняемость. Подобную ситуацию можно объяснить следующими вполне объективными причинами:

  • особенности микрорайона школы (старый фонд, новостроек крайне мало);
  • резкое снижение количества будущих первоклассников в микрорайоне школы;
  • смена места жительства;
  • наблюдается движение, связанное с желанием поменять статус образовательного учреждения (лицеи, гимназии);
  • другие причины.

Однако на основании таблицы № 3 следует отметить, что за текущий год по сравнению с предыдущими учебными годами наблюдается процентное снижение количества выбывших учащихся по различным причинам, что можно объяснить различными мероприятиями, проводимыми в школе для сохранения и привлечения контингента, а именно:

  • Организация внеклассной и внешкольной работы с обучающимися;
  • Проведение единых методических дней, с участием родительской общественности;
  • Организация информационной работы по привлечению детей в iколу;
  • Улучшение материально-технической базы школы.

Движение в 2008/2009 учебном периоде (с 05.09.2008г по 01.06.2009г), как показывает таблица № 2, имело стабильный характер. Количество учащихся на начало года -530, на конец – 531, в течение данного периода выбыло 13 человек, прибыло – 14 учащихся.

Рекомендации:

  1. Администрации школы продолжить проводить активную информационную работу по привлечению детей в школу, используя СМИ, Интернет технологии, другие возможности;
  2. Учителям начальной школы, начиная со второй четверти, проводить информационную работу в детских садах и микрорайоне школы;
  3. Учителям предметникам среднего звена активно взаимодействовать с начальной школой (посещение внеклассных мероприятий, уроков, родительских собраний и т.п.), с целью организации преемственности и мягкой адаптации у школьников при переходе из начальной школы в среднее звено;
  4. Администрации, классным руководителям школы уделять большее внимание организации внеклассной и внешкольной работе с обучающимися;
  5. Не менее двух раз в год проводить единые методические дни с привлечением родительской общественности и представителей СМИ;
  6. Классным руководителям привлекать родителей к активному участию в школьной жизни подрастающего поколения.

2. Результаты образовательной деятельности

2.1 Итоги 2008/2009 учебного года

2008/2009 учебный год педагогический коллектив школы завершил, имея следующие показатели учебной деятельности.

Таблица № 4 Итоги окончания 2008/2009 учебного года

Параллель

Число учащихся на последний учебный день четверти

Имеют по итогам четверти следующие отметки

"5"

"4" и "5"

"4" и "3"

Успеваемость, качество ЗУН

всего

в том числе с одной "4"

в том числе с двумя "4"

всего

в том числе с одной "3"

в том числе с двумя "3"

успеваемость

Качество ЗУН

1

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

26

5

9

2

2

12

1

3

 

 

100

54

3

53

8

29

3

7

16

7

5

 

100

 

69

4

58

6

28

8

5

24

5

3

 

100

 

58

1 - 4

164

16

65

9

15

57

16

16

 

100

59

5

42

2

19

4

0

22

4

5

 

100

48

6

75

5

34

1

4

36

3

4

100

 

52

7

67

3

18

1

2

46

4

4

100

 

31

8

26

1

0

0

0

25

1

1

 

100

4

9

79

0

20

1

0

59

3

1

 

100

25

5 - 9

290

11

91

7

6

188

15

15

 

100

35

10

37

0

11

0

3

26

1

2

 

100

29

11

40

1

14

3

0

23

0

1

 

95 (2 – “2”)

38

10 - 11

77

1

25

3

3

49

1

3

 

97 (2 - “2”)

34

1 - 11

531

31

182

23

23

289

29

29

99.6 (2 - “2”)

42,3%

Процент успеваемости по школе составил 99,6%, что соответствует показателю 2007/2008 учебного года. Процент качества ЗУН составил 42,3%, что на 1,3 % выше результата качества ЗУН по итогам 2007/2008 учебного года и 8, 8 % выше в сравнении с показателями первой четверти.

Из 531 учащегося школы на “отлично” закончили 31 ученик, что составляет 6 % от общего числа учащихся в школе. На “хорошо” и “отлично” - 182 учащихся, что составляет

34 % от общего числа учащихся. На “удовлетворительно” и “хорошо” закончили 289 учащихся.

В начальной школе на конец года обучается 164 учащихся, из них образовательные программы в полном объеме усвоили 137 учащихся (27 учащихся первого класса не аттестовывались). Из них 19 человек закончили год на “отлично”, 66 человек успевают на “хорошо” и “отлично”, 52 человек успевают на “хорошо” и “удовлетворительно” (из них 13 учеников с одной “3”). Качество ЗУН по начальной школе составило 52 %, что на 4% выше результата качества ЗУН по итогам первой четверти. Успеваемость 100 %.

На второй ступени обучения из 288 учащихся образовательные программы в полном объеме усвоили 290 человек. Из них 11 учащихся закончили четверть на “отлично”, 91 ученик успевают на “хорошо” и “отлично”, 188 человек успевают на “хорошо” и “удовлетворительно” (из них 15 ученик с одной “3”). Качество ЗУН на второй ступени обучения составило 35%, что на 9% выше результата качества ЗУН по итогам первой учебной четверти. Успеваемость 100%.

В старшей школе на конец года 77 учащихся. Успеваемость 99,6%. Из 77 учащихся на “отлично” успевают 1 ученик, на “хорошо” и “отлично” - 25 учащихся, 49 учащихся успевают на “удовлетворительно” и “хорошо” (из них 1 ученик с одной “3”). Двое учащихся не успевают по трем и более предметам. Качество ЗУН по старшей школе на конец года составило 34%.

2.2 Сравнительная динамика успеваемости и качества знаний за три года

В сравнении с прошлыми учебными годами показатели качества ЗУН, успеваемость, количество медалистов и учащихся, получивших справку по окончании выпускных классов представлены в следующей таблице и диаграммах.

Таблица № 5 Сравнительная динамика уровня обученности и качества знаний по школе

 

Содержание

2006-2007

2007-2008

2008-2009

1.

Всего учащихся

712

573

531

2.

Успеваемость

99,10%

99,60%

99,60%

3.

Качество знаний

40%

41%

42,3%

4.

С одной “3”

7, 5%

8,4%

5,4%

5.

Медалисты

 

 

 

 

- золото

3

0

0

 

- серебро

5

3

3

6.

Повторный год

0

0

0

7.

Справка по окончанию

 

 

 

 

- 9 классов

2

2

0

 

- 11 классов

1

0

2

Из приведенных показателей можно сделать следующие выводы:

  1. Стабилен показатель успеваемости по школе;
  2. Качество знаний по школе повысилось на 1, 3%;
  3. На 3 % увеличилось количество учащихся, закончивших год без троек;
  4. Стабильно количество отличников на протяжении трех лет;
  5. Стабильно количество выпускников медалистов в сравнении с прошлым учебным годом;
  6. Количество учащихся, не допущенных к итоговой аттестации (имеют справку по окончании) в течение 3-х лет стабильно;
  7. На 3% снизилось количество учащихся, имеющих одну “3” по итогам учебного года.

Учитывая данные показатели, можно говорить о положительной динамике качества образования школы, которое является важнейшим показателем успешной работы педагогического коллектива.

2.3 Показатели успеваемости и качества знаний по параллелям

Таблица № 6 Уровень обученности и качества ЗУН по параллелям

Параллель

% качества ЗУН

% успеваемости

2 классы

54%

100%

3 классы

69%

100%

4 классы

58%

100%

5 классы

48%

100%

6 классы

52%

100%

7 классы

31%

100%

8 классы

4%

100%

9 классы

25%

100%

10 классы

29%

100%

11 классы

38%

95%

Диаграмма № 1 Сравнительная динамика качества ЗУН по параллелям

Выводы:

В диаграмме наблюдается сравнительно высокое качество ЗУН с 2-6 классы, которое снижается в 7-8 классах. В выпускных 9, 11 классах, а так же 10 классах качество ЗУН повышается. Подобные изменение характерны для всех образовательных учреждений и объясняются возрастными и психологическими особенностями учащихся школьного возраста.

Диаграмма № 2 Сравнительная динамика качества образования учащихся по классам за 2007/2008 и 2008/2009 учебные годы

Выводы:

В диаграмме № 4 отмечается повышение качества знаний в 5, 10, 11 классах. Стабильным данный показатель остается в 3, 6, 7, 9 классах. Снижение качества ЗУН отмечается в 4-х и 8 классах. Таким образом из данной диаграммы можно сделать вывод, что повышение качества образования по школе на 1, 3 % по школе (см. табл. № 5) произошло не только за счет высокого качества ЗУН начальной школы (как это зачастую наблюдается), а стабильности и повышения качества знаний почти по всем параллелям, что еще раз доказывает успешность работы школьного коллектива над поставленной задачей: “Повышение качества образования”

Рекомендации:

  1. Классным руководителям вести активную работу с учителями предметниками, по формированию объективного оценивания каждого ученика на конец четверти, года;
  2. Учителям предметникам продумать индивидуальную работу со слабоуспевающими и сильными учениками;
  3. Классным руководителям и учителям предметникам формировать у обучающихся положительную мотивацию к процессу обучения через наглядные, практические и проектные методики;
  4. Учителям предметникам продумать систему работы с учащимся, имеющими одну “3” или “4” по предмету;
  5. Администрации школы контролировать успеваемость и качество ЗУН как по отдельным предметам, так и по классу в целом.
  6. Педагогическому коллективу школы привлекать родительскую общественность с целью контроля показателей качества обученности, стимулирования учащихся к повышению учебной мотивации.

Приложение