Цель: Закрепление у детей представления о положительных и отрицательных эмоциях, определение чувств и эмоций по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику.
Задачи:
- Развитие мимики и пантомимики через проигрывание упражнений.
- Развитие чувства эмпатии, рефлексии у воспитанников
- Обучение выражению своего эмоционального состояния через рисунок и понимание через слушание музыки.
Материалы, используемые в занятии: Слайды об эмоциях, наглядный материал с изображением сказочных - героев эмоций, «Детский альбом» П.И. Чайковского, гуашь, кисти, бумажные сердца.
Педагог-психолог: - Добрый утро, ребята!
-Давайте поприветствуем друг друга. По кругу, начиная с меня, здороваемся и говорим комплимент друг другу. Не забудьте поблагодарить в ответ.
Дети сидят в кругу. Каждый ребенок здоровается со своим соседом.
Педагог-психолог: Сегодня на занятии мы с вами вспомним, какие бывают эмоции, на какие 2 группы они делятся, совершим небольшое путешествие и узнаем, через какие средства можно выразить свои эмоции и понять эмоции других людей.
-Ну что начинаем? Прошу вас обратить внимание на экран.
(Беседа, сопровождается показом слайдов)
Итак, на какие 2 группы делятся эмоции. (Положительные и отрицательные.)
Смотрим 1 слайд.
Перечислите, какие эмоции вы уже знаете? (Радость, грусть и т.д.)
Первая эмоция Радость, изобразите её. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом. Смотрим 2 лайд.
-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно.
Грусть, покажите её. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом.
-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно. Смотрим 3слайд.
Удивление. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом.
-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно. Смотрим 4слайд.
Презрение. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом.
-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно. Смотрим 5слайд.
Гнев, злость. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом.
-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно. Смотрим 6слайд.
Счастье. Как мы её выражаем мимикой, то есть, выражаем лицом.
-А движениями, то есть пантомимикой. (Дети показывают.) Правильно. Смотрим 7слайд.
Дети предлагается посмотреть нарисованные пиктограммы эмоциональных состояний, таких как Грусть и Радость, обратить внимание на то, как меняется мимика, (грусть-голова опущена, взгляд направлен вниз, уголки губ опущены, плечи опущены, руки висят вдоль туловища; радость- голова приподнята, улыбка на лице, плечи развернуты, можно пританцовывать)
-Ну что ж, вы показали, что знаете основные эмоции, поэтому думаю, мы можем отправиться в Страну Эмоций.
Садимся на свои места, в круг, (включается тихо музыка).
Педагог-психолог: Сейчас мы отправимся в Страну Эмоций. Вы уже знаете, что это такое, что все люди испытывают разные чувства и эмоции.
Представьте, что все эти чувства и эмоции превратились в сказочных персонажей – грустных и веселых, смелых и робких, смешных и не очень - и поселились в сказочной Стране Эмоций. Они пригласили нас в гости, чтобы познакомиться поближе.
Вот они жители этой страны, (выключить музыку, взять рисунки героев)
-Это Веселинка, это Грустинка, Это Гнев-Сердитка и т.д.
Жители бывают маленькими, когда мы, например, немного грустим, бывают побольше, а бывают такими большими, когда нам трудно себя сдержать. Вы встречаетесь с ними?
(Дети отвечают.)
-Скажи, Дима, а с кем именно ты встречаешься? А с большим, средним или маленьким? (Опрашиваю всех детей)
-Нашими эмоциями нужно уметь управлять. И сейчас каждый из вас выберет себе героя, который близок ему по характеру. (Дети выбирают.)
Педагог-психолог: А теперь вместе сочиним сказку про жителей этой Страны. Готовы?
-В далекой и волшебной стране, Стране эмоций жили-были …(Называют дети своих героев, Гнев-Сердитка, и т.д.)
-Изобразите своего героя, и покажите всем нам.
-А какой это герой положительный или отрицательный.
-А как вы думаете, как выглядели их домики.
( Дети отвечают поочереди)
-Домик моего героя был…
-Интересно у них были друзья, кто это?
-У моего героя другом был …
-А что любил твой герой, как он выглядел?
-А было ли что-то, что его отличало от других?
-А чем он был похож?
Педагог-психолог: И вот однажды королева Страны Эмоция главная пригласила их на бал.
-Скажите, наши герои будут танцевать под одинаковую музыку или разную? (спросить каждого ребенка)
-Давайте попробуем отгадать кто будет танцевать под такую музыку.
Прослушивание музыкальных отрывков и угадывание эмоций.
Грустинка- «Болезнь куклы»
Раздражинка- «Дед Мороз»
Веселинка- «Полька»
Фантазер- «Песня жаворонка»
Высокомер-Надменыч-«Марш»
Добрина- «Веселый крестьянин»
Обидка –«Старая французкая песня»
Боястик- «У церкви».
Сердитка – «Странник»
Педагог-психолог: Вы слушали произведения из «Детского альбома Петра Ильича Чайковского»
-Ну, что ж наше время пребывания в стране заканчивается. -А что же случилось с нашими героями дальше в этой сказке, мы узнаем на следующем занятии, а так же познакомимся с новыми жителями этой страны.
Музыка включается тихо.
Педагог-психолог:
-А теперь давайте зароем глаза и вернемся обратно.
Путешествие кончается, глазки открываются.
-Вам понравилось путешествие?
А теперь прошу вас занять места за столом. На столе лежат листочки, вырезанные виде сердца. Вам нужно нарисовать своё настроение, свое эмоциональное состояние.
А почему листочки в виде сердца. Кто знает? Где живут наши эмоции? Внутри, некоторые в сердце. (Дети отвечают.) Правильно.
Рисование на тему: «Рисуем музыку». (Звучит музыка)
Каждый из детей передает в рисунке свои чувства.
По окончании рисования психолог предлагает продемонстрировать работы детей и рассказать о них и поделиться своими эмоциями с другими. Подарить гостям.
Итог занятия.
Педагог-психолог: Вам понравилось наше занятие? А что нового вы узнали? Как ваше настроение. У меня тоже. Давайте закончим наше занятие традиционными словами
«Настроение каково? - Во!!» жест руками поднятый вверх палец.
Педагог-психолог: Спасибо вам ребята. Жду вас на следующем занятии. Удачи.