Цели.
- Повторение и закрепление знаний о водоемах;
- Изучение правил их сохранения;
- Охрана природы и воспитание любви к родному краю
Оборудование: карточки с заданиями, схема реки и загадки.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Создание эмоционального настроя.
II. Актуализация опорных знаний.
– Дети, мы завершили изучение большой темы “Водоемы”. Сегодня мы закрепим и повторим основы прошедшей нами темы.
– Каких видов по происхождению бывают водоемы? (Естественные, искусственные)
1. Самостоятельная работа в группах.
Раздача карточек. Река, озеро, пруд, море, канал, океан, водоем – эти слова написаны на карточках. Надо все водоемы разделить на две группы. В первую группу надо вписать природные водоемы, а во вторую искусственные водоемы. Объясните, почему они так называются? Расскажите, какие водоемы расположены в районе нашего края?
Водоемы |
|
Естественные | Искусственные |
Река Озеро Море Океан Ручей |
Канал Водохранилище Пруд |
– А о чем сегодня будем говорить на уроке, нам подскажет загадка.
Течет, течет –
не вытечет,
бежит, бежит –
не выбежит. (Река)
Рассмотрите карту Татарстана. Что обозначено на ней оттенками синего цвета?
Знаете ли вы, как образуется река?
Рек на свете много, и все они разные. Но каждая река начинается из родничка, который бьет из – под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуется реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.
2. Строение реки.
– Река, как человек или растение, имеет свое строение, свои части. А как называются эти части реки?
– Как называется место, откуда река начинается? (Исток)
– А место ее впадения в море, океан или другую реку? (Устье)
– Как называются реки поменьше, которые вливаются в другую реку? (Притоки)
– Чем река отличается от притока?
– Как определить, где находится правый и левый берег реки? (Чтобы узнать, где правый и левый берег, нужно стать лицом по течению реки. Правая рука – правый берег, левая рука – левый берег.)
Работа в парах.
1. Давайте проверим, как вы запомнили названия частей реки. Ученики дополняют схему условными обозначениями.
2. Найдите на карте Татарстана Каму. Найдите ее истоки, устье, притоки.
– Рядом с какой рекой стоит наш город Альметьевск?
3. Практическая работа.
– Давайте нарисуем на доске схему реки “Безымянная” с ее истоками и местом впадения этой реки. В тетрадях нарисуйте схему, которую мы изобразили на доске.
Родник Тума арты – проток Безымянный – река Чупай – река Кичуй – река Шешма – река Кама.
4. Охрана водоемов.
– Скажите, для чего нужна река? (Купаться, мыться, пить, поливать, вырабатывать электроэнергию, обеспечить жизнь рыбам)
– Да, правильно, без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!
К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неразумно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают отходы с химическими веществами. Основной корм выдры – рыба. Как это может отразиться на рыбных богатствах? (Высказывания детей.)
5. Творческое задание.
– Дети, вот вам пришла телеграмма от рыб. Интересно, что же они там написали. “Дети, нам трудно жить в грязной воде. Из – за того, что водоемы загрязнены, нам трудно дышать, не хватает кислорода, многие из нас умирают. Помогите нам! Защитите нас, пожалуйста!”
– Дети, как бы вы помогли рыбкам? Что нужно сделать, для того, что бы их сохранить? (Каждый ученик самостоятельно выполняет работу в тетради, затем выводим общее правило.)
- Не бросать мусор в водоемы;
- Запрещается мыть машины возле водоемов;
- Истоки родников надо постоянно чистить;
- Во избежание обмеления водоемов, надо сажать возле них деревья.
III. Итог урока
– Ученики, в заключение сегодняшнего урока я хочу прочитать стихотворение Р. Баширова “Сандугачлы Ак инеш”. Это стихотворение относится и к нашим притокам.
IV. Домашнее задание.
– Запомнить все правила, которые мы изучили на уроке. Помогать взрослым при очищении водоемов.