Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний по теме «Решение треугольников».
- Применение полученных знаний к измерительным работам на местности.
- Знакомство с геодезией на уроках геометрии.
- Воспитание познавательного интереса у учащихся; развитие интереса к предмету.
- Развивать культуру общения, культуру математической речи, словарный запас.
Ход урока
Вступительное слово учителя математики (рисунки 1-4):
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Мы закончили тему «решение треугольников»:
- Что значит решить треугольник? (Решением треугольника называется нахождение трех его неизвестных элементов по каким-нибудь трём данным).
- Какими теоремами пользуемся? (Решение этих задач основано на использовании теоремы синусов, теоремы косинусов, теоремы о сумме треугольника, следствие из теоремы синусов (в треугольнике против большего угла лежит большая сторона, против большей стороны лежит больший угол)).
- Где можно использовать эту тему? (В измерительных работах на местности.)
- Всегда ли геометрия носила прикладной характер?
Сообщение ученика №1: Все знают, что геометрия возникла как наука об измерении земельных участков. В Древней Греции, наряду с блестящим развитием теоретической геометрии, научных методов исследования и логических доказатeльcтв, большое значение имела пpиклaднaя гeoметрия. Римляне, вообще занимались лишь одной практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических и военных сооружений.
Нить практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян через Герона вплоть до новых времен. В итальянском учебнике ХVIII в. есть иллюстрация представлена на рисунке 5.
Рисунок 5
В XVI-XVII вв. все более развивающаяся промышленность и торговля требуют удовлетворения, в первую очередь, пpaктических нужд. Появление первых инструментов и аппаратов для научных исследований (термометра телескопа, барометра, микроскопа и др.) вызвало интерес к практической стороне науки и особенно к практической гeoметрии, которая нужна была для военных целей, мореплавания, строительства и землемерия. В этот период появляется много руководств по геометрии, в которых излагаются правила, формулы и рецепты для решения тех или иных практических задач.
- Какая наука занимается этими вопросами? (Геодезия)
Ученик №2:
Геодезия - одна из древнейших наук. Она возникла и развивалась, исходя из практических запросов человека. Геодезические измерения для разделения поверхности земли на отдельные участки производились в Египте, Китае, других странах за много столетий до н.э. За 6 веков до Н.э. в долине реки Нила существовали оросительные системы и каланы, строительство которых требовало выполнения геодезических работ. Уже в третьем веке до н.Э. был определён радиус Земли, которая тогда принималась за шар. Сейчас не располагают достаточно полными данными о развитии геодезии в l-м тысячелетии нашей эры. Известное развитие геодезических наук и работ последовало в середине текущего тысячелетия в период оживления торговых связей, расширения мореплавания, возникновения потребностей в картах и планах.
С развитием и расширением землеустроительных и строительных работ опыт этих измерений накапливался. Из Египта геодезические работы перешли в Древнюю Грецию. В этих государствах геодезические знания начали формировать науку. Они получили теоретическое обоснование и получило начало геодезии, что в переводе с греческого означает: "землеизмерение". Геодезия и геометрия долго взаимно дополняли и развивали друг друга. Развитию и совершенствованию методов геодезических работ способствовали научные достижения в области математики, физики, инструментальной техники. Укажем, например, что изобретение Галилеем зрительной трубы (1609г) позволили резко расширить и повысить точность геодезических измерений. Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения привело к выводу, что Земля, хоть и имеет шарообразный вид, но сплюснута вдоль оси вращения и приближается к фигуре, называемой эллипсоидом вращения, или сфероидом. В тоже время результаты геодезических работ явились экспериментальным подтверждением этого открытия Ньютона.
Ученик №3.
Можно предположить, что геодезия превратилась в самостоятельную науку в начале XI века. Аль-Бирун был первым, кто определил геодезию как науку, отделил её предметы и объекты от геометрии, оптики и стереометрии, он написал и первый учебник «Геодезия» (1025 г.). Таким образом можно полагать, что геодезия как часть практической геометрии существовала с IV до н.э., а как фундаментальная наука отличная от геометрии и стереометрии с Х-ХI в н.э.
Первые указания на выполнение геодезических измерений в России относятся к Хl в., когда между Керчью и Таманью по льду была измерена ширина Керченского пролива.
Работы по составлению карт получили большое развитие при Петре 1 (1672-1725 г.г.). После Отечественной войны 1812 г., выявившей плохое обеспечение России картами последовала организация топографических съемок, которые предназначались в первую очередь для военных целей. Эти съемки выполнялись главным образом Корпусом топографов созданным в начале XIX в., отметим, что несмотря на их значительность, до Великой Октябрьской социалистической революции топографическая изученность территорий нашей страны оказывалась крайне ограниченной.
Большой размах, плановость и научную обоснованность геодезические и топографические работы получили после революции, когда в марте 1919 года был создан, издан и подписан В.И. Лениным декрет об организации Высшего" геодезического управления, призванного решать основные полученные практические задачи в области геодезии.
Ученик №4:
Трудно переоценить значение топографических карт. Они являются основой для отображения результатов полученных исследований и практической деятельности в области геологии, геофизики, географии и других наук о земле. Топографические карты не обходимы для государственного планирования и размещения и размещения производительных сил, на проектирование инженерных сооружений, приразветки и эксплуатации природных богатств, градостроительстве, организации сельскохозяйственного производства, при выполнение мелиоративных работ, земле устройстве, лесоустройстве и т. д.
Выдающиеся советский учёный академик И.М. Головогупкин писал о том, что топографические карты и планы служат необходимым условием для последующей работы, причём успешной, геолога, разведчика, гидрогеолога, географа, агронома, почвоведа, лесовода, и т.д. Все эти специальности без топографической карты- что плотник без топора.
Геодезические измерения обеспечивают соблюдения геометрических форм и элементов проекта сооружения как в отношение его расположения на местности, так и в отношении внешней и внутренней конфигурации. Даже после окончания строительства производятся специальные геодезические измерения, имеющие целью проверку устойчивости сооружения и выявления возможных деформаций во времени под действиям различных сил и причин.
Велико значение геодезии и в культурном строительстве. Создаваемая карты разнообразного содержания и назначения являются могучим средством познания природы и жизни на нашей планете, источником разнообразных сведений обо всём мире.
- Как связанны между собой геометрия, география и геодезия? (Рисунок 6)
Рисунок 6
- Какой метод используется в геодезии?
Основной метод измерений, который используется в геодезии, называется триангуляционным. Этот термин произошёл от латинского слова «триангумом» , что означает «треугольник». В основе этого метода лежат знания о треугольнике, которые мы с вами уже изучили, и сегодня будем закреплять и применять.
- В геометрии рассматриваются две типичные геодезические задачи: определение высоты объекта и определение расстояния до недоступной точки (рисунки 7, 8).
Рисунок 7
Рисунок 8
- Так как обе эти задачи сводятся к решению треугольников, а значит к измерению углов, то с помощью каких инструментов измеряются углы в геодезии? (астролябия, теодолит, квадрант, угломер) (рисунки 9-18).
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Рисунок 16
Рисунок 17
Рисунок 18
- Самостоятельная работа на рисунках 19-20.
Рисунок 19
Рисунок 20
- Практическая работа по группам (группа 1- рисунок 21; группа 2-рисунок 22; группа 3 - 23).
Рисунок 21
Рисунок 22
Рисунок 23
Итог урока:
- Что объединяет эти области знания (геометрия, география, геодезия)?
- Какая тема геометрии связывает эти три области?
- С какими новыми приборами для измерения углов на местности вы познакомились?
- Какие геодезические задачи рассматриваются в геометрии?