Управленческое проектирование деятельности педагогического коллектива при введении инноваций

Разделы: Работа с дошкольниками


Нововведения в системе управления образовательным учреждением, организации воспитательно-образовательного процесса осуществляются в ходе инновационной деятельности учреждения. Под инновационной деятельностью, процессом следует понимать комплексную деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-либо проблему, создается противоречие между желаниями и реальным результатом.

Так, наше дошкольное учреждение д/с №159 «Соловушка»АНО ДО «Планета детства «Лада» г.Тольятти с круглосуточным пребыванием детей работает по комплексной общеобразовательной программе «Детство» (В.И. Логинова и др.) и авторской программе «Юный эколог» (Л.А. Репникова, Р.И. Вашурина), которая прошла апробацию в условиях эксперимента и была рекомендована к внедрению. Краеведческий компонент экологического образования разработан коллективом педагогов дошкольных учреждений №149 «Елочка», №159 «Соловушка» и №169 «Лесная сказка» и апробирован в условиях эксперимента. Совершенствуя программу, разрабатывая региональное краеведческое содержание, была создана авторская интегрированная краеведческая программа «Волжская земля – родина моя», в ходе организации научно-исследовательской деятельности методической службы и педагогического коллектива нашего ДОУ.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участники проектирования находятся в позиции, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменения обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме творческих групп, созданных в детском саду, интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств социального интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования. Данная трактовка «проектирования» относится как к совместной творческой деятельности педагогических, так и детских коллективов.

В ходе исследовательской деятельности воспитатели нашего детского сада осуществляют поиск новых средств, методов и форм организации интегрированного подхода в воспитании и формировании у детей гражданских, патриотических чувств, любви к природе, к семье, родному городу; осознанно бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании ряда новых педагогических технологий: игровой, музейной педагогики, компьютерных игр, ТРИЗ и др.

Наиболее приемлемой и эффективной педагогической технологией, на наш взгляд, является метод проектов, который нашел свое применение в опыте работы наших педагогов. Почему именно это направление инновационной деятельности привлекло внимание воспитателей?

Во-первых, технология «метода проектов», где соотношение «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности – это общение «на равных», где никто не указывает, не конкретизирует, не оценивает. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими дошкольниками, взрослыми; устанавливает компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Уважение к личности ребенка принятие его целей, запросов интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, активно развивая творчество.

Во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик, исполнитель и участник от зарождения идеи до получения результата, так и эксперт. Педагог ведет детей постепенно опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно-ориентированное взаимодействие и индивидуально-дифференцированный подход. Так, в младшем возрасте, ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем – эпизодически участвует и вступает в партнерские отношения, в старшем – сотрудничает с детьми и взрослыми.

В-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Воспитатели активно использующие проектную технологию отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

В-четвертых, в результате общения со взрослыми, ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, новой информации, т.е. удовлетворяет свои познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

Таким образом, вышеперечисленные убеждения показали актуальность и необходимость использования метода проектов в повседневной практике педагогами нашего дошкольного учреждения.

В настоящее время, перед коллективом стоит проблема реализации эколого-краеведческой программы. Методической службой разработано проектное управление механизмом ее внедрения.

Для реализации проекта потребовались изменения в работе с педагогическими кадрами, в мотивации участия педагогов, системе контроля и оценке труда.

При таком управлении изменялась жизнедеятельность участников реализации проекта. На каждом этапе от педагогов требовались определенные умения, способствующие повышению профессионализма.

В рамках проекта воспитатели выступают активными участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческой группе помогает научиться работать в команде. Вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, а не заданная сверху схема. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности, которые никто не навязывает.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку.

Организация управленческой деятельности по развитию проектной культуры в воспитательно-образовательном процессе способствует: сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, создание условий для самореализации и достижения профессионального успеха и формированию уверенности, развитию креативности и т.д. Для эффективности педагогической деятельности необходим педагог, которого характеризуют:

  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
  • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Данные параметры необходимы для формирования профессионального становления, а так же самореализации личности как педагога.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, которые способны активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Изучение вопроса творчества и условий развития творческой личности в психолого-педагогической литературе, позволяет сделать вывод о том, что важным условием развития творческой личности является среда, в которой она формируется. Создать творческую среду в деятельности дошкольника способен такой воспитатель, который сам обладает высоким творческим потенциалом, и в таких формах, которые бы удовлетворяли его самого. Это невозможно без достаточно высокого уровня личностной зрелости самого педагога.

Для формирования личностно-профессиональной компетентности педагога необходимы интегративные характеристики личности, которые являются факторами его профессионального развития. Таковыми являются:

  • педагогическая направленность;
  • педагогическая компетентность;
  • эмоциональная гибкость педагога.

В ходе реализации проекта педагоги, как правило, проявляют творческие, нестандартные, рационализаторские способности. У методической службы появилась уникальная возможность исследовать деятельность каждого педагога в отдельности, при использовании метода проекта в работе с детьми, а также в творческой группе, где каждый воспитатель являлся участником реализации проекта. Приоритетным в деятельности методиста является не разработка собственных теоретических положений, а умение выявлять перспективные научно-методические достижения, с точки зрения их эффективного применения на практике, а так же умение создавать технологии внедрения продуктивных идей в жизнь.

Используемая литература:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2005г.
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.ТЦ Сфера, 2006г.
  3. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие. Часть 1-М.:ЦГЛ, 2004г.
  4. Роттенберг В. Психология поиска//Педология. 2001г.№6.
  5. Тебенева Т.Н. Проектная культура, как часть профессионализма педагогов ДОУ//Управление ДОУ. 2007г.№1