Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
Задачи урока:
- Описывать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений с помощью таблиц, графиков, применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения задач.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности в процессе решения проблем.
- Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
Оборудование: дидактический материал программы PowerPoint.
«Старайся дать уму как можно больше пищи»
Л. Н. Толстой»
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин).
Сегодня на уроке мы проведем зачет по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества». Под девизом: «Старайся дать уму как можно больше пищи».
Зачет пройдет в два этапа.
1-й этап повторение теоретического материала, работаем по листам опроса.
2-й этап решение задач по теме, работаем в тетрадях.
II. Повторение теоретического материала.
(слайд 1)
1. Разминка. (слайд 2)
Выпишите за 30 секунд из нижеперечисленных примеров те, где вода находится в твердом состоянии: иней, роса, туман, снег, ручей, лед.
(Кто успел сделать это за 30 секунд, – молодец!
2. Кроссворд – повторим пройденное. (слайд 3) (10 мин)
Рисунок 1
По вертикали:
1. источник теплоты;
2. процесс получения тепла;
4. явление растекания жидкости по твердому телу;
6. передача теплоты от одного тела к другому;
7. образование слоя льда на поверхности твердого тела;
9. скопление водяных капелек в атмосфере;
10. «четвертое состояние» вещества;
11. сильный дождь.
По горизонтали:
3. скопление в атмосфере водяных капелек и кристалликов льда;
4. продукт плавления металлов;
5. то, из чего состоят все тела;
8. погода, при которой начинается таяние льда и снега.
3. Работа с учебником.
Воспользовавшись табл. 9 учебника, выясните какие вещества перейдут при комнатной температуре (20ºС) в жидкое, а какие останутся твердыми, и впишите их названия соответственно в левый или правый столбец (слайд 4) (10 мин)
Перейдут в жидкое состояние | Останутся твердыми |
4. Работа с графиками. (слайд 5) (2 мин)
Перед вами три графика какой из них соответствует процессу плавления вещества? Отвердевания? Нагревания без перехода вещества в другое агрегатное вещество?
Рисунок 2
5. Повторяем формулы. (слайд 6) (2 мин)
А) Из приведенных ниже формул выберите ту, по которой можно рассчитать количество теплоты, выделяющееся при кристаллизации.
Б) Из приведенных ниже формул выберите ту, по которой можно рассчитать количество теплоты, необходимое для нагревания тела.
В) Из приведенных ниже формул выберите ту, по которой можно рассчитать количество теплоты, необходимое для парообразования.
Q= q m
E = m g h
Q = cm Δ t
Q = - λ m,
Α = F s
Q = r m
Заполненные листы опроса необходимо сдать на проверку учителю
III. Решаем задачи.
(слайд 7) (15 мин)
Учебник Физика-8 (Громов С.В.) cтр. 144 № 158, № 166.
IV. Проверка решения задачи по образцу.
Учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте, и проверяют работы, сверяясь с образцом на слайде. Оценивают работы.
V. Рефлексия. (2 мин)
Проверив во время самостоятельной работы листы опроса учитель подводит итоги и выставляет оценки за урок (можно это сделать на экране, если предварительно заготовить списки), записывают задание на дом.