В настоящее время просто
впитывать факты и сведения – практически
ничего не значит, ещё меньше это будет
значить в будущем. То, что всегда значимо и
сегодня, и в будущем, - так это обучиться
тому, как учиться. Следовательно, задача
учителя очень тонкая и требует истинно
высокого призвания. При истинном обучении
нет места авторитарности, нет места и
учительскому эгоизму.
К.Роджерс.
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике.
Проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы. Использование компьютерных технологий в начальной школе связано с решением двух основных задач: научить детей пользоваться новыми орудиями деятельности и задействовать компьютерные технологии в целях открытия новых возможностей в учебной и внеклассной деятельности обучающихся. В ходе применения на уроках компьютерных технологий пришла к выводу, что следует работать в данном направлении и дальше. Проведя анкетирование среди обучающихся, выяснила, что учебный материал уроков с использованием компьютерных технологий был усвоен обучающимися гораздо лучше. В результате самостоятельной работы обучающихся возросла мотивация к изучению предмета, а положительные эмоции, полученные ребятами на этих уроках, укрепили уверенность в себе, способствовали развитию их познавательной интересов.
Все шире используется как средство предъявления обучающимся учебного материала технология презентаций. Это позволяет учителю самостоятельно планировать и создавать необходимые материалы, оптимизируя тем самым познавательную деятельность младших школьников.
Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.
Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет;
- использование готовых обучающих программ.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы
(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);
2. Как сопровождение объяснения учителя
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах
3. Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке
Можно выделить следующие особенности данной технологии
- Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
- С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
- Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности урока.
- Установление межпредметных связей с другими предметами.
- Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
- Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
ВЫВОД: Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
- повысить качество усвоения материала;
- построить индивидуальные образовательные упражнения учащихся;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся;
- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Безусловно, увлечение компьютерными технологиями не должно быть чрезмерным. Необходимо соблюдать нормы “экранного” времени для детей: для обучающихся 1 классов - не более 15 минут от урока; для обучающихся 2 – 4 классов не более 30 минут. Чтобы получить положительный результат в работе следует комбинировать виды работ на уроке.
В настоящее время существует различное множество электронных средств обучения. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер только дополняет учителя, а не заменяет его. Работая по математике с тренажером — “Семейный наставник. Математика. Начальная школа”, учащимся предлагаются разные режимы работы: обучение, тренировка, контроль. А программа – тренажер по русскому языку — “Фраза” предусматривает “режим обучение”, который позволяет посмотреть правило до выбора ответа, однако если воспользоваться подсказкой более двух раз, оценка выставлена не будет.
Применение программ на разных этапах урока способствовало у обучающихся повышению познавательного интереса и активизации познавательной деятельности. При написании диктантов по русскому языку уменьшилось количество ошибок в словах с непроверяемым написанием, а по математике — в устных вычислениях.
Для использования развивающих компьютерных средств обучения применяются компьютерные игры. Применяя на уроке математики компьютерные игры “Веселая математика” и “Баба-Яга пойди туда, не знаю куда” у обучающихся идет развитие вычислительных навыков, памяти, логического и алгоритмического мышления.
Осуществляя личностно-ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать ученику возможность реализации индивидуальности, инициативы и самостоятельности. Очень важно, чтобы ученик около компьютера не чувствовал зависимости от него, задавленности им. Он должен осознать и принять мысль, что управляет компьютером человек, контролируя процесс от начала до конца.
Опыт работы дает основание утверждать, что применение компьютерных технологий в работе с младшими школьниками развивает их познавательный интерес и создает условия для повышения эффективности изучения учебного предмета.
Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.
За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.
Работать по- новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.