Цели урока:
По информатике:
- Закрепить и систематизировать знания, умения и навыки по теме: “Операторы ввода и вывода. Решение задач линейной структуры”.
- Закрепить навыки работы в среде программирования TURBO PASCAL
- Показать возможность использования в программировании решение задач по другим предметам, в частности по физике.
По физике:
- Закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме: Индукция магнитного поля и магнитный поток.
- Дать понятие явления электромагнитной индукции.
- Области применения явления электромагнитной индукции
Задачи урока:
Образовательные:
по информатике:
- Закрепление понятий алгоритм, программа
- Закрепление навыков по работе в среде программирования – правильная структура программы, компиляция программы, сохранение, копирование и вставка фрагментов программы
- Использование операторов ввода и вывода данных
- Развитие навыков использования языка программирования TURBO PASCAL при решении задач по физике
по физике:
- Закрепление понятий: индукция магнитного поля и магнитный поток
- Дать представление о явлении электромагнитной индукции
- Анализировать экспериментальные факты
Развивающие:
- Развивать умение применять знания теории на практике
- Развивать наблюдательность и самостоятельность
- Развивать умение видеть связь между науками
- Продолжить формирование практических и интеллектуальных умений обучающихся
- Стимулировать познавательную деятельность обучающихся
Комплексно-методическое обеспечение:
- Карточки задания
- Мультимедийная презентация
- Компьютерный класс
- Программа тестирования установленная на каждый компьютер
- Видеосопровождение (видеоролики)
- Физическое оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции
- Отчетные листы по проделанным экспериментам
Методы обучения:
- Словесные
- Наглядные (презентация, видеоролик)
- Практические (эксперименты)
- Проблемные (задачи, тест)
Ход урока
I. Организационный момент – 1–2 минуты.
Вступительное слово. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок на котором “перекинем мостик” между двумя предметами информатикой и физикой. По информатике идет изучение сложной и непростой темы “Алгоритмизация и программирование”, мы находимся в самом начале изучения этой главы и работаем с операторами ввода и вывода, программами линейной структуры.
По физике мы работаем по теме “Электромагнитные явления”, а если быть точнее то изучаем индукцию магнитного поля и магнитный поток. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним физическим явлением – электромагнитная индукция.
Связав эти темы между собой можно сформулировать тему сегодняшнего урока:
“Решение задач линейной структуры на языке программирования TURBO PASCAL. Явление электромагнитной индукции”. Запишите ее в тетрадь по информатике. (Приложение 1 (слайд 1). Наша задача на уроке закрепить навыки и умения работать в среде программирования ТР, научиться самостоятельно составлять алгоритм решения задач линейной структуры и реализовывать алгоритм в среде ТР, познакомиться с явлением электромагнитной индукции и ее практическим применением.
Вся ваша работа очень тщательно будет оцениваться и по информатике и по физике и вы сегодня на уроке получите оценки по двум предметам.
Но прежде чем мы приступим к решению поставленных задач давайте с вами посмотрим вашу готовность к этому процессу.
II. Проверка домашнего задания – 7 минут.
А) Актуализация.
Фронтальный опрос:
– Что такое магнитный поток?
– Как обозначается и в каких единицах измеряется величина магнитного потока?
– Как определить от чего зависит величина магнитного потока?
– Какова структура программы в ТР?
– Расскажите об операторах ввода и вывода?
– Что такое алгоритм?
– Какие бывают алгоритмы?
– По какой формуле вычисляется величина индукции магнитного поля?
Работа с электронным тестом
Теперь пожалуйста повернитесь к своему компьютеру – сейчас у нас будет тестовая работа, но прежде чем к ней приступить давайте познакомимся с критериями оценки для этого на рабочем столе откройте (Приложение 2). Познакомьтесь пожалуйста с критериями оценивания вашей работы, а также с другой полезной информацией.
Ребята! Электронный тест вам выдаст результата в % и в зависимости от того сколько % вы набрали будет зависеть и ваша оценка за данную работу. Тест включает вопросы и по информатике и по физике. А теперь на рабочем столе откройте мастер тест – нажмите на кнопку начать тестирование-зарегистрируйтесь и начинайте отвечать на вопросы.
На данную работу вам отводится 5 минут
А) Электронный тест по теме: “Алгоритмы и программирование. Индукция
магнитного поля. Магнитный поток” (вопросы теста
Приложение 3)
III. Решение задач по теме. (раздаются задачи на карточках, обучающиеся составляют блок-схемы решения задач и далее решение задачи программируется на языке TURBO PASCAL). – 12–15 минут (Приложение 4)
Сейчас ребята приступим к практической работе. Пока вы будете заниматься работой по карточке я проставлю проценты за тестирование.
Карточку которую вы получаете подпишите в правом верхнем углу.
В практической работе два задания:
По первому заданию вы должны в тетради записать алгоритм решения задачи в графической форме (начертить блок-схему) и записать саму программу, а потом реализовать в среде программирования ТР. После того как вы увидите, что ваша программа работает, сохраните ее, чтоб я могла проверить.
По второму заданию – вам дана программа, вы должны в ней найти синтаксические ошибки и подчеркнуть их простым карандашом прямо в карточке.
Внимание!
Не забывайте про физику!
Все задачи физические и поэтому важно перевести значения величин в систему СИ.
Если кто-то забыл как это делать в файле (Приложение 2) вы найдете подсказку.
Приступайте к работе. На эту работу вам отводится 12–15 минут.
Гимнастика для глаз: Когда работаем в среде ТР, то очень устают наши глазки и поэтому давайте сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Учитель проводит зарядку. Теперь глубоко вздохните и одновременно поднимите плечи, делаем полный выдох с одновременным расслаблением плеч. (Приложение 1, слайд 3)
IV. Изучение темы “Электромагнитная индукция”:
А) Теоретический материал рассматривается с помощью презентации по теме приложение;
Б) Теоретическое объяснение материала сопровождением видеоролика;
В) Параллельно с изучением презентации проводятся эксперименты включенные в презентацию;
Г) Оформление отчета по проделанной работе с выводами;
Ребята с задачами вы справились, вы показали свои умения не только в составлении алгоритма решения задачи, но также в программировании в среде TURBO PASCAL
Теперь я прошу всех обратить внимание на меня. Мы с вами приступаем к изучению явления электромагнитной индукции. (Приложение 1)
Впервые о явлении электромагнитной индукции заговорил Майкл Фарадей и не только заговорил, но и доказал ее огромную значимость. После того как Майкл Фарадей сделал свое открытие, его попросили сделать публичный доклад в котором он и высказал практическое значение своей работы – т.е явление Электромагнитной индукции легло в основу создания генераторов тока, а дальше и в основу создания многих видов электростанций.(слайд) Опыты которые проводил Фарадей не были такими уж сложными, важны были выводы которые вытекали из них. (Приложение 5)
(снова слайды презентации с опытами и с выводами – определение индукционного тока, само определение электромагнитной индукции).
Теперь давайте посмотрим видеоролик с вращением рамки между полюсами магнита – этот эксперимент тоже доказывает, что индукционный ток возникает при любом изменении магнитного потока (Приложение 6).
Сейчас я хочу продемонстрировать вам лабораторный генератор, но принцип действия его объясняется демонстрированием видеоролика (Приложение 6).
Теперь ребята посмотрев проводимые эксперименты, давайте попробуем своими руками проделать опыты, немного видоизменив их. (любые эксперименты демонстрирующие явление электромагнитной индукции)
На этих столах находится оборудование необходимое для демонстрации явления электромагнитной индукции, а также я вам раздам рабочие листы на которых есть инструкция по работе с данным оборудованием. Есть пустые строки в которые вы должны записать свои наблюдения, а на их основе сделать выводы. (Приложение 7) Сейчас вам необходимо разделиться на 2 группы – 1 у одного стола, 2 – у другого.
Приступаем к работе.
Ну вот ребята интенсивный режим работы на уроке закончился. Давайте подведем итоги.
Конечно сразу проверить все работы я не успею, поэтому сейчас вы должны сдать мне карточки, процент по тестам у меня записан, рабочие листы тоже подпишите и тоже сдайте, я после проверки их вам раздам и вы вклеите в тетрадь по физике.
Давайте досмотрим подготовленную для вас презентацию и увидим в создании каких современных приборов применяется явление электромагнитной индукции и ответим на небольшие вопросы. (работа генератора по рисунку на слайде).
Запишем домашнее задание по информатике – повторить тему составление программ, работа в среде ТР. По физике – параграф, принести носители и скинуть презентацию.
Рефлексия: если вам было интересно и познавательно – нарисуйте улыбающееся счастливое лицо
Если было все интересно, но вы ничего нового не узнали для себя – нарисуйте лицо ничего не выражающее
Если было не интересно и не познавательно – нарисуйте грустное лицо
Останется время – кроссворд (дополнительная оценка) (Приложение 8)
V. Подведение итогов.