Введение
Одной из служб, успешно апробированной и внедрённой в нашем городе является «Психолого-медико-педагогическая комиссия». ПМПК занимает важное место в системе обучения детей с проблемами в развитии.
Основной целью ПМПК является – (на основании достоверной диагностики) определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социуме детей и подростков с отклонениями в развитии.
Задачи МКДУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия»:
- Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.
- Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.
- Контроль эффективности разработанных рекомендаций.
ПМПК является головной по отношению к другим службам сопровождения города и высшей консультативно-диагностической службой, учёт рекомендаций которой обязателен для психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений и других служб сопровождения.
Дети, обслуживаемые специалистами ПМПК, имеют различную патологию развития и направляются из любых общеобразовательных и коррекционных учреждений и по желанию родителей.
ПМПК обслуживает три категории клиентов:
- детей, осуществляя комплексное изучение проблем их развития и определение им индивидуального образовательного маршрута;
- родителей (или лиц их заменяющих), предлагая информацию по существу проблем ребёнка, рекомендации и обучающие занятия, а также консультирование по вопросам воспитания и обучения;
- педагогов и специалистов образовательных учреждений, организуя психолого-медико-педагогическую поддержку в их работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Деятельность ПМПК помогает образовательным учреждениям в решении вопросов:1
- предупреждения отклонений в развитии детей;
- выбора индивидуального образовательного маршрута;
- преодоления затруднений в учёбе, решения проблем личностного развития.
Педагогический и медицинский персонал психолого-медико-педагогической комиссии объединяют 9 специалистов разного профиля (двое из них совместители): заведующий, врач-психиатр, два педагога-психолога, учитель-дефектолог, два учителя-логопеда, социальный педагог, медицинская сестра. Коллектив достаточно стабилен и слажен.
Основная часть
С целью организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо выявление исходного уровня сформированности психических процессов и выявление проблем в развитии. Диагностическое направление деятельности предполагает организацию работы по дифференциально-диагностическом обследованию, которая осуществляется в два этапа:
1. Режим предварительного консультативного осмотра детей.
Предварительное освидетельствование детей с проблемами в обучении и отклонениями в развитии осуществляется с 1 сентября по 1 января текущего учебного года. Предварительное освидетельствование – это первичный, консультативный прием детей без смены образовательной программы. По итогам данной работы педагогам образовательных учреждений родителям выдаются рекомендации, где четко прописаны направления коррекционной работы с учетом структуры дефекта. Таким образом, целью предварительного освидетельствования является выявление особенностей и уровня развития ребенка, а результатом - выдача рекомендаций по организации коррекционной работы с ребенком на определенный срок с отслеживанием динамики развития и обучения.
2.Заключительная диагностика
При отсутствии положительной динамики ребенок направляется на обследование повторно в период с 1 января по 1 июня текущего учебного года. Таким образом, целью заключительного этапа диагностики является выбор образовательной программы, соответствующей психофизическому развитию ребенка, а результатом - выбор образовательного учреждения.
Процедура обследования ребенка на ПМПК имеет особенности, которые отличают ее от процедур независимых консультативных приемов детей конкретными специалистами. ПМПК осуществляет коллегиальное планирование обследования ребенка. Первоначально осуществляется изучение, анализ и уточнение поступившей с ребенком информации, сбор необходимых дополнительных сведений у родителей. По ходу сбора информации каждый специалист формулирует диагностическую гипотезу, которая затем обсуждается и уточняется коллегиально, при этом родители (законные представители) не присутствуют.
Каждый специалист в ходе наблюдения заполняет карты обследования и детализирует структуру дефекта с его точки зрения. Содержание заключения каждого специалиста должно соответствовать профессиональным требованиям, диагностической гипотезе, плану обследования ребенка на ПМПК и отвечать на запрос инициатора обращения в ПМПК.
Заключение врача ПМПК содержит выводы о соматическом, психическом, неврологическом статусе (на основании данных анамнеза), особенностях соматического и психического развития, взаимосвязи состояния здоровья с имеющимися нарушениями, трудностями в обучении. При необходимости предлагаются дополнительные рекомендации по проведению обследования, наблюдению, проведению профилактических и лечебных мероприятий.
Заключение психолога дает ответ на вопрос, имеются ли отклонения в развитии ребенка (дизонтогенез) или трудности в обучении (социализация). Также определяется тип нарушения развития, что является психологическим диагнозом. Рассматриваются индивидуальные особенности ребенка, в том числе резервы его развития, которые свойственны данному ребенку и должны приниматься во внимание в целях индивидуализации коррекционно-развивающей работы с ним.
Заключение педагога формируется на основании многофакторного анализа педагогической информации, знаний, умений, навыков, ресурсов развития и здоровья. Включает оценку сформированности ЗУН в соответствии с уровнем обучения; оценку адекватности предшествующих условий обучения и воспитания ребенка; оценку зоны ближайшего развития в обучении и социализации; определение оптимальных педагогических условий дальнейшего образования и развития.
Заключение логопеда предполагает квалификацию структуры и формы речевого дефекта, первичности /вторичности речевой патологии; прогноз дальнейшего речевого развития и успешности обучения, развития ребенка в целом; определение профиля дальнейшего обучения.
Адресатами заключений специалистов ПМПК являются специалисты учреждений, направивших ребенка на ПМПК (по запросу и при условии согласия родителей); специалисты учреждений, куда направляется ребенок; родители ребенка.
Результаты обследования ребенка обсуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе развития ребенка. Представленные заключения обсуждаются, составляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизируются рекомендации. Карта обследования специалиста вместе с заключением может быть вложен в протокол ПМПК.
Коллегиальное заключение является основной частью протокола ПМПК, имеет самостоятельный бланк и состоит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций. По окончанию коллегиального совещания председатель ПМПК знакомит родителей (законных представителей) с заключением. Обязательным является информирование родителей о прогнозе развития ребенка. Таким образом, ПМПК работает как единая команда специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формирующих коллегиальное заключение с содержанием рекомендаций.
Организация работы в режиме предварительного осмотра и заключительной диагностики позволила увеличить количество детей, получивших услуги ПМПК по г. Соликамску (рисунок 1):
2006-07 учебный год – 826 человек
2007-08 учебный год – 1905 человек.
2008-09 учебный год – 4580 человек.
За период 2008-2009 учебного года консультацию получили – 4388 человек.
Основной контингент составляют дети с речевыми нарушениями, дети раннего возраста, дети с задержкой психического развития. В последнее время заметно увеличилось количество детей с поведенческими реакциями и дезадаптивными формами поведения. О значимости деятельности ПМПК как диагностической службы указывает количество обратившихся за период с 2004 года по 2009 год. Эта цифра составляет 8802 человек, из них 85 % получили своевременную коррекционную помощь.
При организации диагностической деятельности ПМПК используются две формы работы:
- Работа на базе ПМПК
- Выездная комиссия
1. Работа на базе ПМПК: Условия, необходимые для успешного сотрудничества ПМПК с образовательными учреждениями и семьей предполагают умение планомерно и грамотно осуществлять запись на комиссию, проверять наличие всех сопровождающих ребенка документов. В этом вопросе большой вклад вносят медицинская сестра и социальный педагог.
2. Выездная комиссия.
- Кроме обследования детей на базе ПМПК в период с 2008 по 2009 год было организовано выездных комиссий в количестве девяти в дошкольные образовательные учреждения, две – в школьные, три к детям – инвалидам.
- Организация выездных комиссий способствует сотрудничеству ПМПК с Соликамским, Чердынским и Красновишерским районами.
Всего за 2008-09 учебный год из районов осмотрено 336 человек. Основными причинами обращения являются трудности в обучении, общении и поведении.
Большое значение имеет в структуре деятельности ПМПК организация и проведение скринингового обследования детей старшего дошкольного возраста с целью предупреждения школьной дезадаптации. Осуществление работы в данном направлении стало возможным, благодаря оснащению учебно-методической базы ПМПК необходимым диагностическим инструментарием (методика Е.А. Екжановой и « МЭДИС»).
Целями скринингового обследования является:
- своевременное выявление детей группы риска, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.
- Повышение качества работы дошкольных учреждений
- Повышение результатов мониторинга первоклассников.
Данная форма работы позволяет отразить внутреннюю подготовку детей дошкольного возраста к обучению в школе, ее качество, выраженное в количественном эквиваленте.
В период за 2006-2007 учебный год в ходе совместной деятельности специалистов ДОУ и ПМПК скринингом было охвачено 204 ребёнка, за 2007-2008 учебный год - 818 дошкольников. Проведенная работа позволила повысить качество оказания образовательных услуг детям дошкольного возраста, повысить результаты мониторинга первоклассников, предупредить или смягчить формы школьной дезадаптации, повысить педагогическую культуру родителей.
Итоги скринингового обследования детей за 2008 - 2009 учебный год показали, что в диагностический процесс было вовлечено 1371 человек, что на 553 человека больше по сравнению с предыдущим годом (рисунок 2).
Результатами работы по проведению скрининговой диагностики является:
- Выявление детей в период дошкольного детства, которым требуется специальная педагогическая помощь.
- Создание специальных психолого-педагогических условий развития (занятия со специалистами (логопедом, психологом) в условиях ДОУ.
- Предупреждение возникновения возможных трудностей в дальнейшем при обучении в школе и школьной дезадаптации.
- Выбор соответствующего возможностям ребенка образовательного маршрута в период школьного обучения.
Начиная с 2002 года, одним из приоритетных направлений деятельности ПМПК стала диагностика детей раннего возраста. Выявление отклонений на ранних этапах развития способствует созданию благоприятных условий для возможной коррекции нарушения. В рамках ранней диагностики специалисты ПМПК постепенно расширяли свои знания, приобретая теоретический и практический опыт.
Анализируя результаты деятельности ПМПК в данном направлении можно отметить следующее:
В период 2003-2004 учебного года в нескольких дошкольных образовательных учреждениях г. Соликамска была внедрена диагностика умственного развития детей 0-7 лет Е.А. Стребелевой для выявления детей с проблемами в развитии. По итогам диагностики были сделаны рекомендации педагогам и родителям. В период за 2005 - 2009 г.г. произошло значительное увеличение обследованных детей раннего возраста (рисунок 3). В дальнейшем специалисты ПМПК осуществили внедрение в работу ДОУ листов контроля диагностики и развития детей, что облегчило отслеживание динамики и эффективности коррекционной работы. Таким образом, можно отметить, что специалисты ПМПК на протяжении более 5-ти лет ведут серьезную плановую работу по организации и проведению диагностики детей раннего возраста, результатами которой является:
- раннее выявление отклонений в развитии ребенка
- создание соответствующих психолого-педагогических условий развития, как в среде образовательного учреждения, так и в семье.
- организация и проведение консультаций специалистов с целью просвещения родителей
- предупреждение формирования вторичных нарушений
- сглаживание проявления или полная коррекция
Структура межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и углубленному психолого-медико-педагогическому изучению ребенка выглядит следующим образом.
Социальная защита |
||
Здравоохранение |
ПМПК (МПК) |
ДДУ (массовые, |
1. Выявление детей с факторами риска в родильных домах и при детских поликлиниках. |
Проведение дифференциальной диагностики с целью уточнения структуры нарушения, определения коррекционных мероприятий и направлений дальнейшего психолого-педагогического воздействия. |
Осуществление психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии с раннего возраста в условиях дошкольных учреждений, групп кратковременного пребывания. |
семья |
Реализация деятельности в рамках консультативного направления включает консультирование детей и родителей (законных представителей) по всем вопросам, входящим в компетенцию ПМПК. А также оказание консультативных услуг педагогам и специалистам образовательных учреждений города и районов.
В 2002 году на базе ПМПК был создан клуб «Материнства». Работа строилась следующим образом: в процессе сотрудничества ПМПК с центром планирования семьи, детскими поликлиниками города, специалистом-невропатологом, кабинетом медицинской профилактики отбирались семьи, где были дети раннего возраста с проблемами здоровья. Родители по приглашению ПМПК приходили на встречи со специалистами, обсуждали волнующие их темы, получали консультации и рекомендации специалистов.
Работа начиналась с проведения первичной диагностики, которая осуществлялась в следующих направлениях: медицинское, психологическое, дефектологическое, социальное. Наряду с первичной диагностикой проводилась диагностика промежуточная (с целью подтверждения выбранных направлений работы и методов коррекции). Также имела место диагностика заключительного характера. В процессе работы в виде дневника наблюдения родители вели «семейный альбом», что также способствовало отслеживанию динамики работы. Специалисты же на каждую семью заводили карты, где отмечали развитие ребенка.
Функционирование клуба в течение 5-ти лет позволило оказать консультативную помощь большому количеству населения (3586 человек, из которых 1536 – жители районов). Как показывает практика работы, детские проблемы приводят к возникновению трудностей в детско-родительских отношениях. Поэтому целью консультирования стала оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу. А также обучение родителей навыкам общения с ребенком инвалидом. Было выпущено большое количество памяток для родителей, например: «Воспитание должно быть терпеливым и последовательным», « в ребенка надо верить несмотря ни на что», «Постоянная критика формирует ненависть» и т.д.
Таким образом, работа клуба способствовала созданию условий для преодоления информационно-коммуникативной изоляции семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии. Результатами работы клуба явилось оказание помощи родителям в определении специфических психологических и образовательных потребностей ребенка. А также обобщение педагогического опыта специалистов: дефектолога, психолога, логопеда и совершенствование психокоррекционной деятельности.
Начиная с 2007 года специалистами ПМПК осуществлена организация «Школы для родителей», имеющих детей с проблемами в обучении. Основной целью деятельности школы является оказание информационной и консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии и проблемами в обучении. Причинами обращения родителей за консультацией может быть задержка речевого развития ребенка, трудности в общении и адаптации, трудности в обучении. Специалисты ПМПК осуществляют квалифицированные консультации для родителей по организации коррекционной работы, как в условиях образовательного учреждения, так и семьи. Помимо профессионального содействия и личностной поддержки родителей специалистами ведется и их информационное просвещение. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка-инвалида способствует повышению положительного эмоционального настроя самих родителей. В рамках деятельности школы за период 2007-2008 года проконсультировано 23 семьи, за 2008-2009 года – 13.
В рамках реализации консультативной деятельности специалистами ПМПК также осуществляется оказание консультативных услуг педагогам и специалистам образовательных учреждений города и районов.
1. Обучение всех специалистов ДОУ и школ, входящих в ПМП (к):
Определение набора документов для подготовки ребенка к обследованию на ПМПК.
Определение набора документов для организации деятельности консилиумов на рабочих местах.
2. Участие всех специалистов ПМПК в работе городских методических кабинетов.
Учитель-дефектолог ПМПК является руководителем городского методического формирования учителей специальных (коррекционных) классов - VII вида.
3. Активное участие в городских конференциях.
Специалисты ПМПК являются постоянными участниками городских мероприятий и конкурсов.
В качестве канала информирования о своей деятельности специалисты ПМПК используют средства массовой информации.
- В газете «Наш Соликамск» имеются комментарии педагогов-психологов на темы: «Дезадаптация и ее причины», «А теперь первоклашкой зовут», «Научите меня говорить», «Школа - это серьезно», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Как помочь детям справиться со стрессом».
- Информация располагается на сайте Управления образования администрации г.Соликамска, в корпоративной газете («Диагностика готовности учащиеся с трудностями в обучении к переходу в среднее звено школы», «Ранняя диагностика – приоритет работы ПМПК», «Основные задачи и содержание диагностики в условиях ПМПК», «Что мешает ребенку учиться» и т.д.).
- Активное участие специалистов ПМПК в работе круглых столов на базе редакции «Соликамский рабочий» («Ребенок инвалид – как ему помочь», «Защита прав и интересов детей с особыми образовательными потребностями».)
Специалисты ПМПК осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков через связь с ПМП(к) образовательных учреждений, которые разрабатывают план работы с ребенком в соответствии с рекомендациями ПМПК и своевременно информируют директора образовательного учреждения о неблагоприятной или недостаточной динамике развития ребенка в данных образовательных условиях. Повторное обращение в ПМПК по поводу детей с неблагоприятной динамикой развития обычно инициируется ПМП(к). При методической работе с ПМП(к) образовательных учреждений ПМПК информирует их о технологии формирования у родителей (законных представителей) адекватного отношения к повторному направлению на ПМПК.
Специалисты ПМПК совместно с консилиумами на местах ведут работу по отслеживанию динамики развития ребенка. С целью улучшения качества работы по сопровождению проблемных детей в условиях детского сада были запущены листы динамики, что позволяет отследить эффективность осуществляемой работы и выполнение рекомендаций, данных специалистами ПМПК.
За период работы психолого-медико-педагогической комиссией как структурного подразделения системы образования:
- Обобщён опыт работы ГПМПК на уровень председателей муниципальных Психолого-медико-педагогических комиссий Пермского края в форме мастер-класса по теме: «Организация помощи и поддержки ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».
- Представлен и защищён проект программы развития ПМПК города Соликамска на 2009-2011 годы на курсах повышения квалификации в ПКИПКРО для председателей Психолого-медико-педагогических комиссий Пермского края (апрель 2009г.).
- В рамках Международной научно-практической конференции на базе Соликамского государственного педагогического института подготовлена к печати статья: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на территории города Соликамска».
- В рамках Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики 2009 года» г.Липецк представлена к печати статья: «Организационно-педагогические условия проведения индивидуально-коррекционных занятий для детей с задержкой психического развития».
- Отработана система выявления, диагностики и сопровождения детей с отклонениями в развитии и проблемами в обучении.
- Урегулирована пропускная способность детей на ПМПК.
- Разведен консультативный прием детей и заключительный.
- Отлажен механизм сотрудничества с образовательными учреждениями города и Верхнекамья: в работу дошкольных и школьных образовательных учреждений города внедрены психолого-медико-педагогические консилиумы.
- Улучшилось качество подготовки образовательными учреждениями документов на ребенка, направляемого на ПМПК.
- Сократилось количество обращений на ПМПК успевающих школьников.
- Снизилось количество конфликтных случаев.
- С сентября 2003 года в дошкольных образовательных учреждениях проводится скрининговое обследование детей старшего дошкольного возраста, что способствует своевременному выявлению детей с проблемами в развитии.
- Разработаны и внедрены листы сопровождения детей раннего и дошкольного возраста.
- Организована работа по проведению массовой речевой диагностики и сопровождения детей с нарушениями речи.
- Начиная с 2006 года, в дошкольных образовательных учреждениях проводится ранняя диагностика с использованием методики Е.А. Стребелевой.
- Внесен большой вклад в улучшение материально-технической базы, методического обеспечения комиссии.
В образовательном пространстве города ПМПК занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, решая проблемы на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов образования, здравоохранения и социальной защиты населения.