Фёдор Иванович Тютчев (на доске) 1803-1873г.
1. Проверка домашнего задания-Ваше домашнее задание состояло из двух частей. Первое, что вам надо было выполнить, - узнать сведения о поэте, его жизни и творчестве.
(Родился в 1803 году в Орловской губернии, учился в Московском университете, было много друзей и учителей, преданных литературе. После окончания университета Тютчев поступил на дипломатическую службу и покинул Родину, возвратился через двадцать два года, уже печатался. Стихи лирические, в них автор глубокий мыслитель и психолог. Очень любил природу.)
-Ребята, а какие стихотворения поэта мы уже читали, учили наизусть?
(«Осень»- «Есть в осени первоначальной…», «Весна»-«Зима недаром злится…», «Весенние воды»-«Ещё в полях белеет снег…»)
-Кроме сведений о поэте я предложила вам написать дома сочинения на темы : «Какой я видел грозу», «Как мы наблюдали грозу». Я попрошу некоторых учеников прочитать свои сочинения. (Приложение 1).
-Какая гроза в этих сочинениях?
-Да, гроза, описанная в ваших сочинениях, летняя: небо тёмное, и всё вокруг становится тёмным; гром, молния. Посмотрите на картину Маковского «Дети, бегущие от грозы». Именно такая гроза изображена на картине. Обратите внимание на лица детей, на небо. (Ребята описывают картину).
2. Работа над темой урока-А теперь послушайте стихотворения Тютчева «Люблю грозу в начале мая» (читает учитель).
-Что вы скажете о грозе, которую описал Тютчев? (Гроза весенняя, молодая, отличная от грозы, описанной в наших сочинениях).
-В мае, весной, гроза бывает короткой, мимолётной, поэтому небо даже не успело потемнеть.
-Вам понравилось стихотворение? Я предлагаю перечитать его, но при этом выделите непонятные вам слова.
На доске:
Перлы - жемчуг, нить жемчужная.
Гам - гул, гудение, крики птиц.
Шум нагорный – гул, шум воды в горах.
-Вот мы и разобрали непонятные вам слова, они помогут нам более точно уловить красоту стихотворения.
-Итак, какая же гроза в стихотворении? (резвая, игривая, весенняя, первая).
- Уточните чувство поэта, когда он пишет о грозе? (пронизано чувством радости).
(Чтение учащимися строк из стихотворения, доказывающих это).
-Скрытое сравнение, когда свойства одного предмета, чаще человека, животного переносится на другой, неживой предмет называется метафорой.
-Давайте прочитаем, как поэт описывает гром в первом четверостишии. С кем можно сравнить гром? (С ребёнком, это поэту нравится).
-Но ведь гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может? А если поэт наделяет этими качествами явления природы, как это называется?
-Кто герой стихотворения?
- Гром становится героем стихотворения. Давайте прочтём второе четверостишие и докажем, что гром – герой стихотворения.
-Что значит «молодые раскаты»? (не грозные – летние, а слабые – весенние).
-Слово в художественном произведении, особенно в стихотворении, легко и незаменимо. Оно даёт яркое представление о том, что изображает автор, что выражают его чувства, его отношение к тому, что он изображает. Сказать по-другому, значит сказать хуже, чем сказал автор, и этим исказить художественный смысл произведения.
-вот слово перлы – старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым. Давайте попробуем заменить его другими, близкими по смыслу словами. Получается что-нибудь? Почему? (слово «перлы» создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно).
-Чему радуется, чем наслаждается автор стихотворения? (красотой дождя).
-Фантастический фейерверк красоты – всмотритесь в стихотворение, как в картину – в небе голубом гремят раскаты, повисли капли дождя, они переливаются, золотятся. Какие же краски? Отчего?
-Поэт наслаждается красотой, красками, а ещё чем? (звуками).
-Прочитаем ещё раз стихотворение. Вы ничего не заметили особенного? Давайте попробуем открыть тайну, как поэт изображает гром?
-Наслаждаясь громом, он передаёт его мелодию, в словах повторяется звук.
3. Физкультминутка-релаксация (Приложение №2)
-Как мы будем читать стихотворение: быстро, или медленно; тихо или громко; весело, радостно, или грустно?
(Ребята читают, обсуждают, у кого получилось лучше).
- А сейчас закройте глаза, какие картины из стихотворения вы себе представляете?
-Это стихотворение полно радости весенней, любования; стихотворение гремит, действует, полно энергии. Вот сколько тайн мы открыли в стихотворении, вот таков Тютчев – он наслаждается грозой, она у него фейерверк красок, звуков, движений. У него стихотворение в картинах, которые блестят, движутся, звучат.
- А чтобы определить главное средство, которое использует он, чтобы передать эти картины, давайте назовём глаголы из стихотворения.
-Повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, похожих на изображаемое явление, называется аллитерацией. Например, вспомните стихотворение А.А. Барто «Шуточка про Шурочку». Использование слов со звуком [ш] передавало шуршание листьев.
-Прочитайте третье четверостишие. Как вы думаете, гроза закончилась, или продолжается?
- За каким словом спрятался автор? (поток)
-Каким бывает поток после сильного дождя, а у автора?
-Как природа реагировала на грозу? Какое слово помогает нам ответить?
-Только ли грозой наслаждается поэт? Ощущением чего? (свежести, чистоты, радости).
-На стих поэта многие композиторы написали музыку. Я предлагаю вам послушать «Весенние воды» композитора Рахманинова.
4. Обобщение
-Каким предстал перед вами поэт Фёдор Иванович Тютчев? (мастером красок, звуков).
-Что вы можете сказать о его отношении к природе? (он сливается с ней).
5. Д/з.: стихотворение наизусть, изобразите картины, которые вы «увидели» в стихотворении.