Тема: «Запятая в предложениях с однородными членами».
Цель: познакомить учащихся с правилами постановки запятой между однородными членами предложения, связанными союзами и, а, но.
Задачи:
- углублять знания учащихся о связи между однородными членами предложения;
- учить детей видеть однородные члены предложения;
- развивать речь учащихся и орфографическую зоркость.
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель: Ребята, прочитайте девиз нашего урока. ( Девиз на плакате висит на доске.)
Дети: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
У.: Как вы понимаете смысл этого выражения?
Д.: Если что-то не получается, не надо сдаваться, надо пытаться снова и снова.
У.: Я думаю, что все вы сегодня на уроке приложите свои силы и справитесь со всеми затруднениями, и найдете ответы на все вопросы, которые возникнут у вас. А для того чтобы настроиться на работу, предлагаю провести разминку.
2. Словарная работа.
У.: Дополните предложения словарными словами. Спишите, обозначая орфограммы. (один ученик работает на доске).
В саду расцвела ___________, ____________. (сирень, черемуха).
На деревьях растут _________ и ____________ .(апельсины, абрикосы)
У.: Составьте схемы этих предложений.
- Назовите, какие словарные слова вставили. Какие орфограммы в этих словах?
- Прочитайте грамматическую основу 1 предложения. (расцвела сирень, черемуха)
- Что увидели в этом предложении? (однородные члены)
- Что знаете об однородных членах? (зависят от одного и того же слова, отвечают на один и тот же вопрос, между ними ставится запятая)
- Какие однородные члены предложения вы видите? (сирень, черемуха)
- Какая схема получилась в 1 предложении? (======= , .)
- Прочитайте грамматическую основу 2 предложения. (растут апельсины и абрикосы)
- Какие однородные члены предложения вы видите? (апельсины и абрикосы)
- Какая схема получилась во 2 предложении? (======= и .)
- Чем отличаются схемы предложений? (В 1 схеме между однородными членами есть запятая, а во второй схеме нет).
3. Постановка проблемного вопроса.
У.: Скажите, почему мы не поставили запятую во втором предложении.(Дети затрудняются с ответом, либо дают правильный ответ, но не могут его аргументировать) .
У.: Когда между однородными членами ставится запятая?
У.: Я предлагаю вам самим найти ответ на этот вопрос. Ведь не зря мы наш урок начали с девиза: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»!
- Итак, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится)
- Какова же тема нашего урока? (Запятая в предложениях с однородными членами)\
4. Работа в группах.
У.: Предлагаю вам поработать в группах и найти ответы на все интересующие нас вопросы.
- Давайте вспомним правила работы в группах:
- Договориться, кто будет командиром группы.
- Командир распределяет обязанности.
- Командир следит за выполнением задания, отвечает за результат.
- Каждый в группе имеет право высказаться, остальные обязаны выслушать.
- Работают все дружно.
На столах лежат карточки. Ребята читают теоретическую часть, разбирают пример, данный в правиле, выполняют задание, которое находится после теории. Когда вся группа выполнила задание, она переходит за другой стол и работают над другой карточкой. И так, пока не обойдут все 5 столов.
Карточка № 1.
Тема: «Запятая в предложениях с однородными членами»
Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления. Между однородными членами ставятся запятые.
Например: Сухие листья шуршат, переговариваются, затихают.Задание: составьте из данных слов предложение, запишите его, расставив знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
Собирают, зиму, белки, грибы, на, ягоды, орехи.
Карточка № 2.
Тема: «Запятая в предложениях с однородными членами»
Однородные члены предложения могут соединяться союзом но. Перед союзом но всегда ставится запятая.
Например: Зимой солнце светит, но не греет.
― ===, но ===.Задание: спишите предложение, дополните его однородным членом, поставьте, где нужно запятую. Подчеркните грамматическую основу предложения, составьте его схему.
Ребята спешили на поезд но ……
Карточка № 3.
Тема: «Запятая в предложениях с однородными членами»
Однородные члены предложения могут соединятся союзом а. Перед союзом а всегда ставится запятая.
Например: Кошка спит, а мышку видит.Задание: спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и запятые. Подчеркните орфограммы и грамматическую основу предложения. Составьте схему этого предложения.
З…мой з…мля отдыхает а в…сной расцв…тает.
Карточка № 4.
Тема: «Запятая в предложениях с однородными членами»
Однородные члены предложения – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Например: Грачи, скворцы, жаворонки улетают на юг.
Задание: выпишите предложение с однородными членами, подчеркните грамматическую основу.
Медленно плывут по небу серые облака. В прозрачных лужах плавают травинки, веточки. Мелкий дождик шуршит по листья. Не слышно криков птиц. Наступила осень.
Карточка № 5.
Тема: «Запятая в предложениях с однородными членами»
Однородные члены предложения могут соединятся союзом и. Перед одиночным союзом и запятая не ставится.
Например: Серебристый иней лежал и не таял.Задание: составьте из данных слов предложение. Подчеркните грамматическую основу, составьте схему.
Срывали, ветры, красивые, швыряли, на, листья, землю, и, их.
(На работу по группам отводится 10-15 минут урока.)
5. Закрепление полученных знаний.
1) Фронтальный опрос.
У.: Итак, поработав в группах, вы нашли ответ на поставленный вопрос. Так когда между однородными членами ставится запятая?
Д.: При перечислении, перед союзами а, но.
У.: А в каких случаях запятую ставить не будем?
Д.: Если между однородными членами предложения стоит одиночный союз и.
У.: Приведите примеры таких предложений.
У.: Сделайте вывод о знаках препинания в предложениях с однородными членами.
У.: Почему эти знаки важны в письменной речи?
У.: Придумайте условные обозначения для того, чтобы легко запомнить, когда нужно писать запятую между однородными членами предложения, а когда не нужно.
O, O, O.
O, а O.
O, но O.
O и O. ,
2) Письмо по памяти.
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой…
У.: Объясните постановку знаков препинания.
3) Комментированная запись предложений.
Терпение и труд все перетрут.
Держи ноги в холоде, а голову в тепле.
Солнце светит, но не греет.
6. Подведение итогов урока.
У.: Какова была тема нашего урока?
У.: Сформулируйте правило, когда в предложениях с однородными членами ставится запятая, а когда она не нужна.
У.: Давайте еще раз вернемся к девизу урока. Какие однородные члены там есть? Почему между однородными членами «бороться» и «искать» не стоит запятая? В каких случаях нужна запятая, а в каких не нужна?
7. Домашнее задание:
придумать 5 предложений с однородными членами предложения с союзами и без.