1. “Модель нашей Земли – глобус”.
Цель: Рассмотреть глобус и находящиеся на нем участки воды и суши.
Закрепить названия различных водоемов и других водных объектов.
2. Опыт 1. “Вся ли вода одинакова на вкус?”
Цель: На опыте убедиться в том, что вода не всегда одинакова на вкус – бывает пресной и соленой.
3. Учить детей отгадывать загадки о различных состояниях воды.
4.Опыт 2. “Откуда берется дождь?”
Цель: Опытническим путем закрепить знания детей о том, как образуется дождь и почему бывает
сильный и слабый.
5. Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Материалы и оборудование: глобус, ноутбук со слайдами, на каждого ребенка – поднос, губка, стакан с водой, стаканы с пресной и подсоленной водой.
Ход занятия
1. Дети стоят около стола. На столе – глобус.
“Много ли на Земле воды?”
Детям предлагается внимательно рассмотреть глобус. Уточняю, что глобус-это модель нашей Земли.
Воспитатель: Как вы думаете, почему на глобусе так много голубого цвета? (это вода).
Воспитатель: А что же изображено голубым цветом? (снег, лед)
Воспитатель: Каким цветом на глобусе изображена суша? (дети находят участки суши и показывают их)
Воспитатель: Чего больше на нашей планете – воды или суши? Назовите знакомые вам водоемы.
Дети садятся на ковер перед столом с ноутбуком. Рассматривание слайдов с изображением различных водоемов, водопадов, снежных лавин и т. д.– это все вода.
Вывод. На нашей планете очень много воды.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, во всех ли водоемах вода одинаковая? В каких водоемах вода соленая? А в каких пресная?
Сейчас мы с вами попробуем определить из какого водоема в вашем стакане вода.
2. Дети стоят около стола, на котором находятся стаканы с водой.
Опыт 1. “Вся ли вода одинакова на вкус?”
Дети пробуют воду – пресную и подсоленную.
Вывод: Вода разная на вкус. В морях и океанах – соленая, а в реках, озерах и т.д. – пресная. Люди пьют пресную воду.
|
“Такая разная вода”
Воспитатель: Вода , как и настоящая волшебница, бывает очень разной.
Детям предлагается отгадать загадки о различных состояниях воды:
Седой дед у ворот всем глаза заволок. (Туман)
В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
Вывод. Туман, лед, снег, сосулька, дождь, мороз – это вода.
Физкультминутка. “Дождь”.
Дождь, дождь!
Надо нам расходиться по домам. (Дети шагают на месте)Гром! Гром, как из пушек,
Нынче праздник у лягушек. (Дети прыгают на месте)Град, град! Сыплет град.
Все под крышами сидят. (Дети приседают, хлопают в ладоши)Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Дети шагают на месте)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, когда особенно часто идут дожди? А вы знаете, как образуется дождь? Представьте себе, что вы – “ученые” и находитесь в “лаборатории”. Лаборатория – это место, где проводят опыты. И сейчас мы с вами на опыте убедимся в том, откуда идет дождь и как он образуется.
Опыт 2 . “Откуда берется дождь?”
На подносе влажные губки в форме облака.
Дети обследуют губку сверху и снизу. (Сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная.)
Воспитатель: На что похожа губка?
Детям предлагается сжать ее так, чтобы пошел “дождик”.
Воспитатель: Почему из такого “облака” не идет “дождик”? (В облаке мало капелек воды.)
Детям предлагается добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять.
Воспитатель: Что происходит?
(Дети на опыте убеждаются, что из такого “облака” идет “дождик”, но не сильный.)
Затем предлагается детям вылить на губку оставшуюся в стакане воду и сжать ее снова.
Воспитатель: А что сейчас происходит?
(Дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются в результате – идет сильный “дождь”.)
Обращаю внимание детей на то, что в нашем “облаке” собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.
Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.
Воспитатель: Иногда словом “вода” оценивают поступки и поведение людей.
Бывает частенько, что слово – одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Молчал я, как будто воды в рот набрал.
Зато болтуну мы ответить не прочь:
– Не хватит ли воду как в ступе толочь!
Мы можем лентяю сказать невзначай:
– Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идет,
Под камень лежачий вода не течет.
Лгунишка – нам врет, не поймешь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда, чтоб вы не сказали: “В стихах-то – вода!”
В.Суслов
Воспитатель: А как вы думаете, какие тучи бывают зимой? (Снеговые. Из них сыплется снег.)
По окончании занятия детям предлагается на прогулке продолжить опыты, но уже со снегом.