Использование приёмов и упражнений по предупреждению оптической дисграфии

Разделы: Логопедия


Тема: «Использование  приемов  и упражнений  по  предупреждению   оптической  дисграфии».

Тема: «Звуки [п],[пь]-[б],[бь], буквы П – Б».

Цели:

Образовательные:

  • Учить дифференцировать звуки [п],[пь] -[б],[бь] по звонкости-глухости на слух, при чтении, на письме.
  • Закрепить  навыки четкого  произношения  звуков [б],[бь] –    [п],[пь] в слогах, словах, предложениях. 
  • Закрепить навыки  определения  позиции звуков в словах.                                               
  • Уточнить   понимание и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие   и   узнавания (зрительного гнозиса), в том числе  и буквенного;
  • Формировать пространственное восприятие  и представления, зрительно-пространственный анализ и синтез.     
  • Развивать зрительную память.

Воспитательные:

  • Формирование у детей таких качеств  как, чувство самореализации,  удовлетворение  от выполненной работы,
  • эмоции удовольствия и радости.
  • Воспитывать отзывчивость, внимательное отношение к душевному  состоянию героев сказки.

Оборудование: макет сказочного дома; наглядные пособия для проведения игр  на этапе обучения  чтению на уровне буквы, слога, слова, предложения; картинки с изображением сказочных героев к сказке  «О рыбаке и  рыбке» А.С. Пушкина ; природный материал (ракушки, камешки),   шапочки с изображением рыбок и букв; символы звуков; картина с изображением наложенных предметов  друг на друга; магнитофон, диск с записью музыки; магнитные доски; магниты; конфеты (морские камешки), рыбки для штриховки.

Ход занятия

I. Организационный момент.   

Дети входят в группу под музыкальное сопровождение.

- Ребята вы любите сказки?
- Я приглашаю вас  совершить путешествие  в сказку. А в какую сказку  попадем, мы узнаем когда  откроем окна  сказочного дома. Давайте подойдем к нему. (Дети подходят  к макету дома с закрытыми окнами под музыкальное сопровождение).

1. Игра «Открой в доме окна» (на ориентировку в пространстве)

Фотография №1

В доме 4 окна. Дети по инструкции логопеда открывают окна:

- Откройте правое верхнее окно;
- Откройте левое нижнее окно;
- Откройте правое нижнее окно;
- Откройте левое верхнее окно.

При завершении работы дети по сказочным героям которые «выглядывают» из окон  догадываются в какую сказку они попали (в «Сказку о рыбаке и рыбке»).

2.Чтение слогов.

Фотография №2

3. Дополнение слогов до  полного слова.

-Сказочные герои приготовили  нам слоги. Давайте прочитаем их: па, по, пу, пы, ба, бо, бу, бы, би.
- Дополните  слоги до целого слова.

II. Сообщение темы  занятия.

- Назовите  согласные  звуки которые встречаются чаще всего в этих слогах, словах?
- Эти звуки  очень похожи. Дети их часто путают. Сегодня  мы научимся их различать.

lll.1. Сравнительная характеристика  звуков [п],[пь]-[б],[бь] по акустическим и артикуляционным признакам.

Фотография №3

1. Дети с помощью символов проводят сравнительную характеристику звуков.

2. Показ букв ( просмотр элементов  букв).

- Ребята посмотрите как  веселые художники изобразили  буквы:

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным  козырьком.

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.

lV. Дифференциация звуков[ п], [пь]-[б], [бь].

1.Определение первого звука в слове.

- Давайте вспомним про нашу сказку:

Жил старик со своей  старухой
У самого синего моря.
Они жили  в ветхой землянке
Ровно  тридцать лет  и три года.

- Кто написал эту сказку? С какого согласного  начинается  фамилия  автора сказки?

2.Игра «Наоборот».

- Долгими вечерами  старик со старухой  играли в слова со звуками. Сначала старуха называет слова со звуком [п], а старик меняет  в словах звук [п] на [б], а потом наоборот.

пой-бой                      пыль-…                           бот-…               бодать-…
пух-…                        почка-….                         забить               пас-…      
путь-…                       били-…

3.Игра «Найди лишнею картинку».

- Сердитая была старуха. Каждый день бранила старика, давала ему  все новые  и новые задания. Кто помогал старику?
- А сегодня мы станем помощниками золотой рыбки. Будем помогать старику исполнять все прихоти старухи.
- Пойди, говорит  старуха, отыщи  лишнюю картинку  в правом ряду,  затем в левом  ряду.

а) Дети  из ряда картинок со  звуками[ п],[пь] выделяют картинку со звуком [б]. Аналогично  выделяют картинку со звуком[ п]  из ряда картинок со звуками [б], [бь].

б) Определяют  позицию  звуков  [б], [п ]в словах.

- Кланяется вам старик, благодарит  за помощь.

4. Игра «Вот так улов».

Фотография №4

- Бранится старуха: «Ступай старик, к  синему морю и налови рыбы на обед». Взял старик невод, четыре  ведра и пошел к синему морю. Закинул он невод в море, пришел невод с различными предметами. Рассмотрите картинку. «Вот так улов!» Скажите, что принес невод? (дети выделяют  предметные  изображения,  наложенные друг  на  друга).

- В какие ведра  положит  старик  выловленные  предметы?
- Вот, спасибо дети, опять  помогли старику.

V. Физминутка.

1.Подвижная  игра  «Найди пару».

Фотография №5

Детям  раздаются шапочки в виде рыбок с гласными и согласными  буквами.  Дети двигаются под музыкальное сопровождение  в произвольной  форме. Как только  музыка  заканчивается,  дети находят пару  из гласного и согласного  звуков, читают слог который получился.

2. Игра на развитие  зрительной памяти «Какой рыбки не стало?»

Фотография №6

Правила игры те же, только  после того как  музыка затихает  педагог прячет одного ребенка  с буквой, дети отгадывают какой буквы не стало.

VI. Дидактические игры на этапе   обучения чтению на уровне буквы, слога, слова, предложения.

- Помогли старику, а старуха  пуще прежнего  бранится:

«Дурачина ты, простофиля.
Ничего то ты не умеешь».

И придумала для него новое испытание.

1.Игра  «Зеркало».

Фотография №7

- Покажи правильно расположенную букву среди  пар  букв изображенных  верно и неверно. (Дети  помогают старику)

2. Игра « Превращение» (Реконструирование букв убавляя, добавляя, заменяя элементы)

Фотография №8

Старуха приказывает старику.

- Преврати камни и ракушки  на берегу  синего моря в буквы.
- Раз мы, ребята,     сегодня помощники золотой рыбки, то тоже имеем силу  волшебства. Поэтому давайте устроимся на берегу синего моря поудобнее  и начнем работу.

З.Игра «Послание» (на развитие буквенного гнозиса)

Фотография №9

- Ребята, нам от золотой рыбки послание,  но злая старуха из вредности перечеркнула все, что здесь  напечатано. Давайте попробуем его разгадать.

а) Дети читают  заштрихованные слоги.
б) Складывают из них слово: спасибо.

Это вас благодарит  рыбка за то, что вы помогаете старику. Но злая старуха приготовила старику следующее испытание.

4. Игра «Найди слово».

Фотография №10

а) Нахождение слов  среди строки букв.
б) Деление этих слов на слоги.

Посмотрите в каждой строчке букв,  спрятались слова.  Нужно найти эти слова  и соединить  стрелочкой с картинками, которые подходят к слову.

5.Игра  «Телеграмма».

Фотография №11

1. Чтение детьми предложений только по верхней или по нижней  половине  строчки.

- От золотой рыбки пришла телеграмма, но злая старуха и здесь «постаралась» . Она приказала  своим слугам  все послания от рыбки уничтожить. Вот, что осталось. Давайте попробуем прочитать:

«Спасибо за вашу доброту. Примите  угощение».

- Ребята  вы так хорошо помогали старику. Как настоящие помощники золотой рыбки. Поэтому золотая рыбка  угощает вас сладкими  морскими камешками.

VII. Итог занятия.

- Помогли старику. Стала старуха добрее.
А мы какие звуки научились различать?
- Старик благодарит вас за помощь и дарит рыбок  для  штриховки. Он будет вспоминать о вас  добрым словом.

Приложение