Урок биологии в 8-м классе по теме: "Витамины. Биологическая роль витаминов"

Разделы: Биология


Цель урока:

  • Сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и практическом значении для здоровья человека;
  • Обеспечить активную жизненную позицию учеников на уроке;
  • Воспитывать у учащихся сознательное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Муляжи овощей и фруктов
  • Карточки с терминами и понятиями
  • Карточки домино
  • Дополнительный материал по витаминам

Ход урока

1. организационный момент.

2. актуализация опорных знаний:

Для разминки я предлагаю вам 2 задания: первое у доски по опорной схеме составить рассказ и ответить на вопрос.

 

Второе задание – это ответы на вопросы:

  • Как используются пищевые вещества, попавшие в клетку?
  • Ткани, пересаженные от одного организма к другому часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетках любого человека. Почему?
  • При откорме животных использовали корм, богатый углеводами, однако, несмотря на отсутствие жиров у животных образовался толстый слой подкожного жира. Почему?

Изучение нового материала:

Из терминов и понятий, расположенных на доске заполните схему, чтобы получилась логическая цепочка.

Термины:

  • биологические катализаторы
  • гиповитаминоз
  • авитаминоз
  • гипервитаминоз
  • продукты

- Какого звена не хватает в этой схеме? На мысль вас могут натолкнуть слова подсказки.
-  Правильно. Это слово витамины.

- Вы наверное догадались о чем пойдет речь на этом уроке. Запишите тему урока.

- С витаминами связано множество исследований. Вот одно из них. В 1881 году русский врач Н.И. Лунин провел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, других – искусственной смесью из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды в тех же пропорциях, что и в натуральном молоке. Но животные второй группы погибли.

- Как объяснить результаты этого опыта?
- Почему мыши, вскормленные искусственной пищей погибли?

Лунин решил, что есть такие незаменимые вещества в составе молока, содержащееся в очень малом количестве, которые необходимы для поддержания жизни. Позднее эти вещества назвали витаминами (от лат. Vita – жизнь и amin – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но название закрепилось.

- Запишите определение витаминов.

Витамины – это биологически активные вещества, содержащиеся в продуктах питания в незначительных количествах, но необходимые организму.

- Чтобы вы хотели узнать о витаминах?
- Какую цель сформулируем на этот урок? ( дети предлагают свои варианты и они записываются на доску)

Для того, чтобы достичь цели я предлагаю вам поработать в парах. Каждая пара рассматривает один витамин, и все сведения заносит в таблицу:

Витамин

Функции

Суточная доза

Продукты, богатые витамином

Изменения в организме связанные с недостатком витамина

Изменения в организме связанные с избытком витамина

 

 

 

 

 

 

На работу отводится 7 минут. После этого каждая группа рассказывает классу о витамине.  Выходя отвечать, выберите из коробки овощи и фрукты, содержащие витамин, о котором вы рассказываете. Класс заполняет таблицу.
Вот таблица заполнена. Давайте вернемся к нашей схеме и сделаем выводы.

Выводы:

  • витамины – необходимые компоненты пищи:
  • они должны обязательно поступать в организм;
  • при недостатке или избытке витаминов в организме возникают нарушения обмена веществ, а отсутствие витаминов ведет к возникновению заболеваний;

Поэтому, если вы хотите, чтобы у вас была хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей и фруктов.
Закрепление материала: игра в домино

Домашнее задание:

  • параграф
  • термины и понятия выучить
  • записать в таблицу тетради еще о 1-2 витаминах о которых на уроке не говорили.

Приложение 1

Приложение 2