Цель урока:
- Сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и практическом значении для здоровья человека;
- Обеспечить активную жизненную позицию учеников на уроке;
- Воспитывать у учащихся сознательное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Муляжи овощей и фруктов
- Карточки с терминами и понятиями
- Карточки домино
- Дополнительный материал по витаминам
Ход урока
1. организационный момент.
2. актуализация опорных знаний:
Для разминки я предлагаю вам 2 задания: первое у доски по опорной схеме составить рассказ и ответить на вопрос.
Второе задание – это ответы на вопросы:
- Как используются пищевые вещества, попавшие в клетку?
- Ткани, пересаженные от одного организма к другому часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетках любого человека. Почему?
- При откорме животных использовали корм, богатый углеводами, однако, несмотря на отсутствие жиров у животных образовался толстый слой подкожного жира. Почему?
Изучение нового материала:
Из терминов и понятий, расположенных на доске заполните схему, чтобы получилась логическая цепочка.
Термины:
- биологические катализаторы
- гиповитаминоз
- авитаминоз
- гипервитаминоз
- продукты
- Какого звена не хватает в этой схеме? На мысль вас могут натолкнуть слова подсказки.
- Правильно. Это слово витамины.- Вы наверное догадались о чем пойдет речь на этом уроке. Запишите тему урока.
- С витаминами связано множество исследований. Вот одно из них. В 1881 году русский врач Н.И. Лунин провел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, других – искусственной смесью из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды в тех же пропорциях, что и в натуральном молоке. Но животные второй группы погибли.
- Как объяснить результаты этого опыта?
- Почему мыши, вскормленные искусственной пищей погибли?
Лунин решил, что есть такие незаменимые вещества в составе молока, содержащееся в очень малом количестве, которые необходимы для поддержания жизни. Позднее эти вещества назвали витаминами (от лат. Vita – жизнь и amin – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но название закрепилось.
- Запишите определение витаминов.
Витамины – это биологически активные вещества, содержащиеся в продуктах питания в незначительных количествах, но необходимые организму.
- Чтобы вы хотели узнать о витаминах?
- Какую цель сформулируем на этот урок? ( дети предлагают свои варианты и они записываются на доску)
Для того, чтобы достичь цели я предлагаю вам поработать в парах. Каждая пара рассматривает один витамин, и все сведения заносит в таблицу:
Витамин | Функции |
Суточная доза |
Продукты, богатые витамином |
Изменения в организме связанные с недостатком витамина |
Изменения в организме связанные с избытком витамина |
|
|
|
|
|
|
На работу отводится 7 минут. После этого каждая группа рассказывает классу о витамине. Выходя отвечать, выберите из коробки овощи и фрукты, содержащие витамин, о котором вы рассказываете. Класс заполняет таблицу.
Вот таблица заполнена. Давайте вернемся к нашей схеме и сделаем выводы.
Выводы:
- витамины – необходимые компоненты пищи:
- они должны обязательно поступать в организм;
- при недостатке или избытке витаминов в организме возникают нарушения обмена веществ, а отсутствие витаминов ведет к возникновению заболеваний;
Поэтому, если вы хотите, чтобы у вас была хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей и фруктов.
Закрепление материала: игра в домино
Домашнее задание:
- параграф
- термины и понятия выучить
- записать в таблицу тетради еще о 1-2 витаминах о которых на уроке не говорили.