Слова-близнецы (омонимы)

Разделы: Начальная школа


Цель: углубить и расширить знания школьников о языке, познакомить детей с омонимами; рассмотреть многозначность слов; переносное значение слов; прививать интерес к русскому языку; пополнять словарный запас учащихся через игровую деятельность.

Оборудование: картинки, рисунки, иллюстрирующие слова-близнецы, напечатанные тексты рассказа «Есть!» из книги Ильи Туричина «Кому лететь?», карточки с заданием.

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

2. Занятие началось с чтения рассказа «Есть!» из книги Ильи Туричина «Кому лететь?»

Ребята, хотите поиграть? Тогда во время чтения постарайтесь представить картинку происходящего. (Читает учитель, дети следят.)

- Поднять якоря!

-Есть поднять якоря!

-Полный вперёд!

-Есть полный вперёд!

Ветер развевал на мачте красный флаг. Корабль плыл зелёным морем среди травы и цветов. Его построили жильцы нашего дома из досок и фанеры и покрасили в голубой и красный цвет.

Капитаном был Боря. Первым помощником – Вася Шарик. Матросами – Костя с Гошей и Серёжка. Света была коком, пекла пирожки из песка. Ей помогал Вова.

- Матрос, - приказала Света, - доставь мне сто мешков муки!

- Муки? – удивился Вова.

- Неси ведёрко песку, - подсказал Серёжа.

- Сейчас.

- Надо ответить: «Есть!» - остановила его Света.

- Чего есть? Песок! – спросил Вова.

- Да не песок есть, а «Есть принести песок!»

- Принести я принесу, а есть не буду, - обиделся Вова. – Я раз ел. Он во рте хрустит.

- Не во рте, а во рту, - фыркнула Света.

- В зубах, - мрачно сказал Вова.

- Чудак, - вмешался Боря-капитан. – Когда отвечаешь «есть», это не значит есть. Это значит «есть!» Понял?

- Понял. Можно есть, а можно не есть, - сказал Вова.

Ребята засмеялись.

- Вот смотри, - сказал Боря. – Матросы, полный вперёд!

- Есть полный вперёд! – хором ответили матросы.

- Прочистить трубу!

- Есть прочистить трубу! – дружно крикнули матросы.

- Понял теперь?- спросил Боря.

- Понял.

- Тогда неси песок.

- Сейчас.

- Да ты ответь по правилам, как надо, - сказал Вася.

- Есть нести песок! – лихо отчеканил Вова и добавил потише: - Только я его всё равно есть не буду. ( Чтение рассказа сопровождалось дружным смехом класса)

И на вопрос, почему дети смеялись, они ответили верно. Юмор рассказа заключался в том, что Вова смешивал значения слов есть (кушать) и есть! («слушаюсь!»)

3.Сообщение темы урока.

-Да, Вова не различал слова – омонимы.

После этого учащимся была показана картинка с изображением двух разных книг.

-Что нарисовано на картинке?

- Чем отличается одна книга от другой?

- Как можно подписать эту картинку? (ответы детей, книги)

На доске закрепляется другая картинка, где нарисованы лист дерева и лист бумаги.

-Как нужно подписать эту картинку? ( Ответы уч-ся расходятся – листья и листы)

В ходе дальнейшей беседы выясняется, что подписать одним словом нельзя, потому что у деревьев – листья, а в книге, тетради – листы.

-Так можем ли мы подписать под одним рисунком лист и под другим – то же? (Нельзя подписывать одним словом, потому что эти слова разные.)

-Почему тогда их называют слова-близнецы?

-А кто такие близнецы? (Ответы детей)

-Где вы слышали это слово? ( У кого то оказались соседские девочки близнецы, кто-то видел котят близнецов и т. д ).

Вывод: вот и среди слов есть такие, похожие: одинаково пишутся, одинаково произносятся, а совсем разные.

4. Физкультминутка

5. Работа по теме урока.

Игра «Который из них?» (На доске открываются рисунки трёх кос – суши полоса, у девушки коса, сельскохозяйственное орудие; четырёх ключей – ключ открывающий дверь, ключ-родник, скрипичный и гаечный ключи; два пяточка- пятачок поросёнка, пятачок монета; два месяца- луна и календарь; три мостика- капитанский, гимнастический и мостик через речку; два журавля- птица и журавль колодца – последняя пара слов-близнецов появилась впервые. Не все дети видели колодец с журавлём, почему и последовал рассказ учителя об этом предмете и его назначении.)

Содержание игры: учитель читает загадки, затем , если есть желающие ответить (а их было много), предлагает отгадавшему загадку выйти к доске и показать на рисунке нужный предмет.

В игре были использованы следующие загадки:

а) Кто самый первый входит в дом,

А все за ним идут хвостом?

б) Что такое: днём кланяется,

А ночью звёзды считает? (журавль-рычаг для подъёма воды из колодца)

в) Летом на лугу,

А зимой на крюку (коса-сельскохозяйственная)

г) Какой чудачок имел пятачок,

Его не прежил и другого не нажил? (пятачок-круглое рыло у свиньи)

6.Самостоятельная работа. (закрепление)

Игра «Найди и запиши меня» ( где дети знакомятся с новыми словами-близнецами) Детям предложены карточки со стихотворениями, где удачно обыгрывается употребление слов-близнецов.

а) Ты меня найдёшь на птице
И в пенале ученицы,
А вечернею порой
У себя под головой. (перо)

б) Со мной ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу
Но часто попадаю… в щи (лук)

в) Ночью в небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели.
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька (луна)

г) В сад пробрался зайчик бойкий.
Не велик он и не мал.
Влез по балке на пристройку
И по крыше побежал.
Этот зайчик непоседа:
То на чердаке соседа
В тёмном мечется окне,
То вдруг скачет по стене. (солнечный зайчик)

(Взаимопроверка. Обсуждали и называли слова-близнецы и их значение.)

7. Заключительная часть (ученики отвечали на различные шутливые вопросы)

- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

- Какой пятачок не годится для проезда в автобусе?

- Какой журавль не может летать?

-Из какого крана нельзя брать воду?

- Какая гусеница не годится для танка?

- Из каких ноготков нельзя собрать букет?

8. Итог.

- О чём вы узнали на этом уроке? Что открыли нового?

-Какие слова называются близнецами?

Домашнее задание: Загадать эти шутливые загадки своим товарищам, родственникам и составить самостоятельно новые загадки.