Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе по теме: "Способы проверки орфограмм в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Тема  урока: «Способы  проверки  орфограмм  в  корне   слова» (Обобщение).

Цели:

1) учащиеся  повторяют правила написания  и  проверки  корневых  орфограмм:  безударных  гласных,   парных  согласных,  непроизносимых  согласных,   упражняются  в  написании   слов  на  данное  правило;
2) развитие  интеллектуальных  способностей  учащихся:  речь,  внимание,  память,  мышление,  наблюдательность;
3) воспитание  интереса  к  русскому  языку.  

Оборудование  урока:

  1. Магнитная  доска;
  2. Мультимедийный  проектор;
  3. Экран;
  4. Фигуры  героев:  Всезнайки,  Четвёркина,  Пятёркина; пиратов:   капитан  Жирная   Двойка  и его  команда;
  5. Плакат  «Океан  Орфографических   Знаний»;
  6. Материалы  для   творческой   парной   работы;
  7. Кроссворд.

Ход   урока

1.Организационный  момент.

На  экране - плакат  «Океан  Орфографических  Знаний».

- Ребята,  у  нас  сегодня   необычный   урок,  урок – путешествие.  Мы  отправляемся  в  путешествие   по   «Океану   Орфографических  Знаний».  Во  время  нашего   путешествия  мы  встретимся  с  законами  орфографии  и  постараемся   доказать   знания  этих  законов.

2.Каллиграфическая  минутка.

- Если  мы  поплывём   по   «Океану  Орфографических  Знаний»,  то  на  каком   транспорте?(На  корабле ).
- Корабль  -  это  транспорт,   предназначенный   для   перевозки   людей   и   грузов   по   воде.
- А  какие  ещё   бывают   корабли? (Космические. На них люди летают в космос).
- С   какого  звука   начинается   это   слово?
-   [к]
- Правильно [к] - звук,   буква «к».
-  Пропишем  целую  строчку букву   «к».
- Дайте  характеристику  этому   звуку.
[к] –согласный,  глухой,   парный.
- Назовите пару.
Звук  [ г ] , буква  «г»
- Пропишем  букву  «г»   целую   строчку.
- Дайте   характеристику   этому   звуку.
[ г] -  согласный,  звонкий,   парный.

3.  Словарно-орфографическая   работа.

- Отправляясь   в   путешествие,   мореплаватели   запасаются   продуктами,   в   том   числе   овощами.
- Какие   овощи   мы   возьмём   с   собой,   попробуйте   отгадать?!

Задания   к   классу:

1. Итальянцы   назвали   этот   овощ   золотым   яблоком.

омидор).

2. Название   этого   овоща   произошло   от   латинского   слова   «капут»,  что   значит   «голова».

апуста ).

3. Огородное   растение   с   крупными   семенами -  горошинами.

орох ).

4. Этот   овощ   получил   своё   название   «агурос»   за   то,  что   в   отличие   от   других   овощей   его   едят   неспелым.

(Огурец ).

5. Этот   овощ   был   завезён   из   Южной   Америки.  Клубни   его   похожи   на   гриб   трюфель;  как  и   трюфель,   они   растут   в   земле.

артофель ).

7. Про   этот   овощ   сложена   загадка :    «Красная   девица   сидит   в   темнице,   люди   в   руки   брали,   косы   срывали».

орковь ).

(На   магнитной   доске   появляются   словарные   слова  и   изображение   овощей)

Введение   нового   слова.

- Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше   называли словом   «погода».  Когда   шёл   дождь,   мела   метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье. Сейчас  словом  «погода»  называют  любое состояние атмосферы.

- Напишите слово «погода» в тетради.
- Сколько слогов  в  слове ?  (3).
- Какой ударный ? ( 2 ).
- Подчеркните  непроверяемую безударную гласную.

4.Актуализация   опорных   знаний   по   теме   урока.

(На экране появляются острова: остров «Безударных   гласных» и остров «Непроизносимых согласных»).

- Мы  плывём   в   «Океане    Орфографических   Знаний».   Проплываем   остров   «Безударных   гласных»,   приближаемся   к   острову   «Непроизносимых   согласных».   Но   вот   неудача!
Наш  корабль   захватили    пираты   с   острова   «Безграмотландия»    во   главе   с   капитаном   Жирная   Двойка.  И   мы   с   ними   справимся   только   в   том  случае,  если   выполним   правильно   задания,  которые  нам   задает   капитан   Жирная   Двойка.

- Записать  слова  в  два  столбика  ( с  безударной   гласной,  с  непроизносимой   согласной  в  корне ),  подчеркните  орфограммы.

(На  экране появляются   слова )

Сер...це, м...стовая, вр...дители, з...л...нела, здра...ствуй, б...р...да, гол...д, звёз...ный, веч...р, радос...ный, со...нце, г...в...рит, мес...ный, гиган...ский.

- Над  какими   орфограммами   мы   работали?
- Что  надо   сделать,  чтобы  не   ошибиться   в   правописании   слов   с   безударной   гласной   в   корне?
- Иногда   согласные   играют   с нами   в   прятки. Они  не   произносятся,  но   пишутся   в   тетрадке…
- Как  называются   согласные,   которые   в   середине   слова   пишутся,   но  не   произносятся?
- Что   надо   сделать,   чтобы   не   ошибиться   в   правописании   слов   с   непроизносимыми   согласными?

- Пираты   с  острова  «Безграмотландия»  нас  освободили,  и   мы   продолжаем   наше   путешествие.  Но   нам   надо   подкрепиться   немного   отдохнуть.

5.Физминутка.

(На   экране   появляется   краб . Дети  выполняют  зарядку).

- Крабик   потянулся,   прямо   встал,   вперед   нагнулся.
Вправо,  влево   посмотрел   и  на   дно   тихонько   сел.

- Мы   отдохнули   и   можем   продолжать   наше   путешествие.
- Мы   плывём   в   «Океане   Орфографических   Знаний»,   подплываем   к   острову  «Парных   согласных  по  глухости - звонкости». Здесь   ещё   утро,   некоторые   из   звуков   ещё   не   проснулись.
- Произнесите   звуки   парами, и «спящие»  тут   же   проснутся.

Дети   произносят, а   на   экране   появляются

б в г д з ж
п ф к т с ш

- Правит   этим   островом   господин   «Гласный»   и   его   помощники-добрые   волшебники - звонкие   согласные  [ р ], [ л ] , [ м  ] ,  [ н ].
- Кто   догадался,  почему?

-  Парные   согласные
Самые   опасные.
Парный   в   слове   проверяй,  слово  смело   изменяй –
Рядом   гласный   подставляй!

- Сейчас  вы  должны   доказать   умение   обозначить   на   письме   буквами   парные   согласные   звуки   в   «ошибкоопасных»   местах   в   слове.  А   задание   для   вас   следующее:  на   партах   у   вас   лежат   листочки   с   текстом, работаем  в   парах.
- Найдите   в   тексте   слова   с   парными   согласными,  требующие  проверки  и   напишите   их  в   тетрадь.

Выборочное  письмо

- Легко,  как   тень,  рыбки,  скользят   у   самого   дна.   Рыщет   по   морю   селёдка,  друзей   ищет.  Вылез  из-под  камня   краб.  Уплыл  из  своего   домика   ёрш,  уползла   его  соседка  улитка.
- Как  же   проверить  парные   согласные   в  корне?

Нам  пора   возвращаться   домой.  Но  вот  беда!  Наших  героев: Всезнайку,  Четвёркина  и  Пятёркина   захватили осьминоги. И  отпустят  их   только   тогда,  когда  мы   вместе  с  ними   разгадаем   кроссворд:

 

 

(На  экране   появляется  кроссворд  «Корабль»).

По  горизонтали:

  1.  В  шубе   летом,  зимой   раздетый. ( Лес - леса ).
  2.  Сложишь – клин,  развернёшь – блин. ( Зонт - зонты ).
  3. Рассыпался  горох  на  семьдесят  дорог,  никто  его   не  подберёт: ни  царь,  ни  царица,   ни   красная   девица.( Град - нет града).

По  вертикали:

  1. Летом  вырастает,  а  осенью  опадает. ( Лист -листик ).
  2. Зимой  в  поле   летал, а   весной   в  реку   побежал. ( Снег - снега ).

( Дети  записывают  слова  вместе   с   проверочными  словами  и  выделяют  орфограмму ).

- Составьте  и  запишите  с  одним   из  слов   предложение.
- Осьминоги   освободили  наших  друзей.  Мы  можем   спокойно   плыть   домой.

6. Подведение   итога  урока.

- Мы  отправляемся   домой  через   узкий   пролив.   Огромные  скалы,  как   «океанические   ворота»,   задают   нам  вопрос:
«О  каких   правилах   шла   речь  на  уроке ?  Что  между   ними   общего?»

7. Домашнее  задание.

- Повторить   правила  написания  и  проверки  корневых  орфограмм.