Психологическое занятие "Путешествие в страну эмоций"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Закрепление у детей представления о положительных и отрицательных эмоциях, определение чувств и эмоций по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику.

Задачи:

  1. Развитие мимики и пантомимики через проигрывание упражнений.
  2. Развитие чувства эмпатии, рефлексии у воспитанников
  3. Обучение выражению своего эмоционального состояния через рисунок и понимание через слушание музыки.

Материалы, используемые в занятии: Слайды об эмоциях, наглядный материал с изображением сказочных - героев эмоций, «Детский альбом» П.И. Чайковского, гуашь, кисти, бумажные сердца.

Педагог-психолог: - Добрый утро, ребята!

-Давайте поприветствуем друг друга. По кругу, начиная с меня, здороваемся и говорим комплимент друг другу. Не забудьте поблагодарить в ответ.

Дети сидят в кругу. Каждый ребенок здоровается со своим соседом.

Педагог-психолог: Сегодня на занятии мы с вами вспомним, какие бывают эмоции, на какие 2 группы они делятся, совершим небольшое путешествие и узнаем, через какие средства можно выразить свои эмоции и понять эмоции других людей.

-Ну что начинаем? Прошу вас обратить внимание на экран.

(Беседа, сопровождается показом слайдов)

Итак, на какие 2 группы делятся эмоции. (Положительные и отрицательные.)

Смотрим 1 слайд.

Перечислите, какие эмоции вы уже знаете? (Радость, грусть и т.д.)

Первая эмоция Радость, изобразите её. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом. Смотрим 2 лайд.

-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно.

Грусть, покажите её. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом.

-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно. Смотрим 3слайд.

Удивление. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом.

-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно. Смотрим 4слайд.

Презрение. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом.

-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно. Смотрим 5слайд.

Гнев, злость. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом.

-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно. Смотрим 6слайд.

Счастье. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом.

-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно. Смотрим 7слайд.

Дети предлагается посмотреть нарисованные пиктограммы эмоциональных состояний, таких как Грусть и Радость, обратить внимание на то, как меняется мимика, (грусть-голова опущена, взгляд направлен вниз, уголки губ опущены, плечи опущены, руки висят вдоль туловища; радость- голова приподнята, улыбка на лице, плечи развернуты, можно пританцовывать)

-Ну что ж, вы показали, что знаете основные эмоции, поэтому думаю, мы можем отправиться в Страну Эмоций.

Садимся на свои места, в круг, (включается тихо музыка).

Педагог-психолог: Сейчас мы отправимся в Страну Эмоций. Вы уже знаете, что это такое, что все люди испытывают разные чувства и эмоции.

Представьте, что все эти чувства и эмоции превратились в сказочных персонажей – грустных и веселых, смелых и робких, смешных и не очень - и поселились в сказочной Стране Эмоций. Они пригласили нас в гости, чтобы познакомиться поближе.

Вот они жители этой страны, (выключить музыку, взять рисунки героев)

-Это Веселинка, это Грустинка, Это Гнев-Сердитка и т.д.

Жители бывают маленькими, когда мы, например, немного грустим, бывают побольше, а бывают такими большими, когда нам трудно себя сдержать. Вы встречаетесь с ними?

(Дети отвечают.)

-Скажи, Дима, а с кем именно ты встречаешься? А с большим, средним или маленьким? (Опрашиваю всех детей)

-Нашими эмоциями нужно уметь управлять. И сейчас каждый из вас выберет себе героя, который близок ему по характеру. (Дети выбирают.)

Педагог-психолог: А теперь вместе сочиним сказку про жителей этой Страны. Готовы?

-В далекой и волшебной стране, Стране эмоций жили-были …(Называют дети своих героев, Гнев-Сердитка, и т.д.)

-Изобразите своего героя, и покажите всем нам.

-А какой это герой положительный или отрицательный.

-А как вы думаете, как выглядели их домики.

( Дети отвечают поочереди)

-Домик моего героя был…

-Интересно у них были друзья, кто это?

-У моего героя другом был …

-А что любил твой герой, как он выглядел?

-А было ли что-то, что его отличало от других?

-А чем он был похож?

Педагог-психолог: И вот однажды королева Страны Эмоция главная пригласила их на бал.

-Скажите, наши герои будут танцевать под одинаковую музыку или разную? (спросить каждого ребенка)

-Давайте попробуем отгадать кто будет танцевать под такую музыку.

Прослушивание музыкальных отрывков и угадывание эмоций.

Грустинка- «Болезнь куклы»

Раздражинка- «Дед Мороз»

Веселинка- «Полька»

Фантазер- «Песня жаворонка»

Высокомер-Надменыч-«Марш»

Добрина- «Веселый крестьянин»

Обидка –«Старая французкая песня»

Боястик- «У церкви».

Сердитка – «Странник»

Педагог-психолог: Вы слушали произведения из «Детского альбома Петра Ильича Чайковского»

-Ну, что ж наше время пребывания в стране заканчивается. -А что же случилось с нашими героями дальше в этой сказке, мы узнаем на следующем занятии, а так же познакомимся с новыми жителями этой страны.

Музыка включается тихо.

Педагог-психолог:

-А теперь давайте зароем глаза и вернемся обратно.

Путешествие кончается, глазки открываются.

-Вам понравилось путешествие?

А теперь прошу вас занять места за столом. На столе лежат листочки, вырезанные виде сердца. Вам нужно нарисовать своё настроение, свое эмоциональное состояние.

А почему листочки в виде сердца. Кто знает? Где живут наши эмоции? Внутри, некоторые в сердце. (Дети отвечают.) Правильно.

Рисование на тему: «Рисуем музыку». (Звучит музыка)

Каждый из детей передает в рисунке свои чувства.

По окончании рисования психолог предлагает продемонстрировать работы детей и рассказать о них и поделиться своими эмоциями с другими. Подарить гостям.

Итог занятия.

Педагог-психолог: Вам понравилось наше занятие? А что нового вы узнали? Как ваше настроение. У меня тоже. Давайте закончим наше занятие традиционными словами

«Настроение каково? - Во!!» жест руками поднятый вверх палец.

Педагог-психолог: Спасибо вам ребята. Жду вас на следующем занятии. Удачи.