Тема урока: «Роль причастий в художественном тексте»
Цели урока:
образовательные:
- повторить основные признаки причастий, их отличия от других частей речи;
- повторить сведения о тексте;
- показать роль причастий и имен прилагательных в художественном тексте;
- повторить основные правила орфографии и пунктуации;
развивающие:
- продолжить знакомство учащихся с лучшими произведениями русских поэтов и писателей о природе, произведениями искусства;
- продолжить pa6оту
- над развитием речи учащихся через создание ими собственных речевых произведений, монологических ответов;
- над пополнением лексического словаря учащихся,
- над формированием образного мышления;
воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за родной язык, чувство восхищения прекрасным словом писателя, классической музыкой, произведениями живописи.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Осень» (Приложение 1); ПК; фонограмма концерта Английского камерного оркестра под управлением Леонарда Слаткина (Антонио Вивальди «Времена года. Осень»); кленовые листья; рабочие тетради учащихся; «Толковый словарь» Ожегова и Шведовой.
Примечание: при отсутствии ПК и мультимедийной установки - раздаточный материал: фрагменты текста К. Паустовского; строки русских поэтов об осенней листве; запись на доске (фрагмент текста К. Паустовского с пропусками орфограмм и знаков препинания); репродукции картин об осени, фотографии на осеннюю тему.
Ход урока
Этап урока |
Действия и слова учителя |
Время |
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит большая, но очень интересная работа. |
10 сек. |
Определение целей и задач урока |
- Мы продолжим разговор о причастии, вспомним все ранее изученное об этой части речи, пона6людаем, какую роль играют причастия в речи, поработаем с текстом. |
15 сек. |
Проверка домашнего задания |
- Начнем же урок мы с проверки домашнего задания. Я просила вас подобрать как можно больше выражений (в том числе и из художественной литературы), с помощью которых можно описать внешний вид, характер кленового листа. Почему именно кленового? На мой взгляд, это самый необычный изо всех листьев: и по форме, и по окраске. |
6 мин. |
Работа с текстом |
Давайте познакомимся с одним кленовым листком поближе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест листа, который падал, - звук, который напоминает шепот.
- Что вы можете сказать?
- Спасибо. А теперь я попрошу вас прикрыть глаза и послушать.
(Учитель читает текст. В момент чтения выпускает из рук кленовые листья, будто они падают, оторвавшись от ветки)
- Что изменилось в вашем восприятии? |
12 мин. |
Работа в тетрадях |
- А теперь я попрошу вас записать в тетради число, тему урока и переписать фрагмент текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания: (Примечание: текст проецируется на экран через мультимедийный проектор. В случае его отсутствия может быть записан на доске или выдан учащимся в качестве раздаточного материала) Я (по)см..трел на клен и увидел как ост…рожно и медле(н,нн)о отд..лился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгновение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим н..гам, чуть ш..лестя и к..чаясь. (В)первые я услыхал шелест падающ.. листа - (не)ясный звук напоминаю.. детский ш..пот. (После выполнения задания учащимися проводится фронтальный опрос: объяснить орфограммы, постановку знаков препинания; найти причастие и причастный оборот. Подумать, какую роль они выполняют в тексте.) |
10 мин. |
Слово учителя |
- В XIX веке А.С. Пушкин писал: «Причастия: ...обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» . - О какой особенности причастия говорится в этом высказывании? - Вы совершенно верно подметили, что причастия помогают сделать речь живее, красивее, образнее, ярче. |
2-3 мин. |
Творческая работа |
- Сейчас я предлагаю вам на некоторое время стать писателями или поэтами - кому что ближе. - Давайте подумаем, как начать вашу работу? - О чем бы вы хотели рассказать? -Где и когда вы услышали эту историю? Может быть, гуляя по парку и прислушиваясь к шелесту листвы под ногами? А может быть, набежавший ветерок прошелестел ее вам? - А каким характером вы наделили бы ваш листочек? Может быть, это путешественник, и ему просто не сидится на родной ветке? Он стремится быстрее оторваться и, усевшись на спину свежему ветерку, облететь как можно больше городов, а может быть, даже стран, и увидеть много нового и интересного? - А может быть, ему пришлось оторваться от своей ветки, потому что он остался совершенно один и ему стало грустно и одиноко? (Под музыку (фонограмма концерта Английского камерного оркестра под управлением Леонарда Слаткина (Антонио Вивальди «Времена года. Осень») демонстрируется мультимедийная презентация «Осень» . Некоторые из предложенных поэтических фрагментов учитель зачитывает, обращая внимание на изобразительные средства языка). (Примечание: в случае отсутствия мультимедийного оборудования учащимся предлагается раздаточный материал: листы с отпечатанными строками русских поэтов об осенних листьях; на доске - выставка репродукций картин и фотографий об осени) Учащиеся начинают работать над сочинением-миниатюрой. |
13 мин. |
Подведение итогов урока. Домашнее задание |
- Наш урок подходит к завершению. Дома вы продолжите работу над сочинением-миниатюрой. Не забывайте использовать имена прилагательные и причастия, помните об их роли в художественном тексте. |
15 сек. |