Тема урока: «Способы проверки орфограмм в корне слова» (Обобщение).
Цели:
1) учащиеся повторяют правила написания и проверки корневых орфограмм: безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, упражняются в написании слов на данное правило;
2) развитие интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;
3) воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование урока:
- Магнитная доска;
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Фигуры героев: Всезнайки, Четвёркина, Пятёркина; пиратов: капитан Жирная Двойка и его команда;
- Плакат «Океан Орфографических Знаний»;
- Материалы для творческой парной работы;
- Кроссворд.
Ход урока
1.Организационный момент.
На экране - плакат «Океан Орфографических Знаний».
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок – путешествие. Мы отправляемся в путешествие по «Океану Орфографических Знаний». Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов.
2.Каллиграфическая минутка.
- Если мы поплывём по «Океану Орфографических Знаний», то на каком транспорте?(На корабле ).
- Корабль - это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.
- А какие ещё бывают корабли? (Космические. На них люди летают в космос).
- С какого звука начинается это слово?
- [к]
- Правильно [к] - звук, буква «к».
- Пропишем целую строчку букву «к».
- Дайте характеристику этому звуку.
[к] –согласный, глухой, парный.
- Назовите пару.
Звук [ г ] , буква «г»
- Пропишем букву «г» целую строчку.
- Дайте характеристику этому звуку.
[ г] - согласный, звонкий, парный.
3. Словарно-орфографическая работа.
- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются продуктами, в том числе овощами.
- Какие овощи мы возьмём с собой, попробуйте отгадать?!
Задания к классу:
1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.
(Помидор).
2. Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», что значит «голова».
(Капуста ).
3. Огородное растение с крупными семенами - горошинами.
(Горох ).
4. Этот овощ получил своё название «агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.
(Огурец ).
5. Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле.
(Картофель ).
7. Про этот овощ сложена загадка : «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали».
(Морковь ).
(На магнитной доске появляются словарные слова и изображение овощей)
Введение нового слова.
- Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом «погода». Когда шёл дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье. Сейчас словом «погода» называют любое состояние атмосферы.
- Напишите слово «погода» в тетради.
- Сколько слогов в слове ? (3).
- Какой ударный ? ( 2 ).
- Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
4.Актуализация опорных знаний по теме урока.
(На экране появляются острова: остров «Безударных гласных» и остров «Непроизносимых согласных»).
- Мы плывём в «Океане Орфографических Знаний». Проплываем остров «Безударных гласных», приближаемся к острову «Непроизносимых согласных». Но вот неудача!
Наш корабль захватили пираты с острова «Безграмотландия» во главе с капитаном Жирная Двойка. И мы с ними справимся только в том случае, если выполним правильно задания, которые нам задает капитан Жирная Двойка.- Записать слова в два столбика ( с безударной гласной, с непроизносимой согласной в корне ), подчеркните орфограммы.
(На экране появляются слова )
Сер...це, м...стовая, вр...дители, з...л...нела, здра...ствуй, б...р...да, гол...д, звёз...ный, веч...р, радос...ный, со...нце, г...в...рит, мес...ный, гиган...ский.
- Над какими орфограммами мы работали?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?
- Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке…
- Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?
- Пираты с острова «Безграмотландия» нас освободили, и мы продолжаем наше путешествие. Но нам надо подкрепиться немного отдохнуть.
5.Физминутка.
(На экране появляется краб . Дети выполняют зарядку).
- Крабик потянулся, прямо встал, вперед нагнулся.
Вправо, влево посмотрел и на дно тихонько сел.
- Мы отдохнули и можем продолжать наше путешествие.
- Мы плывём в «Океане Орфографических Знаний», подплываем к острову «Парных согласных по глухости - звонкости». Здесь ещё утро, некоторые из звуков ещё не проснулись.
- Произнесите звуки парами, и «спящие» тут же проснутся.
Дети произносят, а на экране появляются
б в г д з ж
п ф к т с ш- Правит этим островом господин «Гласный» и его помощники-добрые волшебники - звонкие согласные [ р ], [ л ] , [ м ] , [ н ].
- Кто догадался, почему?- Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй, слово смело изменяй –
Рядом гласный подставляй!- Сейчас вы должны доказать умение обозначить на письме буквами парные согласные звуки в «ошибкоопасных» местах в слове. А задание для вас следующее: на партах у вас лежат листочки с текстом, работаем в парах.
- Найдите в тексте слова с парными согласными, требующие проверки и напишите их в тетрадь.
Выборочное письмо
- Легко, как тень, рыбки, скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка улитка.
- Как же проверить парные согласные в корне?
Нам пора возвращаться домой. Но вот беда! Наших героев: Всезнайку, Четвёркина и Пятёркина захватили осьминоги. И отпустят их только тогда, когда мы вместе с ними разгадаем кроссворд:
(На экране появляется кроссворд «Корабль»).
По горизонтали:
- В шубе летом, зимой раздетый. ( Лес - леса ).
- Сложишь – клин, развернёшь – блин. ( Зонт - зонты ).
- Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт: ни царь, ни царица, ни красная девица.( Град - нет града).
По вертикали:
- Летом вырастает, а осенью опадает. ( Лист -листик ).
- Зимой в поле летал, а весной в реку побежал. ( Снег - снега ).
( Дети записывают слова вместе с проверочными словами и выделяют орфограмму ).
- Составьте и запишите с одним из слов предложение.
- Осьминоги освободили наших друзей. Мы можем спокойно плыть домой.
6. Подведение итога урока.
- Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы, как «океанические ворота», задают нам вопрос:
«О каких правилах шла речь на уроке ? Что между ними общего?»
7. Домашнее задание.
- Повторить правила написания и проверки корневых орфограмм.