Цели урока:
- Дидактическая: обобщить знания по теме: «Модели, моделирование, формализация», проверить знания по данной теме, сформировать знания об основных формах представления моделей. Научить выбирать оптимальную форму представления моделей в зависимости от условий задачи.
- Развивающая: развить ассоциативное мышление, сформировать у студентов операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений при создании моделей.
- Воспитательная: сформировать устойчивое внимание студентов, познавательный интерес к предмету.
Тип урока: урок получения и систематизации знаний, умений и навыков, комбинированный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы проведения:
- информационный;
- иллюстративный;
- репродуктивный.
В процессе объяснения преподаватель демонстрирует слайды презентации. (Приложение 2)
Оборудование урока: ЭВМ, мультимедиа проектор, карточки с заданиями, тест, компьютерная презентация.
Этапы урока:
- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
- актуализация полученных знаний;
- объяснение нового материала;
- обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы;
- закрепление знаний при помощи тестов;
- подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Настрой на урок. Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний:
а) фронтальный опрос (учащиеся отвечают на вопросы по теме «Моделирование и формализация»
Вопросы:
- Как называется упрощенное представление реального объекта? (Модель.)
- Как называется процесс построения моделей? (Моделирование.)
- Как называется процесс описания модели на формальном языке? (Формализация.)
- Макеты, муляжи - это материальные или информационные модели? (Материальные.)
- Схема электрической цепи - это материальная или информационная модель? (Информационная.)
- Состояние системы в конкретный момент времени называется статической или динамической моделью? (Статической.)
- Изменение состояния системы в некоторый период времени называется статической или динамической моделью? (Динамической.)
- Описание модели с помощью формального языка. (Формализация.)
б) индивидуальный опрос по карточкам. (Приложение 1)
III. Изучение нового материала.
Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме.
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной и знаковой форме, то есть зрительные образы объектов зафиксированы на каком-либо носителе информации. Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем).
В информатике, прежде всего мы рассматриваем те модели, которые можно создавать и исследовать с помощью компьютера: графики, диаграммы, таблицы, тексты.
Благодаря развитию графического интерфейса и графических пакетов прикладных программ, широкое распространение получило компьютерное моделирование внешнего вида и структуры объектов.
Предметом компьютерного моделирования могут быть: промышленное предприятие, технологический процесс, экономическая деятельность фирмы или банка и т. д.
Цели компьютерного моделирования могут быть различными, но чаще всего это получение данных, которые могут быть использованы для подготовки и принятия решений социального, экономического, технического характера.
Виды информационных структур являются и формами представления моделей.
Первый способ представления данных – реляционный (табличный). Используется для описания объектов, обладающих одинаковым набором свойств. В табличной информационной модели обычно перечень объектов размещен в ячейках первого столбца таблицы, а значения их свойств – в других столбцах.
Табличная форма придает лаконичность и наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных.
Существуют таблицы различных типов:
- таблицы типа «объект—свойство»;
- таблицы типа «объект—объект»;
- таблицы типа «объекты—объекты—много…»;
- таблицы типа «объекты—свойства—объекты»
Рассмотрим первый тип: таблицы типа «объект—свойство».
Таблица студентов, принимающих участие в соревновании по баскетболу.
№ |
Фамилия, имя |
Дата рождения |
Группа здоровья |
Рост |
Вес |
1 |
Пирогов Юра |
16.02.91 |
основная |
183 |
70 |
2 |
Попов Миша |
20.12.90 |
основная |
180 |
75 |
3 |
Сергеев Саша |
01.03.92 |
основная |
179 |
73 |
4 |
Горина Оля |
05.06.91 |
основная |
182 |
72 |
При составлении таблицы в нее включается только та информация, которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведений, которые включены в таблицу, существуют и другие: адрес проживания, место работы родителей и др. Однако для составителя таблицы достаточно сведений, которые позволяют отобрать студентов для участия в соревновании. То есть, эта таблица действительно является информационной моделью для тренера по баскетболу.
В одной строке содержится информация об одном объекте (фамилия студента) или событии, а столбцы — отдельные характеристики (свойства) объекта или события.
Второй тип: таблицы типа «объект—объект».
Примером такой таблицы является таблица успеваемости.
Студент |
Математика |
Литература |
История |
Информатика |
Биология |
Иванов |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Петров |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Сидоров |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Васильев |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
Строки, относящиеся к ученикам — это первый вид объектов; столбцы — к школьным предметам — второй вид объектов.
Второй способ представления данных – иерархический.
Рассматриваются объекты одного класса, расположенные по разным уровням, когда каждый элемент высокого уровня может состоять из нескольких элементов нижнего уровня.
Граф является удобным способом наглядного представления структуры информационных моделей.
Пример: генеалогическое древо семьи Романовых:
Сетевое представление данных используется для отражения систем со сложной структурой, в которой связи между элементами имеют произвольный характер. Например: сети Интернет, музейная, библиотечная, клубная сети и др.
Сейчас сетевой подход используют для описания взаимодействия каких-либо сообществ, причем считается, что подобный вид взаимодействия считается самым эффективным.
Пример: схема подключения сети Интернет.
Кроме данных форм представления существуют другие формы представления моделей, но не рассматриваемые с позиции способов моделирования. Формами представления информационных моделей могут быть: словесное описание, рисунок, схема, чертеж, формула, компьютерная программа и др.
IV. Практическая работа.
- Построить табличную модель, содержащую цены на компьютерные комплектующие на текущий момент.
- Построить компьютерную модель генеалогического древа своей семьи (предыдущее домашнее задание: подобрать материал для создания модели о своей семье).
- Построить сетевую модель транспортной схемы своего района.
V. Закрепление знаний при помощи тестов.
Вариант №1
- Модель по сравнению с моделирующим объектом содержит:
а) столько же информации;
б) больше информации;
в) меньше информации;
г) никакой информации. - Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты цель моделирования:
а) конвекция воздуха в комнате;
б) исследование температурного режима комнаты;
в) комната;
г) температура. - Информационной моделью организации занятий в школе является:
а) свод правил поведения учащихся;
б) список класса;
в) расписание уроков;
г) перечень учебников. - Генеалогическое дерево семьи является:
а) табличной информационной моделью;
б) иерархической информационной моделью;
в) сетевой информационной моделью;
г) словесной информационной моделью. - Знаковой моделью является:
а) анатомический муляж;
б) макет здания;
в) модель корабля;
г) диаграмма. - Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты объект моделирования:
а) конвекция воздуха в комнате;
б) исследование температурного режима комнаты;
в) комната;
г) температура. - Из скольких объектов, как правило, состоит система?
а) из нескольких;
б) из одного;
в) из бесконечного числа;
г) она не делима. - Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и тому подобное между объектами?
а) схемой;
б) сетью;
в) таблицей;
г) деревом. - Упорядочение информации по определенному признаку называется:
а) сортировкой;
б) формализацией;
в) систематизацией;
г) моделированием. - Как называется средство для наглядного представления состава и структуры системы?
а) таблица;
б) граф;
в) текст;
г) рисунок.
Вариант №2
- Как называется упрощенное представление реального объекта?
а) оригинал;
б) прототип;
в) модель;
г) система. - Схема электрической цепи является:
а) табличной информационной моделью;
б) иерархической информационной моделью информационной моделью;
в) графической информационной моделью информационной моделью;
г) словесной информационной моделью. - Информационная модель, состоящая из строк и столбцов называется:
а) таблица;
б) график;
в) схема;
г) чертеж. - Знаковой моделью является:
а) карта;
б) детские игрушки;
в) глобус;
г) макет здания. - Инструментом для компьютерного моделирования является:
а) сканер;
б) компьютер;
в) принтер;
г) монитор. - Как называется средство для наглядного представления состава и структуры системы?
а) таблица;
б) граф;
в) текст
г) рисунок. - Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?
а) словесные;
б) графические;
в) табличные;
г) логические; - Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования:
а) графического редактора;
б) текстового редактора;
в) операционной системы;
г) языка программирования. - Результатом процесса формализации является:
а) описательная модель;
б) математическая модель;
в) графическая модель;
г) предметная модель. - Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:
а) все стороны данного объекта;
б) некоторые стороны данного объекта;
в) существенные стороны данного объекта;
г) несущественные стороны данного объекта.
Самопроверка. Выставление оценки.
Критерии оценки:
- «5» —95%
- «4» —80%
- «3» —65%
- «2» — до 65%
VI. Подведение итогов.
Рефлексия.
Вопросы для студентов:
- Что было наиболее сложным и трудным при выборе темы для моделирования?
- Что было непонятно при выполнении практической работы на компьютере?
- Почему вы выбрали данный объект или явление для моделирования?
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Найдите в учебной литературе примеры жизненных задач и моделей, используемых для их решения в виде таблиц, схем, чертежей, формул и т. д.
Использованные источники и литература
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие / Н.Д.Угринович. — 4-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Современный урок. Колледж сервиса и туризма Издательство учебно-методической литературы, 2009
- Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса Н.Д.Угринович. — 2-е изд., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Информатика 10-11. А. г. Гейн , «Просвещение», 2005.