Цели урока.
- Познавательный аспект ТЦУ.
Вывести формулу n-ого члена арифметической прогрессии, научиться применять её при решении упражнений. - Развивающий аспект ТЦУ.
Продолжить работу над развитием мыслительной деятельности учащихся: умением анализировать, сравнивать, делать выводы.
Продолжить работу над развитием речи, в том числе и математической, развивать умение слушать и слышать одноклассников, учиться взаимопониманию и уважительному отношению друг к другу.
“В любой форме учения особенно хорошо то,
что получил, вывел, понял сам, даже если
знаешь, что другие это же самое вывели
раньше”.
Зельдович Я. Б.
Боевые задачи и цели учения.
- Осуществить теоретическую подготовку экипажей кораблей: вывести формулу n-ого члена арифметической прогрессии.
- Заработать право нанесения удара по противнику путём применения формулы n-ого члена арифметической прогрессии при решении упражнений.
- Уничтожить наибольшее количество кораблей противника.
Наш девиз: “Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только всем вместе!”
Первый этап учений.
- Доклад командиров эскадр о готовности кораблей к учениям.
- Смотр боевой готовности кораблей.
Каждый экипаж получает задания, представитель экипажа отвечает на поставленные вопросы.
1.Что такое арифметическая прогрессия? |
1.Запишите формулой определение арифметической прогрессии. |
2.Приведите пример арифметической прогрессии, укажите a1 и d. |
2.В арифметической прогрессии а1=3 и d=2.Назовите пять первых членов этой прогрессии. |
3.Можно ли формулу ап+1=ап+d назвать рекуррентной? От какого слова произошло название “рекуррентный”? (Возвращаться) |
3.От какого слова произошёл термин “прогрессия”? (Прогресс-движение вперёд) |
Второй этап учений.
- Постановка боевой задачи и целей учения.
- Звучит команда: “Приступить к выполнению боевой задачи”.
- Указывается пункт и страница учебника.
Третий этап учений.
Учащиеся, используя текст учебника, выводят формулу ап=а1+d (n-1). Командиры докладывают: “Теоретическая подготовка закончена”.
Четвёртый этап учений.
Проверка усвоения теоретического материала.
1.Запишите формулу n-ого члена арифметической прогрессии, объясните, что означает каждая буква. |
1.Запишите формулу n-ого члена арифметической прогрессии, объясните, что означает каждая буква. |
2.В арифметической прогрессии (аn) а1=5, d=4.Найти а7. |
2. В арифметической прогрессии (bn) b1=4, d=3. Найти b6. |
Пятый этап учений.
Проходит команда: “Подготовиться к решающему сражению”. (Учащимся выдаётся пакет с заданиями, используется коллективная форма работы).
Учащиеся выполняют задания и по мере выполнения представляют их на доске, тем самым получая право нанесения удара по противнику. (Получает жетон).
Задания 1 эскадре. |
Задания 2 эскадре. |
1.В (аn) а1=2, d=3, найти а11. |
1.В (аn) а1=3, d=2, найти а21. |
2.В (аn) а1=-4, d=0,52, найти а11. |
2.В (аn) а1=-5, d=2, найти а25. |
3.В (cn) с1=0,86, d=0,14, найти с51. |
3.В (cn) c1=0,36, d=0,26, найти с51. |
4.Тело в первую секунду движения прошло 7 м.,а за каждую следующую секунду – на 3 м. больше, чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду? |
4.Тело в первую секунду движения прошло 9 м.,а за каждую следующую секунду – на 4 м. больше, чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за седьмую секунду? |
5.В (аn) а10=49, d=5, найти а1. |
5. В (аn) а15=44, d=3, найти а1. |
6.Кто из учёных по легенде в одиночку сдвинул корабль с места? Ответы: а) Евклид; б) Аристотель; в) Пифагор; г) Архимед |
6.Кто из учёных по легенде в одиночку сдвинул корабль с места? Ответы: а) Евклид; б) Аристотель; в) Пифагор; г) Архимед |
Резервные задачи.
1.В (bn) b1=2, b15=44, найти d. |
1.В (bn) b1=4, b10=49, найти d. |
2.Выясните, является ли число 20 членом арифметической прогрессии 2; 5;… |
2.Выясните, является ли число 25 членом арифметической прогрессии 3; 7; … |
Домашнее задание: п. 16, № 346; 347 (а).
Шестой этап учений.
Совещание в штабе главнокомандующего. (Обсуждение итогов работы с командирами эскадр, согласование и выставление оценок учащимся)
Седьмой этап учений.
Оценка степени подготовки к решающему сражению. (Учащимся сообщаются оценки). Подаётся команда: “К бою!”
Восьмой этап учений.
Бой.
Каждая эскадра готовит заранее карту поля боя (наподобие шахматной доски), учащиеся договариваются о её размерах и о количестве кораблей, затем закрашивают клетки-корабли в секрете от противника.
Учащийся называет координаты противнику (не видя его поля боя), тот сообщает, поражена ли цель. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество попаданий.
Девятый этап учений.
Сообщение итогов учений.