Цели:
- Ввести в круг чтения учащихся очерки А.М.Горького;
- Совершенствовать учебную, речевую и читательскую деятельность;
- Учить пользоваться ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым видами чтения.
Оборудование:
- Фонограмма вступления игры “Кто хочет стать миллионером?”,
- карточки со словами “АВТОР”, “СОСЕДКА”, “ЧТЕНИЕ”, “СТАРУХА”, “ЛАВОЧНИК”, “ХОЗЯИН”; “СКАЗКИ”, “РАССКАЗЫ”, “ПОВЕСТИ”, “ОЧЕРК”;
- видеофрагменты.
Ход урока
1.Организационный момент.
(Звучит музыка вступления игры “Кто хочет стать миллионером?”)
– Что скажете об этой музыке?
– Вы смотрите эту программу? Почему?
– А вы пробовали играть вместе с игроком?
– До какой суммы вы доходили? А хотелось бы?
– А почему не удавалось подниматься выше?
– Представьте, что однажды вы выиграли миллион. Как бы вы распорядились им ?
– Молодцы! Вы позаботились о себе, о родных, о людях, которым нужна ваша помощь.
– А предлагаю вам сейчас открыть учебник стр.41 и прочитать эпиграф к отрывку из повести А.М.Горького “В людях”.
(Дети читают вслух)
– Что об этом думаете? Как относитесь к такому желанию?
– А вот что пишет А.М.Горький о роли книги в его жизни.
(Чтение учителем текста с остановками и предугадыванием)
2. Работа над текстом.
– О какой страсти вел речь автор?
(Учитель вывешивает карточки на доску)
– Назовите героев этого эпизода.
СОСЕДКА |
ЛАВОЧНИК |
АВТОР ЧТЕНИЕ |
ХОЗЯИН |
СТАРУХА |
– Как каждый из героев относился к чтению?
(Выслушивается варианты ответов)
– Как к чтению относился автор? Что интересовало автора?
– Каким человеком мог вырасти мальчик, детство которого проходит в таких условиях?
Биография А.М. Горького.
(Рассказывает подготовленный ученик, учитель в ходе рассказа вывешивает карточки)
СКАЗКИ | РАССКАЗЫ | ПОВЕСТИ | ОЧЕРК |
– Что такое очерк?
– Откройте с.43 и самостоятельно прочтите определение “ОЧЕРКА”.
(Чтение вслух определения)
– Сегодня мы познакомимся с двумя очерка А.М.Горького “О сказках” и “О книгах”.
– Прочитайте самостоятельно очерк “О сказках”. Является ли это произведение очерком?
– Почему А.М.Горький решил высказаться о сказках?
Чтение доставляло удовольствие, было для автора приятным, т.к. позволяло забыть о жестокой действительности, бедности и перейти в мир добрых волшебников, которые побеждают в мире чудес.
Чтение Горького увлекало. А у вас тоже есть увлечения? Посмотрите вокруг себя и определитесь, какое увлечение у вас.
Физпауза.
(На стенах висят карточки с названиями увлечений и дети становятся к группе своего увлечения)
– Как хорошо что у нас много спортсменов!
– А что скажете по поводу чтения? Мало увлекаются чтением.
– Человек растет, развивается и его вкусы и желания меняются, я верю что произойдут изменения и в нашем классе и чтением станут увлекаться больше ребят.
– Когда А.М.Горький был маленьким – главное чем нравились книги это то, что он узнавал о жизни других людей и других народов, так он говорит в повести “ В людях”. Но проходило время, страсть к чтению росла и она затронула не только ум, но душу. А.М.Г. продолжал интересоваться книгами, он испытывал разные противоречивые чувства, он пытался разобраться в своих чувствах.
-об этом он написал еще один очерк “ О книгах”.
Работа над текстом.
(Чтение по абзацам)
1-й абзац
– Какие чувства затронули книги? Как автор называет книгу?
2-й абзац
– Что понимал автор, читая книгу?
3-й абзац
– Какие стремления побуждали книги при чтении?
– И неслучайно А.М.Г. называл книги “Мои университеты”. Книги влияли на развитие личности. Он решил дать вам советы почему нужно любить книгу.
–Прочитайте внимательно оставшуюся часть очерка и выберете один совет и допишите свой для потомков.
(Дети объединяются по группам и в карточки выписывают совет из очерка, а затем дописывают свой совет)
– Выскажите свои выборы.
3. Обобщение. Итог урока.
– Какова идея очерка?
Книга – это не только пища для ума, но и для души. Человек читает чтобы больше знать и стать хорошим человеком
– Ребята, если я вам сейчас скажу, что следующий урок чтения. Какой ответ вы выберете:
УРА! ЧТЕНИЕ! | ОПЯТЬ ЧТЕНИЕ. |
(Дети магнитами сигнализируют свои выборы)
– А сейчас посмотрите видеосюжеты? Что скажите?
(Демонстрация сюжетов с противоположным отношением к чтению)
Если вы знаете о своих недостатках, можете над ними посмеяться, это значит, что вы можете измениться. И я надеюсь, что так и будет.