Введение
Для воспитания юных пешеходов, грамотных участников движения необходимы разнообразные формы и методы обучения детей правилам дорожного движения. С учетом возрастных особенностей младших школьников, которые любят много двигаться, играть, я, как педагог дополнительного образования, уже более 30 лет учу детей правилам дорожного движения, помогла сохранить жизнь и здоровье многим детям. Важно, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении правил дорожного движения. Для этого необходимо правильно построить работу по профилактике и предупреждению дорожно – транспортного травматизма в сфере учебной деятельности школьников. Поэтому я, как методист по безопасности дорожного движения, с удовольствием обучаю педагогов ОУ, охотно делюсь многолетним опытом работы. Главной движущей силой на моих занятиях является игра для младших школьников. Ребята занимаются с интересом, увлеченно и без пропусков. Я нахожусь в постоянном поиске эффективных форм пропаганды безопасного образа жизни в сфере дорожного движения для того, чтобы кружковцы не становились участниками дорожно – транспортных происшествий, а также для решения сложной педагогической задачи – воспитание «сознательных» пешеходов, грамотных участников движения, готовых к самостоятельной творческой деятельности.
Цели и задачи. Есть проблемы по безопасности, которые нам – всем педагогам надо решать в ближайшее будущее и как можно быстрее, так как гибнут на дорогах дети (Приложение 1).
Чтобы снизить аварийность с детьми на дорогах, надо решить проблемы:
- Повышение качества знаний по ПДД.
- Повышение уровня усвоения ПДД на уроках в ОУ и занятиях УДОД, а также сознательного соблюдения правил во внеурочное время.
Решение этих проблем я вижу в постановке важной цели и решении следующих задач.
Цель: воспитать грамотного пешехода и снизить аварийность на дорогах с детьми.
Задачи, обеспечивающие реализацию данной цели:
– формирование потребности в изучении и
соблюдении ПДД;
– развитие интереса к дорожной азбуке;
– расширение и углубление знаний по ПДД;
– воспитание навыков безопасного поведения на
улицах и дорогах.
1. Роль педагога в проведении занятий по ПДД
Важнейшим условием заинтересованности школьника в изучении ПДД является личность педагога, его увлеченности своим делом. Я сама влюблена в то, чем занимаюсь много лет, всегда стараюсь поддерживать в каждом ребенке веру в свои силы и возможности, постоянно стараюсь создавать на занятиях атмосферу сотрудничества с кружковцами при выполнении заданий, игровых моментов. При организации игровых занятий нужно исходить из следующих принципов (руководствоваться идеей, определяющей деятельность):
– использовать на занятиях хорошо знакомый,
привычный материал;
– необходимость коллективной формы работы
(игровые занятия при работе «один на один» не
эффективны).
Главной функцией педагога является планирование и организация предметно – игровой среды.
Роль педагога состоит в том, чтобы в игре продолжить обучение:
- Развивать лексический запас и коммуникативные навыки учащихся.
- Анализировать и оценивать игровую деятельность, а также способствовать ее дальнейшему развитию.
Для наиболее успешной реализации игры, ее необходимо тщательно планировать и структурировать (упорядочение и руководство игровой деятельностью со стороны педагога).
Значительная роль отводится педагогике игры: способы организации педагогами игры и базирующихся на ней видов деятельности, создания учебно – игрового пространства, а также все педагогические методы и стратегии, используемые для усиления возможностей учения и обучения через игру.
Педагогу нельзя настаивать на своем и навязывать свои идеи, но на правах партнерства можно напрямую участвовать, взяв на себя одну из ролей. Главное – раскрыть детям ценности и важности их игровой деятельности. Для этого педагог регулярно должен анализировать игры, хвалить интересные находки, выдумку и фантазию, комментировать поведение ребят, обобщать сюжеты игр. Это все необходимо, чтобы не пропал интерес у детей к игре.
2. О месте игры в учебном воспитательном процессе и ее значимости
Мир детства тесным образом связан с игрой. Большинство педагогов и психологов разных стран сходятся во мнении, что игра занимает важное место в развитии, воспитании и обучении младших школьников. Игра, традиционно являющаяся основой учебно – воспитательного процесса, считается одним из ключевых факторов эффективной практики образовательных учреждений дополнительного образования.
С древности игра использовалась как средство обучения детей. Передовые русские педагоги XIX века не раз высказывали мысль о том, что в процессе преподавания необходимо опираться на интересы детей, на их понимание полезности приобретаемых ими знаний. В педагогических сочинениях можно встретить и такое требование: преподавание призвано не только будить разум воспитанника, но и обращаться к его сердцу, к его воображению. Н.А. Добролюбов писал: « Как бы ни хорошо убедилась ученица в пользе предмета, она все – таки не будет им заниматься с любовью и охотой, пока не почувствует сердечного влечения к занятиям. А известно, что когда занимаются с охотой, то дело идет несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости из – под палки»1. Из этого следует, что очень важно вызвать интерес к игровому материалу через игровую деятельность. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и ободрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства человеческой личности.
Педагогические игровые миниатюры:
– игры-минутки;
– тренинги (игры-тренировки);
– игры-упражнения;
– минутки безопасности;
– игры-шутки.
Главное назначение педагогических игровых миниатюр – это развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое экспериментальное поведение.
Каковы же положительные качества игры? (Приложение 2).
Игра является потребностью и основным видом деятельности младших школьников, она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта и творческого воображения школьников. Игра давно используется в педагогике как могучее средство воздействия на детский коллектив.
3. Классификация игровой деятельности
Предлагаю вашему вниманию классификацию игровой деятельности, направленную на закрепление полученных знаний в творческом объединении ЮИД «Юный пешеход» младшими школьниками (Приложение 3).
1. Интеллектуально-творческие игры
Интеллектуально-творческая игра в руках
хорошего педагога превращается в действенное
орудие обучения и воспитания, требует
значительного умственного напряжения от ее
участников, принося им в то же время большое
удовлетворение. Интеллектуально – творческая
игра рассчитана на ребят любого уровня развития.
Развиваемые в ходе такой игры интеллектуальные
качества универсальны, они необходимы всем:
неуспевающим, тугодумам и талантливым ученикам.
К таким играм относятся: «Крестики – нолики»,
«Поле Чудес на планете ЮИД», «Умники и умницы
по ПДД».
2. Учебные игры
Во время проведения учебных игр происходит
многократное повторение материала по предмету в
его разных сочетаниях и формах.
Настольные игры «Дорога в школу»,
«Путешествие на авторалли», «Дорожное лото».
3. Конкурсные игры
В данном случае игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизировать все свои знания, думать и сопоставлять, оценивать. Конкурсы: «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Верите ли вы?», «Веселый поезд».
4. Познавательные игры
Трудно переоценить роль игровых моментов в
процессе повторения пройденного на занятиях. Эти
занятия становятся более результативными и дают
возможность успешно решать задачи обобщения,
систематизировать материал и ликвидировать
проблемы в знаниях кружковцев. Игровой характер
занятий позволяет проявить себя и слабым
учащимся.
Викторина «Знаешь ли ты?», кроссворды, тесты,
ребусы по ПДД.
Следует отметить большую роль в развитии
познавательного интереса, развивает пытливость
ума, увлекает ребят.
5. Деловые игры
Кружковцы делятся по группам, выполняя задания. Стараются мобилизировать свои знания, умения, деловитость. Работа в группах приносит чувство удовлетворения, поддержки.
6. Сюжетно-ролевые игры
Планируя сюжетно-ролевую игру, педагог
старается сочетать ответ и интересы детей с
программным содержанием и требованиями.
В процессе игры ребята пробуют себя в разных
ролях. Игра похожа на резервуар, наполненный
водой. Чем глубже резервуар, тем больше воды
может в нем поместиться и тем больше ее может
быть использовано в период засухи.
Игры по ПДД «Поездка в транспорте», «Путешествие
по станциям», «Гараж».
Заключение
Игра – это жизненно важная потребность
ребенка, познающего мир. Игры помогают, по
утверждению К.Д. Ушинского, не только проявлять
способности и наклонности, но и
совершенствовать. Ф. Шиллер писал: «В игре
человек испытывает такое же наслаждение от
свободного обнаружения своих способностей,
какое художник испытывает во время творчества».
«Образование без воспитания – меч в руках
сумасшедшего».
Д.И. Менделеев
Воспитать грамотного пешехода и снизить
аварийность на дорогах с детьми – главная цель
всех занятий проведения с младшими школьниками
по правилам дорожного движения, и основное место
занимает игра.
Игра порождает радость и бодрость,
воодушевляет ребят, обогащает их впечатлениями,
помогает педагогам избегать назидательности,
создает в детских коллективах ДОУ атмосферу
дружелюбия. Интересная игра обладает
колоссальной силой влияния:
– создает сильнейшее эмоциональное поле;
– взаимодействие в коллективе между
собой участников, их товарищество;
– общение и дружеские связи.
А.С. Макаренко считал, что усилия, которые дети
делают в игре, плодотворны и незаметно для себя
кружковцы вырабатывают ряд навыков и умений,
которые впоследствии пригодятся им в жизни.
Список литературы
1. Библиотека для учителя: Белинский В.Г.,
Добролюбов Н.А., Островский А.Н. – М.:
Художественная литература, 1989. – 241 с.
2. Дошкольное воспитание, 2007 № 11 «Сюжетно-ролевые
игры для детей» стр. 98.
3. Дошкольное воспитание, 2007 № 10 «Играем
воспитаем»
4. Былеева Л. В. Табфко «Игра? Игра!» – М.:
Молодая гвардия, 1938. c. 3-30.
5. Штолина Т.П. «Игры на уроках и во
внеклассной работе» М., c. 3-7
6. Шмаков С.А. «Игры-шутки, игры-минутки» –
М., c. 4-8.
7. Шмаков С.А. «Игры-потехи, игры-утехи» –
Липецк: «Ориус», c. 3-6.