Тема: «Использование приемов и упражнений по предупреждению оптической дисграфии».
Тема: «Звуки [п],[пь]-[б],[бь], буквы П – Б».
Цели:
Образовательные:
- Учить дифференцировать звуки [п],[пь] -[б],[бь] по звонкости-глухости на слух, при чтении, на письме.
- Закрепить навыки четкого произношения звуков [б],[бь] – [п],[пь] в слогах, словах, предложениях.
- Закрепить навыки определения позиции звуков в словах.
- Уточнить понимание и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Развивающие:
- Развивать зрительное восприятие и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
- Формировать пространственное восприятие и представления, зрительно-пространственный анализ и синтез.
- Развивать зрительную память.
Воспитательные:
- Формирование у детей таких качеств как, чувство самореализации, удовлетворение от выполненной работы,
- эмоции удовольствия и радости.
- Воспитывать отзывчивость, внимательное отношение к душевному состоянию героев сказки.
Оборудование: макет сказочного дома; наглядные пособия для проведения игр на этапе обучения чтению на уровне буквы, слога, слова, предложения; картинки с изображением сказочных героев к сказке «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина ; природный материал (ракушки, камешки), шапочки с изображением рыбок и букв; символы звуков; картина с изображением наложенных предметов друг на друга; магнитофон, диск с записью музыки; магнитные доски; магниты; конфеты (морские камешки), рыбки для штриховки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в группу под музыкальное сопровождение.
- Ребята вы любите сказки?
- Я приглашаю вас совершить путешествие в сказку. А в какую сказку попадем, мы узнаем когда откроем окна сказочного дома. Давайте подойдем к нему. (Дети подходят к макету дома с закрытыми окнами под музыкальное сопровождение).
1. Игра «Открой в доме окна» (на ориентировку в пространстве)
Фотография №1
В доме 4 окна. Дети по инструкции логопеда открывают окна:
- Откройте правое верхнее окно;
- Откройте левое нижнее окно;
- Откройте правое нижнее окно;
- Откройте левое верхнее окно.
При завершении работы дети по сказочным героям которые «выглядывают» из окон догадываются в какую сказку они попали (в «Сказку о рыбаке и рыбке»).
2.Чтение слогов.
Фотография №2
3. Дополнение слогов до полного слова.
-Сказочные герои приготовили нам слоги. Давайте прочитаем их: па, по, пу, пы, ба, бо, бу, бы, би.
- Дополните слоги до целого слова.
II. Сообщение темы занятия.
- Назовите согласные звуки которые встречаются чаще всего в этих слогах, словах?
- Эти звуки очень похожи. Дети их часто путают. Сегодня мы научимся их различать.
lll.1. Сравнительная характеристика звуков [п],[пь]-[б],[бь] по акустическим и артикуляционным признакам.
Фотография №3
1. Дети с помощью символов проводят сравнительную характеристику звуков.
2. Показ букв ( просмотр элементов букв).
- Ребята посмотрите как веселые художники изобразили буквы:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
lV. Дифференциация звуков[ п], [пь]-[б], [бь].
1.Определение первого звука в слове.
- Давайте вспомним про нашу сказку:
Жил старик со своей старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
- Кто написал эту сказку? С какого согласного начинается фамилия автора сказки?
2.Игра «Наоборот».
- Долгими вечерами старик со старухой играли в слова со звуками. Сначала старуха называет слова со звуком [п], а старик меняет в словах звук [п] на [б], а потом наоборот.
пой-бой пыль-… бот-… бодать-…
пух-… почка-…. забить пас-…
путь-… били-…
3.Игра «Найди лишнею картинку».
- Сердитая была старуха. Каждый день бранила старика, давала ему все новые и новые задания. Кто помогал старику?
- А сегодня мы станем помощниками золотой рыбки. Будем помогать старику исполнять все прихоти старухи.
- Пойди, говорит старуха, отыщи лишнюю картинку в правом ряду, затем в левом ряду.
а) Дети из ряда картинок со звуками[ п],[пь] выделяют картинку со звуком [б]. Аналогично выделяют картинку со звуком[ п] из ряда картинок со звуками [б], [бь].
б) Определяют позицию звуков [б], [п ]в словах.
- Кланяется вам старик, благодарит за помощь.
4. Игра «Вот так улов».
Фотография №4
- Бранится старуха: «Ступай старик, к синему морю и налови рыбы на обед». Взял старик невод, четыре ведра и пошел к синему морю. Закинул он невод в море, пришел невод с различными предметами. Рассмотрите картинку. «Вот так улов!» Скажите, что принес невод? (дети выделяют предметные изображения, наложенные друг на друга).
- В какие ведра положит старик выловленные предметы?
- Вот, спасибо дети, опять помогли старику.
V. Физминутка.
1.Подвижная игра «Найди пару».
Фотография №5
Детям раздаются шапочки в виде рыбок с гласными и согласными буквами. Дети двигаются под музыкальное сопровождение в произвольной форме. Как только музыка заканчивается, дети находят пару из гласного и согласного звуков, читают слог который получился.
2. Игра на развитие зрительной памяти «Какой рыбки не стало?»
Фотография №6
Правила игры те же, только после того как музыка затихает педагог прячет одного ребенка с буквой, дети отгадывают какой буквы не стало.
VI. Дидактические игры на этапе обучения чтению на уровне буквы, слога, слова, предложения.
- Помогли старику, а старуха пуще прежнего бранится:
«Дурачина ты, простофиля.
Ничего то ты не умеешь».
И придумала для него новое испытание.
1.Игра «Зеркало».
Фотография №7
- Покажи правильно расположенную букву среди пар букв изображенных верно и неверно. (Дети помогают старику)
2. Игра « Превращение» (Реконструирование букв убавляя, добавляя, заменяя элементы)
Фотография №8
Старуха приказывает старику.
- Преврати камни и ракушки на берегу синего моря в буквы.
- Раз мы, ребята, сегодня помощники золотой рыбки, то тоже имеем силу волшебства. Поэтому давайте устроимся на берегу синего моря поудобнее и начнем работу.
З.Игра «Послание» (на развитие буквенного гнозиса)
Фотография №9
- Ребята, нам от золотой рыбки послание, но злая старуха из вредности перечеркнула все, что здесь напечатано. Давайте попробуем его разгадать.
а) Дети читают заштрихованные слоги.
б) Складывают из них слово: спасибо.
Это вас благодарит рыбка за то, что вы помогаете старику. Но злая старуха приготовила старику следующее испытание.
4. Игра «Найди слово».
Фотография №10
а) Нахождение слов среди строки букв.
б) Деление этих слов на слоги.
Посмотрите в каждой строчке букв, спрятались слова. Нужно найти эти слова и соединить стрелочкой с картинками, которые подходят к слову.
5.Игра «Телеграмма».
Фотография №11
1. Чтение детьми предложений только по верхней или по нижней половине строчки.
- От золотой рыбки пришла телеграмма, но злая старуха и здесь «постаралась» . Она приказала своим слугам все послания от рыбки уничтожить. Вот, что осталось. Давайте попробуем прочитать:
«Спасибо за вашу доброту. Примите угощение».
- Ребята вы так хорошо помогали старику. Как настоящие помощники золотой рыбки. Поэтому золотая рыбка угощает вас сладкими морскими камешками.
VII. Итог занятия.
- Помогли старику. Стала старуха добрее.
А мы какие звуки научились различать?
- Старик благодарит вас за помощь и дарит рыбок для штриховки. Он будет вспоминать о вас добрым словом.