1. Организационный момент – 1 минута.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Дежурные, назовите отсутствующих. (Отмечаю отсутствующих.)
2. Вступительное слово учителя - 4 минуты.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. Цель этого маршрута – подготовиться к изложению текста с разными типами речи. Для этого мы будем учиться пересказывать текст, излагать его последовательно, формулировать тему и идею текста, определять типы речи, составлять тезисный план. Внимание на доску: это наш маршрутный лист. Путешественники, готовы? Итак, вперед!
На доске:
- Формулирование темы.
- Название текста.
- Определение типов речи.
- Составление плана текста.
- ?
Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа, тема «Подготовка к изложению текста с разными типами речи».
Прежде чем приступим к первому этапу работы, я напомню вам, ребята, что изложение – это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как можно точнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст.
Работать мы будем с учебником. Откроем страницу 205 и найдем упражнение 554.
3. Работа над текстом упражнения - 35 минут.
Познакомимся с заданием упражнения. (Чтение задания.)
А теперь обратимся к тексту Геннадия Снегирева. (Чтение учителем текста с использованием слайдов
См. презентацию в ПРИЛОЖЕНИИ 1:
Слайд № 1 – перенесемся на восток нашей большой страны, в Анадырский залив – это фотография Анадырского залива;
Слайд № 2 – так выглядит Анадырский залив на карте России;
Слайд № 3 – представим, что мы находимся на научно-исследовательском судне, корабле, плывущем среди льдов;
Слайд № 4 - а вот и кашалот, который ударился о наш корабль, он может выглядеть вот так.)
Начинаем работать.
Дайте определение темы текста? (Тема – это о чем текст.)
Сформулируйте тему текста Геннадия Снегирева. (Ребята дают свои варианты. Учитель подытоживает все сказанное учениками.)
А теперь записываем и смотрим на слайд:
Слайд № 5
Тема: этот текст о том, как молодой кашалот принял судно за своего сородича и всю ночь плыл рядом с кораблем.
Ребята, зная тему, что мы можем подобрать? С чем обычно совпадает тема текста? Правильно, с названием. Ваши варианты. (Дети дают названия тексту.) Запишем один из понравившихся заголовков к себе в тетрадь:
Заблудившийся кашалот
Как китенок маму искал
Кашалот и корабль
Как корабль приютил малыша-кашалота
и другие
Следующий этап нашей работы – это определение встретившихся в тексте типов речи.
Я прочту текст еще раз, а вы в это время напротив каждого абзаца поставите условный знак типа речи: П – повествование, О – описание, Р – рассуждение.
Работаем самостоятельно. (Чтение учителем текста второй раз и проверка обозначений типов речи. Тип речи и доказательство.)
Слайд № 6
Внимание на экран – перед нами типологическая структура текста изложения:
1 абзац – описание с элементами рассуждения (описание движения корабля в Анадырском заливе и объяснение особенностей движения; описание ночи в море и объяснение особенностей состояния природы);
2 абзац – повествование с элементами описания (рассказ о появлении чудовища и столкновении его с кораблем и описание движений этого чудовища);
3 абзац – описание зубастого кита;
4 абзац – рассуждение о том, почему кашалот так упорно плывет за кораблем;
5 абзац - повествование с элементами рассуждения - два последних предложения.
Таким образом, в тексте встретились все типы речи: и повествование о том, что же случилось и как развивались события, и описание природы, корабля и его движения и кашалота, и рассуждение, почему судно так медленно двигается и что будет дальше с китенком. [1] (А почему в тексте встретились разные типы речи?)
Ребята, а что еще нужно сделать, чтобы предать текст последовательно, логически правильно? (Составить план. Какие виды планов вы знаете?)
Следующий пункт нашего маршрута - составлением тезисного плана. (Дайте определение тезисному плану. Тезисный план – это план, в котором название каждой части – тезис, то есть утверждение, требующее доказательства.)
Кроме составления плана, нас ожидает еще и работа с трудными в написании словами и составление схем предложений, где есть разные синтаксические конструкции.
(Чтение детьми текста еще раз по абзацам и составление плана.)
Записываем:
Слайд № 7
Тезисный план
1. Однажды ночью корабль шел в Анадырском заливе и с большим трудом пробирался малым ходом между льдинами. (Обращаю внимание на орфографию слов и синтаксические конструкции.)
Пересказ первого абзаца2. Вдруг за бортом появилось какое-то чудовище. (Работа над орфографией и пунктуацией.)
Пересказ второго абзаца3. Всю ночь за кораблем плыл и тяжко вздыхал кашалот – самый большой по размерам зубастый кит. (Работаем над орфографией и пунктуацией, лексическая работа: кувалда - это род молота для работы с металлом.)
Пересказ третьего абзаца
4. Наверное, молодой кашалот отстал от матери и принял судно за кита. (Орфографическая и пунктуационная работа.)
Пересказ четвертого абзаца5. Молодой кит отправился искать экватор. (Орфографическая, пунктуационная и лексическая работа.) Дайте определение слову экватор. (Экватор – это воображаемая окружность, делящая земной шар на северное и южное полушария. Из словаря С. И. Ожегова.)
Пересказ пятого абзаца
В письменном варианте текста вы постараетесь использовать разные синтаксические конструкции. Мы почти закончили наше путешествие по тексту изложения. Мы уяснили его смысл, разобрали написание трудных слов и повторили разные синтаксические конструкции. Теперь подумаем, а что хотел сказать автор в этом тексте? Что мы сформулируем? (Идею.Автор хотел сказать, как плохо жить на свете без мамы.)
4. Заключительное слово учителя и подведение итогов – 5 минут.
Как вы думаете, ребята, какова дальнейшая судьба маленького китенка? (Ответы.) Я думаю, что маленький зубастый кит достиг экватора. Находясь в пути, он стал большим и в теплых водах, может быть, встретив свою маму, чувствовал себя совсем счастливым.
Слайд № 8 – счастливый кашалот на мелководье
Мои дорогие путешественники, ваша работа на уроке говорит о том, что текст о китенке не оставил вас равнодушными. Поэтому хочу предложить вам написать на следующем уроке не просто изложение, а изложение с творческим заданием. Добавим в наш тезисный план последний пункт (№ 5):
Слайд № 9
5. Дальнейшая судьба китенка…
Китёнок прощается с нами.
Слайд № 10
А мы снова в Анадырском заливе.
Слайд № 11
6. Домашнее задание.
Записываем в дневник: подготовиться к письменному изложению текста – перечитать текст 2 раза, пересказать самому себе и подготовить творческое задание на черновике (2 – 3 предложения).
Настало время оценить результаты нашего путешествия. Многие ребята работали активно на уроке. Получают «пятерки» и «четверки»
(Учитель комментирует оценки.)
Урок окончен. До свидания.
Список использованной литературы:
1. Планирование уроков русского языка в 5 классе по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова. М.: Мнемозина, 2006 год. С. 16 – 17