Задача: познакомить детей с такой особенностью устной речи, как тембр.
Цели:
- показать детям, что речь каждого человека отличается своей собственной особой окраской голоса;
- продолжать работу над развитием и обогащением устной речи учащихся;
- развивать эстетические чувства, культуру общения.
Оборудование: костюмы сказочных героев, магнитофон.
Оформление: класс оформлен в виде сцены и зрительного зала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка пройденного материала.
- Поднимите руки те, кто когда – нибудь был в театре?
- В каком театре вы были? ( В кукольном).
- Кого видели на сцене? (На сцене играли куклы, людей не было видно).
- В каком ещё театре были? ( В драматическом).
- Кого там вы видели на сцене? ( На сцене играли люди-артисты).
Театр – это помещение, где происходят представления, т.е. спектакли.
- Сегодня на уроке мы с вами мысленно побываем в драматическом театре, так как на сцене будут играть люди, ученики – артисты нашего класса. Для этого у нас есть всё: зрительный зал, сцена, где будут играть артисты, декорации.
Артисты помогут нам вспомнить особенности устной речи. Пока артисты готовятся, начинаем вспоминать.
- Что такое речь? ( речь – это то, что мы говорим и пишем).
- Какая бывает речь? (устная и письменная).
- внимание! Сейчас прозвенит 3 звонка, которые означают, что представление начинается. Отгадайте загадку и узнаете в какую сказку мы сейчас попадём.
Длинноносый, деревянный
Был у папы мальчик странный. (Буратино).
- Правильно, молодцы – это сказка А.Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».
(Звенит 3 звонка, открывается занавес. На сцену выходит Пьеро.)
Пьеро: (громко читает стихотворение и уходит).
Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.
Рыдаю, не знаю – куда мне деваться…
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?
( Выходит Мальвина, на руках она держит куклу и поёт колыбельную песню и уходит).
Мальвина: (поёт тихо).
Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок.
- Какую речь вы сейчас слышали? (устную).
- Как читал стихотворение Пьеро?(громко).
- Почему? ( чтобы слышали все, речь должна быть громкой).
- А как пела Мальвина? (тихо).
- Почему? (она пела колыбельную, а они поются тихо, нежно, располагая ко сну).
- Значит, какой может быть устная речь? (громкой и тихой).
- От чего это зависит? (от ситуации).
- Правильно ребята, молодцы. Говорить можно громко или тихо, всё зависит от ситуации общения, именно она определяет силу голоса, с которой мы говорим в нужный момент.
(На сцену выходит Мальвина, за ней бежит Буратино).
Буратино:(очень быстро).
- Здравствуй, Мальвина!
Мальвина:(медленно)
- Проходи, Буратино, и садись за стол. Мы сейчас будем заниматься математикой. Предположим у вас в кармане лежат два яблока.
Буратино: (роясь в карманах).
- Врёшь, нету у меня в карманах никаких яблок.
Мальвина:
-Предположим, что Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино:
-Два!
Мальвина:
- Подумай хорошенько, Буратино!
Буратино:
- Два!
Мальвина:
- Почему?
Буратино:
- Я ведь не отдам этому Некту яблоко, хоть он дерись!
Мальвина:
- Несносный мальчишка!
(Мальвина уходит, за ней убегает Буратино).
- Какую речь вы сейчас слышали?( устную).
- Сравните темп речи Буратино и Мальвины. (Буратино говорил быстро, а Мальвина – медленно).
- Ребята, вы всё поняли, что сказал Буратино? (нет).
-Почему? ( он говорил очень быстро и непонятно).
- Почему Мальвина говорила медленно? ( когда человек объясняет что-то, учит чему-либо, он всегда замедляет темп, чтобы его лучше поняли).
- Какой же может быть темп речи7 ( быстрый и медленный).
- Правильно. Темп речи – ещё одна особенность устной речи. Темп речи также зависит от ситуации общения или от содержания рассказа.
(Занавес закрывается).
- Первое отделение закончилось, антракт.
Антракт – это краткий перерыв между действиями спектакля.
3. Физкультминутка.
4. Сообщение нового материала:
- Сегодня мы узнаем ещё одну особенность устной речи – это её тембр. Что такое тембр, я надеюсь вы мне скажите в конце урока. Пока у нас ещё есть время до начала второго действия, поиграем в игру «Отгадай кто говорит.»
(С магнитофона звучат по порядку запись речи 3-х учеников класса).
- Я включу запись, а вы должны прослушать и угадать, кто это говорит.
А.
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка.»
«Уколю – грозиться ёж –
Если снимок не пришлёшь!»
- Кто это говорил?
- Как вы догадались? ( только у кати такой голос, такая окраска голоса.)
Б.
Утром дед
Спросил у внучки:
- Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
- Я не белоручка!
- Кто это говорил?
- Как вы догадались? ( только у Максима такая окраска голоса).
В.
Жук жужжит:
- Я шёл и шёл
Жёлтый камешек нашёл.
-Это жёлудь! Ты не прав.-
Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук,-
Говорит жирафу жук.
- Кто это говорил?
- Почему вы так решили? ( только у Саши такая окраска голоса).
- Правильно, ребята, устная речь каждого человека неповторима. Она имеет свою особенную окраску, что позволяет нам отличить её от речи других людей. Это называется – тембр голоса.
( Снова звучат 3 звонка).
- Ребята, прозвенело три звонка, значит сейчас начнётся второе действие. Отгадайте в какую сказку мы сейчас попадём.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё:
«А ну, подскажите, как звали её?»
(Красная Шапочка).
(Открывается занавес, на сцену выходит Красная Шапочка, она идёт по поляне, напевая песенку, вдруг появляется волк).
Волк: (грубым голосом)
- Кто ты такая?
Красная шапочка: (нежным голоском)
- Меня зовут Красная Шапочка!!
Волк:
- Куда ты идёшь?
Красная шапочка:
- Я иду к бабушке. Несу ей горшочек маслица.
Волк:
- А где живёт твоя бабушка?
Красная Шапочка:
- Вон за тем лесочком, на пригорке.
( Волк быстро убегает, Красная Шапочка, напевая, тоже уходит).
-Какую речь вы сейчас слышали? (устную).
- Отличаются ли голоса Красной Шапочки и волка?(да).
- Чем они отличаются? (окраской голоса или иначе тембром).
- Назовите окраску голоса волка. (грубый, низкий).
- А у Красной Шапочки? (нежный, ласковый).
- Тембр голоса – неповторимая окраска. Она есть как у людей, так и у животных.
(Занавес закрывается).
5.
а) Закрепление нового материала.
- Представление закончилось, но урок ещё продолжается. Давайте поблагодарим артистов. ( артисты выходят, кланяются, а дети им аплодируют).
- Сейчас мы поиграем в игру: «Кто за дверью?»
С магнитофона прозвучит одна и та же фраза. Вы должны прослушать и сказать кто за кем говорит. Прозвучат голоса мужчины, женщины, девочки и мальчика. Слушайте внимательно.
( С магнитофона звучит фраза: «Кто-кто в теремочке живёт?» первая-женщина, второй-мальчик, третий- мужчина и четвёртая-девочка).
Прослушав запись, дети называют порядок прочтения и обосновывают свои ответы.
Мужчина – тембр голоса низкий, грубоватый.
Женщина – тембр голоса высокий, ласковый.
Мальчик – тембр голоса высокий, но с оттенками низкого.
Девочка – тембр голоса высокий, нежный, ласковый.
- Молодцы, вы хорошо поработали. Может сейчас уже кто-нибудь скажет, что такое тембр голоса?
(тембр – это окраска голоса каждого человека, не зависит от ситуации).
б) Работа с учебником.
- Представление в театре закончилось, но сейчас мы снова побываем в сказке. Отгадайте какой.
Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки?
- Правильно, это русская народная сказка «Три медведя».
Откройте тетради на странице 34-35. вот они три медведя. Вспомните их имена. (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка).
- Мне нужны три желающих ученика. (три ученика выходят к доске, учитель даёт им имена героев сказки). Вы должны прочитать фразу в тетради голосом своего героя. ( дети читают).
( Если позволяет время, можно вызвать ещё трёх желающих).
- А теперь с помощью цветных карандашей, попробуйте в рисунке передать окраску голоса каждого героя.
Дети раскрашивают рисунок. учитель показывает выполненные работы.
6. Итог урока.
- С какой особенностью устной речи мы сегодня познакомились?
(Мы узнали, что у голоса есть тембр).
- Что такое тембр?( ответы детей).