Открытый урок по окружающему миру на тему "Водоемы нашего края" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели.

  1. Повторение и закрепление знаний о водоемах;
  2. Изучение правил их сохранения;
  3. Охрана природы и воспитание любви к родному краю

Оборудование: карточки с заданиями, схема реки и загадки.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Создание эмоционального настроя.

II. Актуализация опорных знаний.

– Дети, мы завершили изучение большой темы “Водоемы”. Сегодня мы закрепим и повторим основы прошедшей нами темы.

– Каких видов по происхождению бывают водоемы? (Естественные, искусственные)

1. Самостоятельная работа в группах.

Раздача карточек. Река, озеро, пруд, море, канал, океан, водоем – эти слова написаны на карточках. Надо все водоемы разделить на две группы. В первую группу надо вписать природные водоемы, а во вторую искусственные водоемы. Объясните, почему они так называются? Расскажите, какие водоемы расположены в районе нашего края?

Водоемы

Естественные Искусственные
Река
Озеро
Море
Океан
Ручей
Канал
Водохранилище
Пруд

А о чем сегодня будем говорить на уроке, нам подскажет загадка.

Течет, течет –
не вытечет,
бежит, бежит –
не выбежит. (Река)

Рассмотрите карту Татарстана. Что обозначено на ней оттенками синего цвета?

Знаете ли вы, как образуется река?

Рек на свете много, и все они разные. Но каждая река начинается из родничка, который бьет из – под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуется реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.

2. Строение реки.

– Река, как человек или растение, имеет свое строение, свои части. А как называются эти части реки?

– Как называется место, откуда река начинается? (Исток)

– А место ее впадения в море, океан или другую реку? (Устье)

– Как называются реки поменьше, которые вливаются в другую реку? (Притоки)

– Чем река отличается от притока?

– Как определить, где находится правый и левый берег реки? (Чтобы узнать, где правый и левый берег, нужно стать лицом по течению реки. Правая рука – правый берег, левая рука – левый берег.)

Работа в парах.

1. Давайте проверим, как вы запомнили названия частей реки. Ученики дополняют схему условными обозначениями.

2. Найдите на карте Татарстана Каму. Найдите ее истоки, устье, притоки.

– Рядом с какой рекой стоит наш город Альметьевск?

3. Практическая работа.

– Давайте нарисуем на доске схему реки “Безымянная” с ее истоками и местом впадения этой реки. В тетрадях нарисуйте схему, которую мы изобразили на доске.

Родник Тума арты – проток Безымянный – река Чупай – река Кичуй – река Шешма – река Кама.

4. Охрана водоемов.

Скажите, для чего нужна река? (Купаться, мыться, пить, поливать, вырабатывать электроэнергию, обеспечить жизнь рыбам)

– Да, правильно, без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!

К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неразумно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают отходы с химическими веществами. Основной корм выдры – рыба. Как это может отразиться на рыбных богатствах? (Высказывания детей.)

5. Творческое задание.

– Дети, вот вам пришла телеграмма от рыб. Интересно, что же они там написали. “Дети, нам трудно жить в грязной воде. Из – за того, что водоемы загрязнены, нам трудно дышать, не хватает кислорода, многие из нас умирают. Помогите нам! Защитите нас, пожалуйста!”

– Дети, как бы вы помогли рыбкам? Что нужно сделать, для того, что бы их сохранить? (Каждый ученик самостоятельно выполняет работу в тетради, затем выводим общее правило.)

  • Не бросать мусор в водоемы;
  • Запрещается мыть машины возле водоемов;
  • Истоки родников надо постоянно чистить;
  • Во избежание обмеления водоемов, надо сажать возле них деревья.

III. Итог урока

– Ученики, в заключение сегодняшнего урока я хочу прочитать стихотворение Р. Баширова “Сандугачлы Ак инеш”. Это стихотворение относится и к нашим притокам.

IV. Домашнее задание.

– Запомнить все правила, которые мы изучили на уроке. Помогать взрослым при очищении водоемов.