Цель: углубить и расширить знания школьников о языке, познакомить детей с омонимами; рассмотреть многозначность слов; переносное значение слов; прививать интерес к русскому языку; пополнять словарный запас учащихся через игровую деятельность.
Оборудование: картинки, рисунки, иллюстрирующие слова-близнецы, напечатанные тексты рассказа «Есть!» из книги Ильи Туричина «Кому лететь?», карточки с заданием.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Занятие началось с чтения рассказа «Есть!» из книги Ильи Туричина «Кому лететь?»
Ребята, хотите поиграть? Тогда во время чтения постарайтесь представить картинку происходящего. (Читает учитель, дети следят.)
- Поднять якоря!
-Есть поднять якоря!
-Полный вперёд!
-Есть полный вперёд!
Ветер развевал на мачте красный флаг. Корабль плыл зелёным морем среди травы и цветов. Его построили жильцы нашего дома из досок и фанеры и покрасили в голубой и красный цвет.
Капитаном был Боря. Первым помощником – Вася Шарик. Матросами – Костя с Гошей и Серёжка. Света была коком, пекла пирожки из песка. Ей помогал Вова.
- Матрос, - приказала Света, - доставь мне сто мешков муки!
- Муки? – удивился Вова.
- Неси ведёрко песку, - подсказал Серёжа.
- Сейчас.
- Надо ответить: «Есть!» - остановила его Света.
- Чего есть? Песок! – спросил Вова.
- Да не песок есть, а «Есть принести песок!»
- Принести я принесу, а есть не буду, - обиделся Вова. – Я раз ел. Он во рте хрустит.
- Не во рте, а во рту, - фыркнула Света.
- В зубах, - мрачно сказал Вова.
- Чудак, - вмешался Боря-капитан. – Когда отвечаешь «есть», это не значит есть. Это значит «есть!» Понял?
- Понял. Можно есть, а можно не есть, - сказал Вова.
Ребята засмеялись.
- Вот смотри, - сказал Боря. – Матросы, полный вперёд!
- Есть полный вперёд! – хором ответили матросы.
- Прочистить трубу!
- Есть прочистить трубу! – дружно крикнули матросы.
- Понял теперь?- спросил Боря.
- Понял.
- Тогда неси песок.
- Сейчас.
- Да ты ответь по правилам, как надо, - сказал Вася.
- Есть нести песок! – лихо отчеканил Вова и добавил потише: - Только я его всё равно есть не буду. ( Чтение рассказа сопровождалось дружным смехом класса)
И на вопрос, почему дети смеялись, они ответили верно. Юмор рассказа заключался в том, что Вова смешивал значения слов есть (кушать) и есть! («слушаюсь!»)
3.Сообщение темы урока.
-Да, Вова не различал слова – омонимы.
После этого учащимся была показана картинка с изображением двух разных книг.
-Что нарисовано на картинке?
- Чем отличается одна книга от другой?
- Как можно подписать эту картинку? (ответы детей, книги)
На доске закрепляется другая картинка, где нарисованы лист дерева и лист бумаги.
-Как нужно подписать эту картинку? ( Ответы уч-ся расходятся – листья и листы)
В ходе дальнейшей беседы выясняется, что подписать одним словом нельзя, потому что у деревьев – листья, а в книге, тетради – листы.
-Так можем ли мы подписать под одним рисунком лист и под другим – то же? (Нельзя подписывать одним словом, потому что эти слова разные.)
-Почему тогда их называют слова-близнецы?
-А кто такие близнецы? (Ответы детей)
-Где вы слышали это слово? ( У кого то оказались соседские девочки близнецы, кто-то видел котят близнецов и т. д ).
Вывод: вот и среди слов есть такие, похожие: одинаково пишутся, одинаково произносятся, а совсем разные.
4. Физкультминутка
5. Работа по теме урока.
Игра «Который из них?» (На доске открываются рисунки трёх кос – суши полоса, у девушки коса, сельскохозяйственное орудие; четырёх ключей – ключ открывающий дверь, ключ-родник, скрипичный и гаечный ключи; два пяточка- пятачок поросёнка, пятачок монета; два месяца- луна и календарь; три мостика- капитанский, гимнастический и мостик через речку; два журавля- птица и журавль колодца – последняя пара слов-близнецов появилась впервые. Не все дети видели колодец с журавлём, почему и последовал рассказ учителя об этом предмете и его назначении.)
Содержание игры: учитель читает загадки, затем , если есть желающие ответить (а их было много), предлагает отгадавшему загадку выйти к доске и показать на рисунке нужный предмет.
В игре были использованы следующие загадки:
а) Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом?
б) Что такое: днём кланяется,
А ночью звёзды считает? (журавль-рычаг для подъёма воды из колодца)
в) Летом на лугу,
А зимой на крюку (коса-сельскохозяйственная)
г) Какой чудачок имел пятачок,
Его не прежил и другого не нажил? (пятачок-круглое рыло у свиньи)
6.Самостоятельная работа. (закрепление)
Игра «Найди и запиши меня» ( где дети знакомятся с новыми словами-близнецами) Детям предложены карточки со стихотворениями, где удачно обыгрывается употребление слов-близнецов.
а) Ты меня найдёшь на птице
И в пенале ученицы,
А вечернею порой
У себя под головой. (перо)
б) Со мной ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу
Но часто попадаю… в щи (лук)
в) Ночью в небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели.
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька (луна)
г) В сад пробрался зайчик бойкий.
Не велик он и не мал.
Влез по балке на пристройку
И по крыше побежал.
Этот зайчик непоседа:
То на чердаке соседа
В тёмном мечется окне,
То вдруг скачет по стене. (солнечный зайчик)
(Взаимопроверка. Обсуждали и называли слова-близнецы и их значение.)
7. Заключительная часть (ученики отвечали на различные шутливые вопросы)
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
- Какой пятачок не годится для проезда в автобусе?
- Какой журавль не может летать?
-Из какого крана нельзя брать воду?
- Какая гусеница не годится для танка?
- Из каких ноготков нельзя собрать букет?
8. Итог.
- О чём вы узнали на этом уроке? Что открыли нового?
-Какие слова называются близнецами?
Домашнее задание: Загадать эти шутливые загадки своим товарищам, родственникам и составить самостоятельно новые загадки.