Урок литературного чтения в 4-м классе. Произведения А.М. Горького. Очерк

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ввести в круг чтения учащихся очерки А.М.Горького;
  • Совершенствовать учебную, речевую и читательскую деятельность;
  • Учить пользоваться ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым видами чтения.

Оборудование:

  • Фонограмма вступления игры “Кто хочет стать миллионером?”,
  • карточки со словами “АВТОР”, “СОСЕДКА”, “ЧТЕНИЕ”, “СТАРУХА”, “ЛАВОЧНИК”, “ХОЗЯИН”; “СКАЗКИ”, “РАССКАЗЫ”, “ПОВЕСТИ”, “ОЧЕРК”;
  • видеофрагменты.

Ход урока

1.Организационный момент.

(Звучит музыка вступления игры “Кто хочет стать миллионером?”)

– Что скажете об этой музыке?

– Вы смотрите эту программу? Почему?

– А вы пробовали играть вместе с игроком?

– До какой суммы вы доходили? А хотелось бы?

– А почему не удавалось подниматься выше?

– Представьте, что однажды вы выиграли миллион. Как бы вы распорядились им ?

– Молодцы! Вы позаботились о себе, о родных, о людях, которым нужна ваша помощь.

– А предлагаю вам сейчас открыть учебник стр.41 и прочитать эпиграф к отрывку из повести А.М.Горького “В людях”.

(Дети читают вслух)

– Что об этом думаете? Как относитесь к такому желанию?

– А вот что пишет А.М.Горький о роли книги в его жизни.

(Чтение учителем текста с остановками и предугадыванием)

2. Работа над текстом.

– О какой страсти вел речь автор?

(Учитель вывешивает карточки на доску)

– Назовите героев этого эпизода.

СОСЕДКА

ЛАВОЧНИК

АВТОР

ЧТЕНИЕ 

ХОЗЯИН

 СТАРУХА

– Как каждый из героев относился к чтению?

(Выслушивается варианты ответов)

– Как к чтению относился автор? Что интересовало автора?

– Каким человеком мог вырасти мальчик, детство которого проходит в таких условиях?

Биография А.М. Горького.

(Рассказывает подготовленный ученик, учитель в ходе рассказа вывешивает карточки)

СКАЗКИ РАССКАЗЫ ПОВЕСТИ  ОЧЕРК

– Что такое очерк?

– Откройте с.43 и самостоятельно прочтите определение “ОЧЕРКА”.

(Чтение вслух определения)

– Сегодня мы познакомимся с двумя очерка А.М.Горького “О сказках” и “О книгах”.

– Прочитайте самостоятельно очерк “О сказках”. Является ли это произведение очерком?

– Почему А.М.Горький решил высказаться о сказках?

Чтение доставляло удовольствие, было для автора приятным, т.к. позволяло забыть о жестокой действительности, бедности и перейти в мир добрых волшебников, которые побеждают в мире чудес.

Чтение Горького увлекало. А у вас тоже есть увлечения? Посмотрите вокруг себя и определитесь, какое увлечение у вас.

Физпауза.

(На стенах висят карточки с названиями увлечений и дети становятся к группе своего увлечения)

– Как хорошо что у нас много спортсменов!

– А что скажете по поводу чтения? Мало увлекаются чтением.

– Человек растет, развивается и его вкусы и желания меняются, я верю что произойдут изменения и в нашем классе и чтением станут увлекаться больше ребят.

– Когда А.М.Горький был маленьким – главное чем нравились книги это то, что он узнавал о жизни других людей и других народов, так он говорит в повести “ В людях”. Но проходило время, страсть к чтению росла и она затронула не только ум, но душу. А.М.Г. продолжал интересоваться книгами, он испытывал разные противоречивые чувства, он пытался разобраться в своих чувствах.

-об этом он написал еще один очерк “ О книгах”.

Работа над текстом.

(Чтение по абзацам)

1-й абзац
– Какие чувства затронули книги? Как автор называет книгу?

2-й абзац
– Что понимал автор, читая книгу?

3-й абзац
– Какие стремления побуждали книги при чтении?

– И неслучайно А.М.Г. называл книги “Мои университеты”. Книги влияли на развитие личности. Он решил дать вам советы почему нужно любить книгу.

–Прочитайте внимательно оставшуюся часть очерка и выберете один совет и допишите свой для потомков.

(Дети объединяются по группам и в карточки выписывают совет из очерка, а затем дописывают свой совет)

– Выскажите свои выборы.

3. Обобщение. Итог урока.

– Какова идея очерка?

Книга – это не только пища для ума, но и для души. Человек читает чтобы больше знать и стать хорошим человеком

– Ребята, если я вам сейчас скажу, что следующий урок чтения. Какой ответ вы выберете:

УРА! ЧТЕНИЕ!  ОПЯТЬ ЧТЕНИЕ.

(Дети магнитами сигнализируют свои выборы)

– А сейчас посмотрите видеосюжеты? Что скажите?

(Демонстрация сюжетов с противоположным отношением к чтению)

Если вы знаете о своих недостатках, можете над ними посмеяться, это значит, что вы можете измениться. И я надеюсь, что так и будет.