Цель мероприятия: привить любовь к родному русскому языку; повысить общую языковую культуру школьников; развить интерес к русскому языку как учебному предмету; пробудить любознательность и интерес ребят к чтению произведений литературы.
Оборудование: оформление актового зала высказываниями известных людей о русском языке; творческие работы учеников; книжная выставка; музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Ведущий.
Здравствуйте, уважаемые гости и участники игры! Мы пригласили вас на заключительное мероприятие Декады русского языка, литературы и детской книги. Это лингвистическая игра «Его Величество Русское Слово», в которой примут участие ребята из 6,7,8 классов.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком . Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели и, возможно, никогда не увидим. Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: «Что же такое слово»? (Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия). А по определению В.И Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово - исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства». И сегодня мы будем познавать наш богатый русский язык, учиться выражать свои мысли.
Итак, я хочу представить команды, которые сегодня будут состязаться в знании языка и литературы. А оценивать соревнование ребят будет жюри - учащиеся 10 класса.
Конкурс «Приветствие команд» (5 баллов).
Конкурс «Блиц - турнир» (1балл за каждый правильный ответ).
«Блиц» означает быстрый. Вы должны ответить на вопросы быстро, не совещаясь.
Вопросы первой команде.
- Что у цапли впереди, а у зайца позади?(буква Ц).
- Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дней? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
- В каком слове отрицание нет слышится 100 раз? (стонет).
- Что общего у дня и ночи? (мягкий знак).
- Что находится между горой и оврагом? (буква и).
- Какая обувь в огне не рождается, огнем закаляется, долго носится, никак не сносится? (подкова).
- Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным).
- Весь мир одевает, а сама нагишом? (иголка).
- Сложишь – клин, разложишь - блин? (зонт ).
- Какая одежда согревает душу? (душегрейка).
Вопросы второй команде.
- Название какого города образовано из названия дерева и минерала? (Мел и тополь – Мелитополь).
- Какой город может парить в воздухе? (Орел).
- Соединив название ноты с согласной буквой, мы получим название реки в России? (Дон).
- Какой месяц самый короткий? (Май).
- Отгадайте загадку: «Книзу – вершком, кверху – корешком».Что это такое? (Сосульки).
- Какое название острова говорит о его величине? (Я - Мал).
- «Крыша Мира». Где она находится? (Памир в переводе на русский язык означает «Крыша Мира»).
- Название какого города говорит , что он «сердитый»? (Грозный).
- Какая страна в Центральной Америке носит такое же название ,что и головной убор? (Панама).
- Какого цвета белый свет? (Белый свет состоит из ряда разноцветных лучей: красного, оранжевого ,желтого, зеленого , голубого, синего, фиолетового)
Оценка жюри.
Конкурс «Знатоков ударений» (6 баллов).
Приглашаются по 1 участнику от каждой команды . Задание: В словах нужно правильно расставить ударения и дать объяснение.
1.Агeнт, гусеница, тoрты, балуюсь, комбайнер, тефтели.
2.Мельком, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал.
Ведущий.
Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим , насколько хорошо вы знаете поговорки и пословицы.
Конкурс « Знатоков поговорок» (3 балла).
- В какой поговорке имеется в виду, что одни неприятности и несчастья обязательно повлекут за собой и другие? (Беда никогда не приходит одна).
- В какой поговорке говорится о недалеком, неумном человеке? (Без царя в голове).
- Какая поговорка учит нас, что своим добрым именем надо дорожить с малых лет? (Береги платье снову, а честь смолоду)
- Какая поговорка дает напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели? (Большому кораблю – большое плавание).
- Эта поговорка бывает к месту, когда жизненные условия стеснены. (В тесноте, да не в обиде).
- Какая поговорка учит, что надо жить не только сегодняшним днем, необходимо помнить и о дне завтрашнем? (Готовь сани летом, а телегу зимой).
Ведущий
Русский язык очень богат фразеологизмами. Это устойчивые сочетания слов, которые употребляются и в прямом и в переносном значении. Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок и легенд.
Конкурс «Фразеологический» (2 балла за правильный ответ).
Давайте вспомним удивительные легенды Древней Руси. Известно, что они подарили нашему языку много ярких словосочетаний. Что же означают некоторые из них?
- Происхождение этого выражения корнями уходит во времена царя Ивана Грозного. Московский митрополит Филипп, образованный и просвещенный человек, выступал против царской политики террора и насилия. Он неоднократно посылал царю письма с просьбой отменить опричнину. Царь ,не желая прислушиваться к строптивому митрополиту, презрительно называл его Филькой. С его именем связано выражение, которое укоренилось в русской речи, и до сих пор так называют документ, не имеющий юридической силы. (Филькина грамота).
- На Руси издавна был обычай в случае досады или разудалого веселья, перед тем как пуститься в пляс, с размаху бросать шапку на землю – такова была удалая русская душа. Это выражение первоначально обозначало численное преимущество над противником, позже оно стало ироническим определением глупой самонадеянности. (Шапками закидать).
- До революции на Руси было много монастырей, и каждый из них имел свой свод правил, который назывался уставом. Все монахи, живущие в монастыре, следовали только своему уставу. Если они переходили в другой монастырь, то должны были подчиняться и его уставу. Монахи, тысячами бродившие по Руси, и разнесли эту поговорку по свету. Теперь человеку, который, следуя своим привычкам ,не подчиняется принятым нормам поведения, говорят… (В чужой монастырь со своим уставом не ходят).
- До 18 века, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы приготовить ее , не требовалось большого умения - горшок с репой ставился в печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела. (Проще пареной репы).
Оценка конкурса жюри.
Ведущий.
Рубеж, край, черта раздела - все это можно назвать одним словом – граница. Давайте поговорим о преодолении границ в общении, о том , как можно найти общий язык с самыми разными людьми в самых разных ситуациях.
Конкурс «Преодоление границ в общении» (5 баллов).
Задание: Не используя ни одного слова, передайте вопрос или просьбу зрителям.
Задание для 1 команды: «Где находится школа?»
Задание для 2 команды: «Я хотел бы съесть хот-дог».
Музыкальная пауза.
«Конкурс стихотворцев» (5 баллов).
Задание: Восстановить пропущенные строки в предложенных стихотворениях и назвать автора, выразительно прочитать стихотворение. Командам предлагаются строки из стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Ведущий.
В качестве домашнего задания нашим командам была предложена инсценировка басни.
Конкурс «Домашнее задание» (10 баллов).
Команды показывают свое мастерство в инсценировке басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица» и «Стрекоза и Муравей».
Подведение итогов конкурса и всего мероприятия, награждение победителей.