Литературная игра по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Разделы: Литература


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Общая дидактическая цель: Усвоение знаний в их системе.

Триединая дидактическая цель:

  1. Образовательная: учить художественному пересказу, умению объяснять значение художественных деталей в тексте, выразительному чтению.
  2. Развивающая: развивать познавательные и творческие способности учащихся, информационные компетентности учащихся, такие, как работа с учебной информацией, умение переводить информацию из визуальной в вербальную, умение критически мыслить. Развивать также и коммуникативные компетентности: развитие речевой деятельности, чтение, слушание.
  3. Воспитательная: прививать любовь к литературе, формировать интерес к чтению.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Прием: литературная игра.

Структура урока: по Третьякову, элементы 1-2-3-6-9-10.

1. Организация начала занятия.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
6. Закрепление знаний и способов действия.
9. Подведение итогов занятия.
10. Рефлексия.

Оборудование: презентация, рисунки учащихся, таблица.

Алгоритм работы с таблицей: после выполнения каждого задания учитель выставляет количество баллов, полученных командой, в таблицу.

Задания 1 гр. 2 гр. 3 гр. Итого
  1. Разминка (16)
  2. Мастера художественной речи (5б)
  3. Конкурс переводчиков (4б)
  4. Конкурс художников (10б)
  5. Инсценировка эпизода (10б)
  6. Портретная галерея (1б)
       

Ход урока

1. Приветствие учителя.

2. Начало занятия. (Звучит музыка, идет видеофрагмент из презентации)

(см. Приложение).

3. Слово учителя.

1 апреля 2009 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Н.В. Гоголя (см. Приложение). Сам Николай Васильевич говорил о себе: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно…» (см. Приложение). Так давайте же вместе с вами приоткроем завесу таинственности писателя, попытаемся проникнуть в мир его героев (см. Приложение).

Мы с вами прочитали повесть «Ночь перед Рождеством» и увидели, как много интересных и необычных приключений произошло с героями Гоголя перед самым Рождеством, как умело использовал автор в своем произведении юмор, как сплел в единое целое реальное и фантастическое, Я предлагаю вам принять участие в литературной игре и выявить лучшую группу на знание повести Н.В. Гоголя.

Итак, приступим (см. Приложение).

Тур 1. Разминка.

(Каждой группе задается вопрос, ставится определенное количество баллов, результаты вносятся в таблицу).

  1. когда и где родился Н.В Гоголь? (в 1809 году, в местечке Большие Сорочинцы);
  2. какое учебное заведение окончил Н.В. Гоголь? (1828 год, Нежинская гимназия высших наук);
  3. как назывался сборник, в который вошла повесть «Ночь перед Рождеством?» («Вечера на хуторе близ Диканьки»);
  4. кто рассказывает повесть? (пасичник Рудый Панько);
  5. в каком году появилась книга, в которую вошла повесть? (1832 г.);
  6. кому принадлежат слова: «Сейчас прочел «Вечера…, они изумили меня?» (А.С. Пушкин);

Слово учителя: Читая произведение, мы увидели, что Гоголь очень любил родную Украину, где прошли его детство и юность. Он восхищается в повести красотой, очарованием природы.

Обратимся к тексту повести.

Тур 2. Мастера художественной речи.

(Найти в тексте повести Н.В. Гоголя описания природы и подготовить художественный пересказ эпизода, отметив выразительные средства языка).

Слово учителя: В повести много слов и выражений из украинского языка.

Тур 3. Что бы это значило?

Подберите к украинским словам русские синонимы.

Слово учителя: Повесть «Ночь перед Рождеством» иллюстрировали многие художники: Репин, Маяковский, Герасимов, Соколов и другие.

Тур 4. Юные художники.

А как вы представляете себе обложку данной книги? Представьте свой вариант и попробуйте защитить свой проект.

Тур 5. Портретная галерея.

Узнайте, о ком из героев идет речь.

  1. Она была ни хороша, ни дурна собою. Однакож она так умела причаровать к себе самых степенных козаков, что к ней хаживали и голова, и дьяк, Осип Никифорович, и казак Корний Чуб. И к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними.
    (Солоха)
  2. Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой шаг не сделал, ног было совершенно не заметно и казалось винокуренная кадь двигалась по улице.
    (Пацюк)
  3. Не успел оглянуться, как очутился перед большим домом, вошел, сам не зная как, на лестницу, отворил дверь и подался немного назад от блеска, увидевши убранную комнату, но немного ободрился, узнавши тех самых запорожцев, которые проезжали через Диканьку.
    (Вакула)

Тур 6. Начинающие артисты.

Каждой группе было дано задание инсценировать эпизод из повести Н.В. Гоголя, проявив при этом творческую активность и актерское мастерство.

После окончания игры учитель подводит итоги, награждает команду-победителя дипломом, благодарит класс за работу.

Рефлексия:

на столах учащихся лежат листочки зеленого и желтого цветов. Те, кто чувствовал себя на уроке комфортно, ощущал себя участником происходящих событий, наклеит зеленый листочек на нарисованное на доске дерево. Тем, кому было на уроке неинтересно, наклеит желтый.

Заключительное слово учителя:

ребята, посмотрите, наше дерево знаний зазеленело, сплошь покрылось зеленой листвой. Так пусть же и ваши знания с каждым годом становятся ярче, не угасают, а приумножаются.

Домашнее задание: Посмотреть фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки», написать отзыв.