Урок риторики. 1-й класс. "Узнай по голосу"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задача: познакомить детей с такой особенностью устной речи, как тембр.

Цели:

  • показать детям, что речь каждого человека отличается своей собственной особой окраской голоса;
  • продолжать работу над развитием и обогащением устной речи учащихся;
  • развивать эстетические чувства, культуру общения.

Оборудование: костюмы сказочных героев, магнитофон.

Оформление: класс оформлен в виде сцены и зрительного зала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка пройденного материала.

- Поднимите руки те, кто когда – нибудь был в театре?

- В каком театре вы были? ( В кукольном).

- Кого видели на сцене? (На сцене играли куклы, людей не было видно).

- В каком ещё театре были? ( В драматическом).

- Кого там вы видели на сцене? ( На сцене играли люди-артисты).

Театр – это помещение, где происходят представления, т.е. спектакли.

- Сегодня на уроке мы с вами мысленно побываем в драматическом театре, так как на сцене будут играть люди, ученики – артисты нашего класса. Для этого у нас есть всё: зрительный зал, сцена, где будут играть артисты, декорации.

Артисты помогут нам вспомнить особенности устной речи. Пока артисты готовятся, начинаем вспоминать.

- Что такое речь? ( речь – это то, что мы говорим и пишем).

- Какая бывает речь? (устная и письменная).

- внимание! Сейчас прозвенит 3 звонка, которые означают, что представление начинается. Отгадайте загадку и узнаете в какую сказку мы сейчас попадём.

Длинноносый, деревянный
Был у папы мальчик странный. (Буратино).

- Правильно, молодцы – это сказка А.Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».

(Звенит 3 звонка, открывается занавес. На сцену выходит Пьеро.)

Пьеро: (громко читает стихотворение и уходит).

Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.
Рыдаю, не знаю – куда мне деваться…
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?

( Выходит Мальвина, на руках она держит куклу и поёт колыбельную песню и уходит).

Мальвина: (поёт тихо).

Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок.

- Какую речь вы сейчас слышали? (устную).

- Как читал стихотворение Пьеро?(громко).

- Почему? ( чтобы слышали все, речь должна быть громкой).

- А как пела Мальвина? (тихо).

- Почему? (она пела колыбельную, а они поются тихо, нежно, располагая ко сну).

- Значит, какой может быть устная речь? (громкой и тихой).

- От чего это зависит? (от ситуации).

- Правильно ребята, молодцы. Говорить можно громко или тихо, всё зависит от ситуации общения, именно она определяет силу голоса, с которой мы говорим в нужный момент.

(На сцену выходит Мальвина, за ней бежит Буратино).

Буратино:(очень быстро).

- Здравствуй, Мальвина!

Мальвина:(медленно)

- Проходи, Буратино, и садись за стол. Мы сейчас будем заниматься математикой. Предположим у вас в кармане лежат два яблока.

Буратино: (роясь в карманах).

- Врёшь, нету у меня в карманах никаких яблок.

Мальвина:

-Предположим, что Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино:

-Два!

Мальвина:

- Подумай хорошенько, Буратино!

Буратино:

- Два!

Мальвина:

- Почему?

Буратино:

- Я ведь не отдам этому Некту яблоко, хоть он дерись!

Мальвина:

- Несносный мальчишка!

(Мальвина уходит, за ней убегает Буратино).

- Какую речь вы сейчас слышали?( устную).

- Сравните темп речи Буратино и Мальвины. (Буратино говорил быстро, а Мальвина – медленно).

- Ребята, вы всё поняли, что сказал Буратино? (нет).

-Почему? ( он говорил очень быстро и непонятно).

- Почему Мальвина говорила медленно? ( когда человек объясняет что-то, учит чему-либо, он всегда замедляет темп, чтобы его лучше поняли).

- Какой же может быть темп речи7 ( быстрый и медленный).

- Правильно. Темп речи – ещё одна особенность устной речи. Темп речи также зависит от ситуации общения или от содержания рассказа.

(Занавес закрывается).

- Первое отделение закончилось, антракт.

Антракт – это краткий перерыв между действиями спектакля.

3. Физкультминутка.

4. Сообщение нового материала:

- Сегодня мы узнаем ещё одну особенность устной речи – это её тембр. Что такое тембр, я надеюсь вы мне скажите в конце урока. Пока у нас ещё есть время до начала второго действия, поиграем в игру «Отгадай кто говорит.»

(С магнитофона звучат по порядку запись речи 3-х учеников класса).

- Я включу запись, а вы должны прослушать и угадать, кто это говорит.

А.

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка.»
«Уколю – грозиться ёж –
Если снимок не пришлёшь!»

- Кто это говорил?

- Как вы догадались? ( только у кати такой голос, такая окраска голоса.)

Б.

Утром дед
Спросил у внучки:
- Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
- Я не белоручка!

- Кто это говорил?

- Как вы догадались? ( только у Максима такая окраска голоса).

В.

Жук жужжит:
- Я шёл и шёл
Жёлтый камешек нашёл.
-Это жёлудь! Ты не прав.-
Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук,-
Говорит жирафу жук.

- Кто это говорил?

- Почему вы так решили? ( только у Саши такая окраска голоса).

- Правильно, ребята, устная речь каждого человека неповторима. Она имеет свою особенную окраску, что позволяет нам отличить её от речи других людей. Это называется – тембр голоса.

( Снова звучат 3 звонка).

- Ребята, прозвенело три звонка, значит сейчас начнётся второе действие. Отгадайте в какую сказку мы сейчас попадём.

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё:
«А ну, подскажите, как звали её?»

(Красная Шапочка).

(Открывается занавес, на сцену выходит Красная Шапочка, она идёт по поляне, напевая песенку, вдруг появляется волк).

Волк: (грубым голосом)

- Кто ты такая?

Красная шапочка: (нежным голоском)

- Меня зовут Красная Шапочка!!

Волк:

- Куда ты идёшь?

Красная шапочка:

- Я иду к бабушке. Несу ей горшочек маслица.

Волк:

- А где живёт твоя бабушка?

Красная Шапочка:

- Вон за тем лесочком, на пригорке.

( Волк быстро убегает, Красная Шапочка, напевая, тоже уходит).

-Какую речь вы сейчас слышали? (устную).

- Отличаются ли голоса Красной Шапочки и волка?(да).

- Чем они отличаются? (окраской голоса или иначе тембром).

- Назовите окраску голоса волка. (грубый, низкий).

- А у Красной Шапочки? (нежный, ласковый).

- Тембр голоса – неповторимая окраска. Она есть как у людей, так и у животных.

(Занавес закрывается).

5.

а) Закрепление нового материала.

- Представление закончилось, но урок ещё продолжается. Давайте поблагодарим артистов. ( артисты выходят, кланяются, а дети им аплодируют).

- Сейчас мы поиграем в игру: «Кто за дверью?»

С магнитофона прозвучит одна и та же фраза. Вы должны прослушать и сказать кто за кем говорит. Прозвучат голоса мужчины, женщины, девочки и мальчика. Слушайте внимательно.

( С магнитофона звучит фраза: «Кто-кто в теремочке живёт?» первая-женщина, второй-мальчик, третий- мужчина и четвёртая-девочка).

Прослушав запись, дети называют порядок прочтения и обосновывают свои ответы.

Мужчина – тембр голоса низкий, грубоватый.

Женщина – тембр голоса высокий, ласковый.

Мальчик – тембр голоса высокий, но с оттенками низкого.

Девочка – тембр голоса высокий, нежный, ласковый.

- Молодцы, вы хорошо поработали. Может сейчас уже кто-нибудь скажет, что такое тембр голоса?

(тембр – это окраска голоса каждого человека, не зависит от ситуации).

б) Работа с учебником.

- Представление в театре закончилось, но сейчас мы снова побываем в сказке. Отгадайте какой.

Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки?

- Правильно, это русская народная сказка «Три медведя».

Откройте тетради на странице 34-35. вот они три медведя. Вспомните их имена. (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка).

- Мне нужны три желающих ученика. (три ученика выходят к доске, учитель даёт им имена героев сказки). Вы должны прочитать фразу в тетради голосом своего героя. ( дети читают).

( Если позволяет время, можно вызвать ещё трёх желающих).

- А теперь с помощью цветных карандашей, попробуйте в рисунке передать окраску голоса каждого героя.

Дети раскрашивают рисунок. учитель показывает выполненные работы.

6. Итог урока.

- С какой особенностью устной речи мы сегодня познакомились?

(Мы узнали, что у голоса есть тембр).

- Что такое тембр?( ответы детей).