Цель урока: развивать познавательный интерес к окружающему миру, космическому пространству, закреплять умение решать задачи, способствовать развитию логического мышления; формировать вычислительные навыки; расширять знания учащихся о космосе, воспитать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: портрет Ю.А. Гагарина, ракеты, геометрические фигуры, перфокарты.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие по нашей красивой и необъятной Солнечной системе. (Вывешивается плакат планеты.) А до начала нашего путешествия мы с вами должны расшифровать следующее слово, выполнив следующее задание.
2. Актуализация знаний
С – (36 + 18) : 9 (56 : 8) – 21 =
О – (81 : 9) + (13 + 14) + 54 – 36 =
М – (19 + 9) : 7 + (21 + 21) : 6 – 9 =
К – (49 – 9) : 5 + (72 – 63) : 9 =
(С каждого ряда по одному ученику решают у доски примеры.)
После решения примеров учитель вывешивает ключ с ответами, ученик напротив каждого ответа ставит букву расположенных напротив каждого примера и получаем слово.
Ключ:
9 |
54 |
21 |
2 |
54 |
21 |
К |
о |
с |
м |
о |
с |
Учитель. 22 июля 1951 года человек сделал первый шаг в освоении космоса. В этот день впервые две собачки – Дезик и Цыган – поднялись на ракете на высоту 100 км, а затем спустились на парашютах. Теперь посчитайте, ребята, сколько лет прошло с этого события?
Ученик. 58 лет.
Учитель. А как называется четвертый месяц года?
Ученик. Апрель.
Учитель. 12 апреля 1961 года – первый человек, который полетел в космос. Скажите, кто?
Ученик. Ю.А. Гагарин.
Учитель. Верно. В детстве маленький Юра очень любил смастерить игрушечные самолетики. В 15 лет Юрий Алексеевич поступил в ремесленное училище в Подмосковье, а затем в индустриальный техникум в Саратове, и параллельно занимался в аэроклубе парашютным спортом. Окончив училище, он служил в военной авиации, летал на сверх звуковых самолетах. Он был смелым, решительным, веселым человеком.
Хотите узнать, за сколько минут Гагарин облетел весь земной шар, тогда 54 увеличьте в два раза и переведите это значение в часы и минуты?
Ученик. 54 × 2 = 108 = 1 час 48 минут.
Учитель. Чтобы узнать, как называется ракета, на которой летал Гагарин, надо отгадать ребус.
Ученик. «Восток».
Учитель. Ребята, первым в открытый космос в 1965 году вышел космонавт. Давайте расшифруем его фамилию, решив следующие уравнения:
О – х : 70 = 9
В – х × 4 = 360
Н – х : 80 = 4
Е – 420 : х = 60
Л – 8 × х = 400
(Учитель вывешивает ключ с ответами; ученик расставляет напротив ответов буквы и получает слово.)
Ключ:
50 |
7 |
630 |
320 |
630 |
90 |
Л |
е |
о |
н |
о |
в |
Учитель. Молодцы, ребята, вы замечательно справились с этим заданием. Готовы слушать дальше?
3. Физкультминутка
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
4. Продолжение работы по теме урока
Учитель. От Солнца до Земли сто сорок девять миллионов шестьсот тысяч километров. Кто сможет записать это число?
Ученик. 149 600 000 км.
Учитель. Случается так, что из космоса на Землю падает кусок камня или металла Она называется – метеорит. Если он не долетит до Земли, а сгорит в атмосфере, его называют – метеор. Каждые сутки в земную атмосферу попадает 4400 кг метеоров, а метеоритов на 110 кг больше. Сколько тонн метеоритного вещества выпадает на Землю за неделю? Во сколько раз метеоритов больше, чем метеоров устремляется из Вселенной к Земле?
Ученик (решает у доски).
За сутки – метеоров – 4400 кг
За сутки метеоритов на 1100 кг больше – 4400 + 1100 = 5500 кг
За неделю – метеоров – 4400 × 7 = 30 800 кг
За неделю – метеоритов – 5500 × 7 = 38 500 кг
38 500 – 30 800 = 7 700 кг
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Мы без потерь и повреждений отправляемся дальше.
5. «Полет на Луну»
Учитель. 20 июля 1969 г. впервые люди опустились на поверхность Луны. Это американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин. Если вы догадаетесь, какое число должно быть следующим, то узнаете, сколько минут продолжалась прогулка.
112, 122, 132, 142...
Ученик. 152.
Учитель. Чтобы прилуниться, необходимо собрать луноход. (Учитель раздает детям геометрические фигуры, дети на партах собирают луноходы.)
Учитель. Чтобы мы смогли вернуться на Землю без проблем, нам надо выполнить следующее задание.
6. Чайнворд
- Луна – это... Земли
- Космический «айсберг»...
- Огромные камни, летающие в космосе...
- Знак зодиака...
- Американский астронавт, первым вступивший на поверхность Луны...
7. Итог урока
Учитель. Вспомните, какие трудности, какие сложные задания нам пришлось преодолеть.
– Что нового вы узнали?
– Что вам больше понравилось?
(Дети высказывают свои рассуждения, делают выводы по уроку.)
Учитель. Ю.А. Гагарин, вернувшись из полета, сказал: «Облетев Землю в корабле, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее». Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта.
Ребята, хорошо учитесь. Пусть знания ваши начинаются с таблицы умножения. Часто говорят, что космический полет – это подвиг. А к подвигу готовятся и на утренней зарядке, и за партой, и в походе, может быть, среди вас есть ученик, который совершит в будущем полет и прославит свою Родину и Землю.